Дорога детства

С давних времён существует в Белорусской глубинке деревня с загадочным названием «Гарывада» (горящая вода). Это название она получила задолго до того, как в ней разведали запасы нефти. Я родился в небольшой деревеньке, расположенной в восьми километрах от деревни «Гарывада», в ней прошло моё босоногое детство. После окончания школы уехал в Россию.
В ту пору в деревеньке было около двадцати хозяйств. Находилось она в живописном месте: кругом дремучие леса, полные ягод, грибов и зверей. Мы с детства собирали землянику чернику, клюкву, белые грибы. Недалеко была речушка, на которой летом  проводили целые дни. В деревеньке не было: ни школы, ни почты, ни магазина, ни фельдшерского пункта – всё это имелось в деревне «Гарывада», к которой от деревеньки вела широкая, разъезженная, пыльная летом и грязная осенью просёлочная дорога, на ней через ручей был ветхий деревянный мостик. Я всё надеялся, что дорогу заасфальтируют и построят  капитальный железобетонный мост. Но, видно, она никому не была нужна, и тогда у меня родилась мечта: вырасти и выучиться на строителя дорог и мостов, приехать в свою деревеньку и построить, наконец, настоящую дорогу с мостом.

На всю жизнь я запомнил свою просёлочную дорогу, сколько раз приходилось ходить по ней пешком, ездить на лошади: в школу, магазин, церковь. И даже позже, приезжая к родителям, я ходил по ней  в деревню, что бы вспомнить своё детство, сходить в церковь

Давно уже не стало моих родителей, остался заброшенным родительский дом. Вот я уже на пенсии, десять лет, как не был на родине. Захотелось мне ещё раз  побывать в деревеньке, где я родился, и прошла моя юность, побывать на кладбище, посмотреть на родительский дом с тремя соснами возле него.

Я иду по улице, вот наш дом, сосны как стояли, так и стоят, а родительский дом имеет жалкий вид: выломаны окна и двери, почти нет пола, всё заросло бурьяном. Грустно стало на душе, а ведь когда-то я был счастлив здесь. Зашел к соседке бабке Кондратьевне – жива ещё старушка, но совсем дряхлая, живёт одна и сама себя обслуживает. Увидела меня и обрадовалась.
- Михась, каго я бачу? Заходь.
- Здравствуй Кондратьевна! Приехал посмотреть на родительский дом, а от него почти ничего не осталось. Вот Вам гостинцы: конфеты, колбаса, консервы.
- Дзякую! Но мяне ничога не треба, зубов нема.
- Можно будет у тебя переночевать?
- Да начуй кольки хочаш, месцы шмат, правда, цяпер у мяне гастюе унучка Алеся з Минску, яна цяпер на рэчки. Я на ложку пасплю, унучка на кравати, а ты на дяване.

Я решил пройтись по деревеньке, впечатление удручающее: только в нескольких хатах теплится жизнь, остальные заброшены или разрушены, как наш дом. Всё мне напомнило детство. А вот и изба – клуб, на дверях висит огромный амбарный, заржавевший замок. Здесь мы устраивали танцы, смотрели фильмы, занимались в кружках. Прошёлся по лесной тропинке, вышел на дорогу детства – пустынную, расхлёбанную, пыльную. Завтра пройдусь по ней до деревни «Гарывада». Делать было нечего, и я пошёл на деревенское кладбище, и здесь запустение и тлен. С трудом нашёл могилы родителей, заросшие бурьяном, покосившийся крест. Повозился с могилами, пока не привёл их в надлежащий порядок. Долго стоял возле них и разговаривал с родителями, просил  прощения за то, что уехал. Я прощался с ними, знал, что больше сюда уже не вернусь.

Дома у Кондратьевны застал её внучку Олесю – молодую, симпатичную девушку с льняными волосами и голубыми глазами – студентку минского университета. Она узнала, что я собираюсь в деревню и напросилась пойти со мной.

 Спать было удобно, но мне не спалось, на душе было тоскливо, вспоминал своё детство в этой деревеньке. Заснул под утро, когда запел бабкин петух, видно, его пение меня успокоило.

