Коктебель - край голубых вершин

На крымском побережье в двадцати километрах южнее Феодосии  у подножья  восхищающего своей красотой и величием вулканического горного массива Кара-даг  у живописной бухты Черного моря расположен поселок  Коктебель. Точная дата его основания его неведома. Но долина была заселена еще в древние времена. Близ поселка археологами  обнаружены кремневые орудия труда эпохи меди, выявлены несколько поселений эпохи бронзы, таврский могильник. В VIII столетии на берегу бухты был порт, разрушенный  печенегами в Х веке.  Жизнь в нем возобновилась лишь через триста лет. Сохранился армянский монастырь, возведенный в  XIII-XIV столетиях. Известно, что уже в XV веке  на нынешней  территории Коктебеля находилось крупное средневековое поселение, превратившееся со временем в морской торговый город. Об  обитаемости  долины вокруг Кара-дага свидетельствуют каменные шлифованные молотки, найденные у восточного склона горы Святой. 
Ныне  население  не превышает трех тысяч  человек, а в курортный сезон увеличивается в  три-четыре раза. Здесь  в благоприятных природных  и  рекреационно-климатических условиях  успешно развивается   санаторно-туристический бизнес,  садово-винодельческое производство.
Ежегодно в пансионатах  «Голубой залив», туристической база «Приморье»,  в частных отелях отдыхают и укрепляют здоровье десятки тысяч гостей из России, Белоруссии и других стран ближнего и дальнего зарубежья.   В переводе с тюркского языка  Коктебель означает край голубых вершин. Привлекает  он  туристов  не только  причудливо-сказочными, таинственными   изваяниями  Кара-дага (с тюркского,  черная, мрачная гора), бирюзой  уютных бухт, но и яркими событиями,  именами  замечательных  людей, оставивших добрый след в  истории Отечества, его науки, культуры, искусства, в том числе литературы и живописи.
               
 Колыбель планеризма и авиации

В советский период Коктебель  получил и второе название Планерское. И не случайно, ведь в его окрестностях находится известная, пожалуй, каждому любителю воздухоплавания гора Клементьева, названная в память о погибшем  здесь в 1924 году планеристе-испытателе  Петре  Клементьеве. Гора  является естественной границей между степным и горным Крымом. Имея форму восьмикилометровой дуги, она огибает с северо-востока Коктебельскую долину.
Хребет Узун-Сырт представляет собой  длинное, около 7 километров и широкое – 300-600 метров, с тремя явно выраженными вершинами горное плато, ограждающее от северных ветров круглую долину Бараколь, диаметром около 4 километров, в которой от нагревания воздуха постоянно возникают восходящие воздушные потоки. На западе и юго-западе гора ограничена вулканическим массивом Кара-Даг. Высота ее над долиной с юга – 130 метров, с севера – 80 метров. При южном и северном ветрах над  горой образуются восходящие воздушные потоки. Самой природой созданы  идеальные условия для полета планеров, которые могут помногу долго парить здесь без посадки. 
Гору справедливо называют колыбелью российского  планеризма и авиации. Начиная с 1923 года, на ней проводились всесоюзные планерные слеты, а в 1929 году была открыта Высшая летно-планерная школа. Здесь начинали свой путь в авиацию многие выдающиеся  авиаконструкторы Андрей  Туполев,  Олег Антонов, Сергей Ильюшин, Александр Яковлев, главный конструктор космических кораблей Сергей Королев, а также летчики испытатели и  планеристы   Константин Арцеулов, Василий Степанченок, Семен Гавриш, Сергей Анохин, первые планеристки страны, рекордсменки Маргарита Раценская, Екатерина Грунауэр, Ольга Клепикова  и другие отважные пилоты. 
«… По-прежнему влечет в Коктебель людей-птиц. И слетаются на Гору дельтапланеристы на своих диковинных дельтапланах, и вновь открывает подковообразная Гора широкие объятия уже новому, но столь же беспокойному поколению летателей,- писал Олег Антонов. -  И вы увидите этот блещущий мир, войдите в него как в святилище, как в сотворенное природой чудо красоты, согретое теплотой человеческих сердец…»
В 1973 году на плато установлен в виде памятного обелиска настоящий планер А-13 в честь 50-летия первых испытаний планеров. Он  выполняет функцию флюгера. На этом же плато, но уже в семидесятые – восьмидесятые годы  ХХ века начали проводить соревнования мастеров дельтапланеризма и парапланеризма, а в Феодосии действует  Музей дельтапланеризма. Ежегодно в мае проводятся международные соревнования «Воздушное братство» и чемпионат по полетам на воздушных шарах (тепловых аэростатах). А  в сентябре -  слет любителей, встреча всех, кого увлекают воздушные полеты. В эту пору сотни парапланов и дельтапланов парят в небе над легендарной горой Клементьева. Именно здесь оттачивали мастерство полета лучшие авиаторы страны.  В  Крыму начинались дороги в небо – сначала в авиацию, а потом и в космос – многих прославленных летчиков, космонавтов. Здесь они отрабатывали технику и технологию полетов, испытывали оборудование и приборы. Гора  продолжает ставить «на крыло»  новое поколение  романтиков – покорителей воздушного океана.  Тысячи людей в этом «гнезде», породнившись с небом, стали в душе птицами.
 
