Абориген с Вайгача

Из цикла "Северные рассказы"

Не погрешу против истины, если скажу,  что главным видом транспорта на Севере, исключая, конечно, оленьи и собачьи упряжки,  а также снегоходы, является авиация. Причем, вертолеты, для которых не требуется взлетно-посадочная  полоса. Я,  как и большинство участников нефтеразведочной экспедиции, базировавшейся в Варандее,  если возникала потребность побывать а Нарьян-Маре,  в Амдерме или на одной из отдаленных буровых, пользовались не рейсовыми, а  экспедиционными вертолетами Ми-8 . Быстро и надежно. На тракторе или на оленьей и собачьей упряжке по бездорожью, рискуя быть застигнутыми  в пути метелью, далеко не уедешь.
Однажды в первые дни апреля произошел курьезный случай. Погода была ясная и я вместе с другими пассажирами благополучно долетел с экипажем Ми-8 из Варандея в Амдерму. Закончил срочные дела, мы готовились в обратный рейс,  когда вертолетчики по радиостанции получили задание совершить посадку селении  Варнек,  что не острове Вайгач и загрузить для экспедиции мясо оленину. Дело в том, что на этом острове ненцы и поморы исконно занимаются оленеводством, обеспечивая материк с его коренным и пришлым  людом дешевым мясом. Приказ - есть приказ. Заработали винты и наш вертолет оторвался от обледеневшей и припорошенной земли. Минут через двадцать, преодолев по воздуху пролив Маточкин шар сверкающий  наледью припая и мешаниной шуги, вертолет достиг оконечности Вайгаче. Сквозь стекла иллюминатора внизу показались несколько бревенчатых изб. Пилоты выбрали более—менее подходящее место для посадки. Едва Ми—8 коснулся колесами покрытой снегом земли, как дверь в ближайшей избе распахнулась из помещения выскочил мужчина. Он бежал, размахивая руками и, тщетно пытался перекричать гул двигателя. Обороты винта замедлились и низкорослый абориген приблизился. На нем была сорочка с галстуком и пиджак, хотя мороз под тридцать градусов его еще не пробрал. В глаза бросился его вызывающе—начальствующий вид. Вскоре мы узнали, что он председатель сельсовета, потому и держался гоголем.
— Куда вы сели, надобно поближе к складам,— упрекнул он.— У меня нет транспорта для подвоза сюда оленины.
— Откуда нам знать, где твои мясные склады находятся? С высоты не распознать,— возразил пилот и пригласил.— Давай садись в кабину, точно укажешь место, где лучше приземлиться, чтобы не блуждать.
— Я кабинет не запер, оставил без присмотра, выбежал ведь на минутку,— неуверенно произнес начальник и указал взглядом на избу.
— Ничего с ним не случится,— обнадежил пилот.— Минутное дело, укажите место посадки  и возвратитесь в кабинет. Я подал руку и председатель сельсовета оказался в вертолете. Машина зашумела винтами и набрала высоту. Пилот хотел   найти ориентиры на местности. Но вдруг налетел резкий ветер, завьюжило, окутав все молочной пеленой. Исчезли  внизу крыши построек, все стало белым-бело. Как пилот не вглядывался, глаз не мог зацепиться хотя бы за какой-нибудь ориентир на земле.
— Наелись оленины. Придется возвращаться в Амдерму, — сообщил командир экипажа.— Рисковать нет смысла. В другой раз, когда выпадет оказия, заберем мясо.
— А как же я? — растерянно вопрошал председатель сельсовета. — У меня изба,  кабинет не закрыт,  без присмотра. Вдруг кто на печать гербовую позарится?
Он выглядел жалко, начальствующую спесь словно рукой сняло.
— Кому она нужна,  твоя печать, в глухой тундре,— ответил  пилот. — Ничем помочь не могу. Правила техники безопасности полетов запрещают в таких условиях совершать посадку, рисковать на стану. Ждите, может распогодится..
Наш  случайный попутчик еще несколько минут метался, пока  не успокоился, смирившись с ситуацией и своим положением. В Амдерме погода была сносной и мы благополучно приземлились. А вот Варендей, куда мы намеревались вылететь,  не принимал из-за ненастья. Трое суток мы промаялись в Амдерме.
— А как же я, мне надобно на Вайгач?— приставал к пилотам одетый в старую летную  куртку с чужого плеча председатель сельсовета,  имя которого за давностью  лет позабылось.
— Теперь вам с нами, любезный,  не по пути. Ждите, на Вайгаче  нелетная погода, — невозмутимо ответил командир Ми—8,  тщательно изучавший сводки метеослужбы. Я с сочувствием  наблюдал за попавшим в неожиданный переплет поморцем. Мне,  как впрочем и ему было хорошо известно, что на Вайгач вертолеты летают очень  редко, а другим способом преодолеть почти пятидесятикилометровое  расстояние,  причем через пролив, весьма рискованно. Вот так: сел человек на  минут на пять-десять в вертолет, чтобы указать место посадки,  а стал заложником непредсказуемой погоды Севера.
На Вайгаче надолго разыгралась непогода. Экипажу Ми—8 дали добро на вылет  в  Варандей и мы направились на базу. Каким способом председатель сельсовета добрался до родной избы для меня осталось неведомо. Зато этот необычный эпизод  надолго остался в памяти, да и чиновнику будет наукой.

г. Керчь


Рецензии