Этноминиатюры. Калмыки
Главный тайша Дайчин, пока женщины готовили ужин, вышел из кибитки, чтобы подышать опьяняющим воздухом степи и полюбоваться ночным небом. Для любого ойрата звёзды многое значат. Число звёзд на небе равно числу людей на земле. Каждый человек имеет свою звезду. Где же звезда тайши Дайчина? Может рядом с Алтан гасн (Полярной звездой)?
Выше неба находится обитель Будды и тех, кто достиг нирваны. В буддийский рай попадают только добродетельные души. Дайчин только что вернулся в эти степи после паломничества в Тибет, где поклонился святым местам и встретился с далай-ламой. Тот пожаловал ему титул хана, ханскую грамоту и печать. Дайчин отказался, заявив: «Подобно мне нойонов много, как я буду ханом?»
Вот его отец, Хоурлюк, был великим ханом. Это он сумел пятьдесят тысяч кибиток, объединив всех под одной властью, вывести из Чжунгарии и прибыть со всеми в год водяной обезьяны на берега Волги. Белый уруский хан (Российский Император) запрещал Дайчину кочевать по волжским степям. Да и может ли кочевник слушаться царским указам? Степи эти и вода вокруг – божьи, а не царские, да и кочевать ойратам негде. А городов здесь нет, земля пустынна. Отцы наши, деды и прадеды никогда в холопстве ни у кого не бывали. Да и в книгах у нас того не написано, чтоб мы у кого в холопстве были. Живём сами по себе и улусными своими людьми.
Но запреты со стороны урусов продолжались, что оставалось делать? Ради своего народа он подписал первый письменный договор – шерть, по которому подданные Дайчина стали подданными белого хана, уруса-императора. И теперь все могут свободно кочевать по отведённым царём землям.
Дайчин тяжело вздохнул и снова поднял голову, чтобы посмотреть на звёздное небо. Где звёзды ойратов? Их должно быть больше, чем было. Дайчин получил улус в сто шестьдесят кибиток, а теперь у него сто тысяч человек. Он может выполнять требования белого хана и посылать своих людей для участия в войнах России против Крымского ханства и Речи Посполитой. Ойраты храбрый народ, выносливые конники. Но Дайчин должен также выполнять требования царя, изложенные в договоре: «Быть у Российского Императора в вечном послушании, не совершать набеги на города, не убивать и не брать в плен россиян, не иметь сношений с неприятелями России и на войне служить без измены». Дайчин помнит, что он сказал тогда, подписывая шерстные грамоты: «Как склеена эта бумага, так и пусть русские и калмыцкие люди сольются воедино навеки». Теперь он много сил отдаёт укреплению своего улуса и воспитанию своего внука Аюки, будущего правителя ойратов.
Дайчин уже не увидит, как на звёздном небе померкнут звёзды, когда сто семьдесят тысяч ойратов (калмыков) двинутся с Волги в Чжунгарию, на родину своих предков. Через восемь месяцев лишь семьдесят тысяч достигнут Китая, а остальные будут убиты, загублены в песчаной пустыне голодом, болезнями и безводьем, куда их загонят киргизы, чтобы пограбить переселявшихся, захватить в плен и продать в неволю. Прибывшие в Китай со временем потеряют свой язык, свою религию и станут совсем другим народом.
А на Юг Российской Империи, в степь между Волгой и Доном снова пришла весна и вышила на ярко зелёной траве цветной ковёр из тюльпанов таких невиданных оттенков, какие может подобрать для своей картины с пейзажем лишь очень талантливый художник.
Аюка, внук Дайчина, сидя в седле, любовался степью окружении воинов-всадников. Совсем недавно у него в ставке был сам Пётр Великий. Как повелось у калмыков, гостя встречали джомбой (чай с молоком и маслом). Императору напиток понравился. А до этого в период персидского похода Аюка был гостем русского царя, который встречал его на галере под Саратовом. Тогда Пётр подарил Аюке дорогую саблю. Хан велел находившейся неподалеку группе калмыков стать в кружок и пустить вверх стрелы, которые упав на землю, также образовали круг. Указывая на саблю и на стрелы, Аюка сказал: «Эта сабля и эти стрелы всегда будут готовы на поражение врагов России».
Пётр Первый знал об Аюке из грамоты запорожского атамана царю Алексею Михайловичу: «Великий Государь! Для помощи Войску Запорожскому казаков-донцов присылать не надо. Прошу прислать тайшу Аюку со своими калмыками. Это народ воинственный, с копьем садится на коня, вооружен колчанами с большими стрелами с широкими наконечниками, отличные наездники и прекрасно владеют мечом. По характеру своему люди мужественные и отважные. В бою страшны. Никогда не отступают».
Император уважает Аюку, потому и поручил ему охранять границы русского государства. И ещё не хочет замечать проявление самоволия и безрассудства поступков хана. Аюка не умеет быть покорным и исполнительным. Как хочет русский царь у него не получается. Хан вызвался помогать царю в искоренении шаек бунтовавших донских казаков, но, возвращаясь домой, разорил русские деревни и увел в свои улусы около тысячи русских крестьян. Даже когда Далай-лама прислал ханский титул и печать, Аюка принял эти пожалования, но русского царя о сношениях с Тибетом не известил. А потом явилось к Аюке китайское посольство. Хан заявил о своих симпатиях к Китаю и розни с Россией. Но когда кубанский султан Бакта-Гирей напал на калмыков и разграбил все улусы, Аюку в Астрахани защитили русские полки.
Аюка умел себя уважать и знал, что никто из правителей Калмыкии не смог так сплотить народ, как он. Хан ценит калмыков за стойкость к страданиям, неприхотливость, непритязательность, настойчивость при достижении реально существующих целей. Его народ всегда доволен тем, что есть в жизни в настоящее время, умеет ограничивать себя в желаниях и мечтах, не задумывается о трудностях жизни, умеет легко и быстро их преодолевать. Не зря о калмыках говорят «народ-воин».
Историк-этнограф, археолог, востоковед Лев Гумилёв однажды сказал: «Калмыки – мой любимый народ. Не называйте меня Львом, называйте меня Арсланом (арслан по-калмыцки – лев).
Свидетельство о публикации №215051600257