Обитель муз и вдохновения

Там, где романтика неба, там  царство муз, поэзии, живописи, музыки. Хотя в Коктебеле они  поселились задолго до  полетов планеров и других летательных аппаратов.   Искусные творцы Серебряного века русской поэзии Максимилиан Волошин и Марина Цветаева на века прославили этот край, как источник первозданной красоты и вдохновения,  гармонии природы и человека.
 Здесь в благодатном царстве гор, лесов  и моря  раскрылся многогранный талант  поэта и художника Максимилиана Кириенко-Волошина (1877-1932).  Он родился в Киеве в семье юриста. Исключенный  за вольнодумство  из Московского университета в шестнадцатилетнем возрасте  переехал  в Коктебель, который через несколько лет превратился в культурный центр не только России, но и Европы. А сам Волошин вошел в плеяду  образованных людей своего времени. Он проявил себя знатоком не только литературы и живописи, но географии,  биологии,  философии, астрономии ( с 1927 года был член Французского астрономического общества. Из газетных  статей и репортажей, опубликованных в Париже, .сложилась четырехтомная русско-французская энциклопедия искусства начала ХХ века «Лики творчества». Его  собрание  новейшей французской живописи представлено в Музее изобразительных искусств и в Эрмитаже. В  Париже Волошин отобрал для Щукинской коллекции Гогена, Ван Гога, Матисса, Моне, Ренуара и других импрессионистов. Когда Щукин вдруг засомневался, Волошин разъяснил ему, что со временем эти полотна будут на вес золота и оказался прав.
Отличающийся незаурядным умом, зоркостью и любознательностью, Максимилиан живо общался с природой,  вдоль и поперек исходил  Кара-даг в странной экипировке:  в длинной,  кустарного холста рубахе, подпоясанной таким же поясом; сандалии на босу ногу; буйные волосы, перевязанные жгутом, жгут свит из седой полыни. Поэт и художник задался целью: расколдовать Вселенную, назвать все правильными именами. Свои путешествия он не ограничил лишь территорией Крыма,  исходил  пол-Европы пешком и  возвратил  в Коктебель, в родные места  поэтически любовно названные «Киммерией». Волошин  -  поэт, художник, краевед, археолог-любитель, отыскавший вблизи Коктебеля остатки древнего поселения, но прежде всего,  просто очень непохожий на других человек.  Он отдал дань блужданию духа. Еще во Франции увлекся оккультными учениями поры Французской революции, а потом буддизм, католичество, магия, масонство, теософия Штейнера. Сердце успокоилось христианством. 
Максимилиан, обретя мировую известность,  магнитом притягивал к себе  выдающихся современников.  У него  гостили поэты и писатели Максим Горький, Александр Грин,  Николай Гумилев, Корней Чуковский, Леонид Леонов,  Михаил Пришвин, Валерий Брюсов, Михаил Булгаков, Марина Цветаева,  Алексей Толстой, для которого  хозяин соорудил специальное бюро. Его  можно увидеть в нынешнем доме-музее Волошина. Радушно он принимал  художников  Василия Поленова, Кузьму Петрова-Водкина, Александра Бенуа, Константина Богаевского, и многих другие деятелей  литературы, живописи, музыки, театра и иных видов искусства
      
