Дед

      Мой дед, Иосиф Яковлевич,  встретил войну в возрасте 38 лет, начальником пункта заготзерна, в городе Смела. Он успел отправить свою семью, жену и пять детей, в последнем эшелоне в Сибирь, а сам, получив задание обкома партии взорвать мельницу и элеватор, почти на виду входивших в город гитлеровцев, вместе с приданным ему молодым сапёром, будучи совершенно цивильным человеком, сделал это и ушёл в леса. Там, где формировалось партизанское движение, а именно в соединение Ковпака. Воевал он честно, судя по его ордену Отечественной войны и медали «За отвагу» и др.
      Я, уже повзврослев, и благоговоейно открывая коробочки с его наградами, читал наградные листы и там стояла странная дата, одна на всех наградах, 1965 год. Дед отмалчивался, вообще он был суровый человек. Но, когда я уже поступил в военное училище, он рассказал мне простую историю Ведь война – это простая история жизни и смерти.
- Медаль «За отвагу» я получил из-за своей отчаянной трусости.
Так он начал. Мы уже могли с ним выпить  и мы выпили.
- Из-за трусости.
      По приказу командования перед 25 годовщиной Октябрьской революции получили задание взять населенный пункт.  Подошли. Площадь, в церкви командный пункт. Пулеметные расчеты. Время политработником выделено чёткое – до такого часа взять. И времени в обрез. «В атаку!» команда. Можно было обойти, взять в клещи, зайти с тыла. Нет. Времени в обрез, а ещё отчитаться на Большую Землю.  "В атаку". И мы побежали. 
      Вижу своего сорокалетнего деда, в онучах и с трехлинейкой Мосина, сапожника, мельника,  простого человека. Они бежали прямо на пулеметные расчеты. И немцы, педантично,  как в тире убивали их, почти всех…
- Я бежал так быстро и с таким страхом, чтобы просто успеть к мёртвой зоне обстрела, просто добежать... 
      Из ста человек их добежало семеро. Он добежали, они убили там всех, они добивали их прикладами, резали ножами, вымещая свой страх и свою ненависть к этим  немецким солдатам, разве могли они выместит  ее на комиссаре?
За это он получил «За отвагу».
- Я был трусом.
     "Он был трусом". Вышли из леса они в 44,  когда война ушла далеко вперед, в Европу. Они вышли и попали в руки НКВД.
- Ты где был, Иосиф?
- По заданию подпольного обкома в партизанах у Ковпака. Медаль, орден…
- Мы не уверены что это ты, Йоська.
И до выяснения 5 лет лагерей. И все награды отобрали. Реабилитирован. Награды возвращены. В 1965.
      В 1984 дед в сталинском френче, носил его всю жизнь, и я, в курсантской форме,  шли в райком партии. Деду вручали золотой знак « 50 лет в партии». Он был так горд. И я с ним. 


16.05.15
Тель Авив


Рецензии
Предлагаю Вашему вниманию
С уважением, Стас.

Стас Гольдман   16.05.2015 06:05     Заявить о нарушении