Корову Кондратьевна не держала – трудно, но молоко у неё было. Мы с Олесей позавтракали молоком с хлебом и отправились в дорогу.
- Олеся, Вот моя дорога детства. У каждого человека есть своя дорога, моя начинается здесь. Она мне кажется вечной, жизнь на ней замерла, дорога широкая, изгибается в соответствии с местностью: то идёт вдоль леса, то вдоль поля, огибает овраг. По ней можно идти не спеша, любуясь красотой природы и думать о смысле жизни, можно попить холодной, вкусной родниковой воды, отдохнуть у деревянного мостика через журчащий ручей под тенью векового дуба. Её не сравнишь с прямой, как стрела магистралью, по которой снуют машины на большой скорости и жизнь мелькает из окна автомобиля.

- А почему бабушка зовёт Вас «Михась»?
- Так звали меня в детстве, а ты можешь называть меня просто «дядя Миша». Я хорошо знал твоих родителей Ядвигу и Стася. Они были моложе меня, но встречались и на речке и в клубе. Красивая была пара, потом они уехали в Минск, где родилась ты.
- Приеду в Минск, расскажу им про Вас. Дядя Миша, а у Вас есть семья?
- Есть, конечно, жена дочь и двое внуков, скоро правнука дождусь.
- А почему они с Вами не приехали?
- Мне захотелось одному побыть на родине, ведь я приехал последний раз, попрощаться.
- Почему последний раз?
- Стар я уже, Олеся, а свидание с родиной в таком возрасте стоит большого душевного здоровья. Какие только мысли не приходят в голову. Спасибо тебе, что согласилась пройтись со мной по моей дороге. Для меня ты не только встреча с родиной, но и с моей юностью. Ведь я здесь любил девушку тоже по имени Олеся, с такими же волосами цвета льна. Но она не захотела со мной уехать. А мне здесь стало тесно, я должен был вырваться на простор жизни.

-А вот и ручей с мостиком, и могучий дуб. Давай сделаем привал, ты, если хочешь, можешь ополоснуться в ручье. Дальше есть родник с холодной и вкусной водой.
- Ой! Как здорово! Спасибо Вам, дядя Миша, за приятную прогулку.

Мы лежали на тёплом песке и разговаривали. Я рассказал Олесе про моё детство и дальнейшую жизнь, про свою мечту выучиться  на строителя автодорог и мостов на них, о том, как осуществил эту мечту, и как принимал участие в проектировании и строительстве большого количества мостов на дорогах нашей страны. Олеся рассказала мне про своих родителей, про свою любовь. Она приехала к бабушке проведать её, и побыть одной, потому что повздорила со своим Вадиком. Но уже скучает по нему, очень любит его, и он её любит – это она поняла здесь. Приедет в Минск и обязательно попросит у него прощения.

Потом мы продолжили свою прогулку, Олесе захотелось идти босиком.
- Какой тёплый и нежный песок дороги! Теперь поняла, почему вы любили ходить босиком.

В деревне мы первым делом зашли в церковь, помолились, поставили свечки. Походили по деревне, зашли в сельмаг. Я купил Кондратьевне гостинцы, и направились в обратную дорогу.

Возле нас остановилась «Нива», из неё вышел мой друг детства. Разговорились, он предложил отвезти нас домой.
Вечером мы гуляли с Олесей по деревеньке, я показал ей любимые места наших детских игр. Завтра утром я должен уехать. Олеся уговаривала меня остаться ещё на пару дней и вместе уехать.
- Как же с Вами интересно, дядя Миша. А знаете, что я решила? Я Вашу поселковую дорогу сделаю то же началом моей дороги жизни, ведь здесь мои корни


Рецензии
Дорого стоит и сохранить воспоминания о детстве.Что может волновать человека когда
он приходит к тому времени,когда свободна душа,тело отдыхает от работы,и хочется все нарисовать детство,друзей по школе,родителей вечно не разрешали далеко уходить от дома.Но пришлось расстаться с детством,новая жизнь студента,первая любовь.Семья.Остановилась жизнь словно в вакууме,телевизор,газеты иногда в лес за грибами,а в детстве целыми днями на речке,и не до чего нам не было дела.
Спасибо Миша,у каждого было свое детство. 16.06.17 ---Нинель.

Нинель Товани   16.08.2017 08:30     Заявить о нарушении
Нинель, и у меня самые прекрасные воспоминания о детстве!

Миша Сапожников   16.08.2017 08:36   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.