Моей мечтой с тех пор напоены
Предгорий героические сны
И Коктебеля каменная грива;
Его полынь хмельна моей тоской,
Мой стих поет в волнах его прилива,
И на скале, замкнувшей зыбь залива,
Судьбой и ветрами изваян профиль мой, -

пророчески  утверждал Волошин. Умер он 11 августа 1932 года и похоронен на вершине горной гряды Кучук-Енишар, неподалеку от мыса Хамелеон. Перед смертью поэт  указал это место и просил не сажать вокруг его могилы цветов и деревьев,  так как любил Коктебель именно за первозданную и дикую красоту, которой не успела коснуться рука человека. Местные жители так и называют  Кучук-Енишар горой Волошина.
               
Шедевры Марины Цветаевой

Особенно искренняя, бескорыстная дружба связывала поэта  с сестрами Мариной и Анастасией Цветаеевыми, часто  гостившими в его обители Муз.  Волошину  Марина   обязана обретением новых  замечательных друзей. Она писала об этом его призвании «сводить людей, творить встречи и судьбы». В Коктебеле «у Макса» поэтесса  познакомилась с Сергеем Эфроном, своим будущим мужем. Объектом поклонения стала для нее мать Волошина — Елена Оттобальдовна Пра, женщина, по ее словам, «человеческой и всякой исключительности, самоценности, неповторимости». Под «эгидой Макса» она познакомилась с Львом Толстым. «Коктебель 1911 года — счастливейший год моей жизни. Никаким российским не затмить того сияния»,— писала Цветаева. В мае 1913 года она вновь приезжает к Волошину  с мужем и годовалой дочкой. Именно тогда ею были  созданы ранние поэтические шедевры. Под небом Киммерии впервые прозвучали стихотворения: «Моим  стихам,  написанным так  рано…», «Идешь, на меня похожий…», «Вы, идущие мимо меня…», «Мальчиком, бегущим резво…», «Я  сейчас лежу ничком…», «Идите же! Мой голос нем…», циклы «Асе» и другие. И в последующие годы  летом и осенью она гостит в Коктебеле.
Благодарная  поэту  за уют, она спрашивала: «Чем я тебе отплачу?» Через два десятилетия, узнав о смерти поэта, Цветаева напишет о нем прекрасные воспоминания «Живое о живом». Высокий лад Коктебеля она описала и в очерке «История одного посвящения». А в конце 30-х годов, подводя итоги, Марина Ивановна выстроила свой жизненный ряд следующим образом: «Таруса… Коктебель да чешские деревни — вот места моей души». Трагически сложилась судьба  Марины Цветаевой (1892- 1941). Оказавшись изгоем в Елабуге, она от травли, безысходности и забвения  покончила жизнь самоубийством.
Ее произведения, как и других мастеров художественного слова. Сергея Есенина,  Михаила Булгакова, Анны Ахматовой, Михаила Зощенко, Бориса Пастернака, долгое время были под запретом, но  зеленым ростком через асфальт пробились к солнцу, к людям, ибо составляют сокровищницу русской и мировой поэзии, в них душа народа. Многие ее стихи стали песнями. Она в исполнении знаменитой эстрадной певицы Аллы Пугачевой звучат в культовом фильме Эльдара Рязанова «Ирония судьбы или  С легким паром», в музыкальных композициях, переиздаются многотысячными тиражами, своей красотой , изящностью и глубиной мысли восхищая читателей и слушателей.
В Коктебеле  есть Музей-квартира сестер Цветаевых. С 1999 г. собрана фондовая коллекция материалов (печатные издания, предметы искусства, мемориальные вещи, большая коллекция иконографии, аудио- и видеоматериалы, автографы и др.). Коллекция постоянно пополняется московским Домом-музеем М. И. Цветаевой. В мемориальном здании воссозданы мемориальная комната-гостиная (типологический интерьер начала XX в.) и литературные экспозиции «Крым в судьбе сестер Цветаевых» и «Феодосия литературная».
               
Стихи, как драгоценные вина

 Творчество поэта сродни искусству талантливого винодела, создающего солнечный напиток с букетом вкуса, цвета и аромата, отличных от других. Так и подлинная поэзии, вызывающая яркие ассоциации, образы  в  сознании человека, становится не только духовно, но и физически осязаемой, способной  очаровать магией слова, глубиной и совершенством мыслей и чувств автора.  Поэтому вполне логично, что Коктебель  знаменит  планеризмом, поэзией и виноделием.
Достопримечательностью, притягательной для туристов, литераторов, художников и музыкантов,  является завод марочных вин и коньяков. Основоположником виноделия в Коктебеле считается немец Эдуард Юнге – академик, врач-офтальмолог. Им в конце Х1Х века  были заложены виноградные плантации.  Благодаря особым климатическим условиям и почвам, насыщенным редким составом микроэлементов, коньяки и вина уникальны в своем роде. Они признаны вершиной коньячного мастерства. Завод  выпускает  коньяки разных категорий, среди них – ординарные, марочные, коллекционные и VIP коньяки, в том числе «Кара-Даг» и  «Коктебель», «Кутузов»,  коньяк выдержанный (КВ), коньяк  старый (КС) и коньяк очень старый (ОС) из коньячного спирта среднего возраста не менее  шести, десяти  и двадцати лет выдержки.
Наибольшую популярность получили такие вина от завода, как Мадера Коктебель, марочные десертные вина «Старый Нектар», «Талисман», «Мускат Коктебель» и «Кара-даг», столовые полусладкие вина «Монте Руж» и «Монте Блан», а также появившиеся буквально несколько лет назад столовые сухие вина «Пино-Фран  Коктебель» и «Шардоне Коктебель». А площадка завода по изготовлению мадеры является самой большой и мощной во всей Европе. Завод Коктебель имеет многочисленные награды, а его продукция пользуется большим спросом не только на территории Крыма, Украины и стран СНГ, но и за рубежом.
Почему я акцентировал внимание на виноделии? Потому, что в гостеприимном доме Волошина, где постоянно царила атмосфера творчества, устраивались встречи, вечера поэзии, не обходилось без дегустации солнечных хмельных напитков. Но это было не разгульное купеческое застолье, а культурное питие, ради  вдохновения, доверчивости  и теплоты  отношений. Не случайно в  прелестной голове Марины родились такие великолепные и пророческие строки:
               
Моим стихам, написанным так рано,
Что и не знала я, что я - поэт,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет,

Ворвавшимся, как маленькие черти,
В святилище, где сон и фимиам,
Моим стихам о юности и смерти,
- Нечитанным стихам!

Разбросанным в  пыли  по  магазинам,
Где их никто не брал и не берёт,
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черёд.
(Коктебель, 13 мая 1913 года)
 
Цветаева  не ошиблась в своем пророчестве. Ее великолепным стихам давно пришел черед.  Она, не запятнав свое имя и честь, сохранив верность таланту и справедливости, оставила ныне живущим и будущим поколениям, почитателям и ценителям изящной, магически-прекрасной поэзии, свои уникальные творения, гармоничные по форме и содержанию.  Поэтому не только сказочными пейзажами,  величественным Кара-дагом, уютными  бухтой,  красотами природы манит к себе  творческих людей  Коктебель, но особой атмосферой вдохновения, историей, легендами, созданными  М. Волошиным, М. Цветаевой и другими мастерами слова и живописи.

 Коктебель. Крым


Рецензии