Коктебель - край голубых вершин
Ныне население не превышает трех тысяч человек, а в курортный сезон увеличивается в три-четыре раза. Здесь в благоприятных природных и рекреационно-климатических условиях успешно развивается санаторно-туристический бизнес, садово-винодельческое производство.
Ежегодно в пансионатах «Голубой залив», туристической база «Приморье», в частных отелях отдыхают и укрепляют здоровье десятки тысяч гостей из России, Белоруссии и других стран ближнего и дальнего зарубежья. В переводе с тюркского языка Коктебель означает край голубых вершин. Привлекает он туристов не только причудливо-сказочными, таинственными изваяниями Кара-дага (с тюркского, черная, мрачная гора), бирюзой уютных бухт, но и яркими событиями, именами замечательных людей, оставивших добрый след в истории Отечества, его науки, культуры, искусства, в том числе литературы и живописи.
Колыбель планеризма и авиации
В советский период Коктебель получил и второе название Планерское. И не случайно, ведь в его окрестностях находится известная, пожалуй, каждому любителю воздухоплавания гора Клементьева, названная в память о погибшем здесь в 1924 году планеристе-испытателе Петре Клементьеве. Гора является естественной границей между степным и горным Крымом. Имея форму восьмикилометровой дуги, она огибает с северо-востока Коктебельскую долину.
Хребет Узун-Сырт представляет собой длинное, около 7 километров и широкое – 300-600 метров, с тремя явно выраженными вершинами горное плато, ограждающее от северных ветров круглую долину Бараколь, диаметром около 4 километров, в которой от нагревания воздуха постоянно возникают восходящие воздушные потоки. На западе и юго-западе гора ограничена вулканическим массивом Кара-Даг. Высота ее над долиной с юга – 130 метров, с севера – 80 метров. При южном и северном ветрах над горой образуются восходящие воздушные потоки. Самой природой созданы идеальные условия для полета планеров, которые могут помногу долго парить здесь без посадки.
Гору справедливо называют колыбелью российского планеризма и авиации. Начиная с 1923 года, на ней проводились всесоюзные планерные слеты, а в 1929 году была открыта Высшая летно-планерная школа. Здесь начинали свой путь в авиацию многие выдающиеся авиаконструкторы Андрей Туполев, Олег Антонов, Сергей Ильюшин, Александр Яковлев, главный конструктор космических кораблей Сергей Королев, а также летчики испытатели и планеристы Константин Арцеулов, Василий Степанченок, Семен Гавриш, Сергей Анохин, первые планеристки страны, рекордсменки Маргарита Раценская, Екатерина Грунауэр, Ольга Клепикова и другие отважные пилоты.
«… По-прежнему влечет в Коктебель людей-птиц. И слетаются на Гору дельтапланеристы на своих диковинных дельтапланах, и вновь открывает подковообразная Гора широкие объятия уже новому, но столь же беспокойному поколению летателей,- писал Олег Антонов. - И вы увидите этот блещущий мир, войдите в него как в святилище, как в сотворенное природой чудо красоты, согретое теплотой человеческих сердец…»
В 1973 году на плато установлен в виде памятного обелиска настоящий планер А-13 в честь 50-летия первых испытаний планеров. Он выполняет функцию флюгера. На этом же плато, но уже в семидесятые – восьмидесятые годы ХХ века начали проводить соревнования мастеров дельтапланеризма и парапланеризма, а в Феодосии действует Музей дельтапланеризма. Ежегодно в мае проводятся международные соревнования «Воздушное братство» и чемпионат по полетам на воздушных шарах (тепловых аэростатах). А в сентябре - слет любителей, встреча всех, кого увлекают воздушные полеты. В эту пору сотни парапланов и дельтапланов парят в небе над легендарной горой Клементьева. Именно здесь оттачивали мастерство полета лучшие авиаторы страны. В Крыму начинались дороги в небо – сначала в авиацию, а потом и в космос – многих прославленных летчиков, космонавтов. Здесь они отрабатывали технику и технологию полетов, испытывали оборудование и приборы. Гора продолжает ставить «на крыло» новое поколение романтиков – покорителей воздушного океана. Тысячи людей в этом «гнезде», породнившись с небом, стали в душе птицами.
Обитель муз и вдохновения
Там, где романтика неба, там царство муз, поэзии, живописи, музыки. Хотя в Коктебеле они поселились задолго до полетов планеров и других летательных аппаратов. Искусные творцы Серебряного века русской поэзии Максимилиан Волошин и Марина Цветаева на века прославили этот край, как источник первозданной красоты и вдохновения, гармонии природы и человека.
Здесь в благодатном царстве гор, лесов и моря раскрылся многогранный талант поэта и художника Максимилиана Кириенко-Волошина (1877-1932). Он родился в Киеве в семье юриста. Исключенный за вольнодумство из Московского университета в шестнадцатилетнем возрасте переехал в Коктебель, который через несколько лет превратился в культурный центр не только России, но и Европы. А сам Волошин вошел в плеяду образованных людей своего времени. Он проявил себя знатоком не только литературы и живописи, но географии, биологии, философии, астрономии ( с 1927 года был член Французского астрономического общества. Из газетных статей и репортажей, опубликованных в Париже, .сложилась четырехтомная русско-французская энциклопедия искусства начала ХХ века «Лики творчества». Его собрание новейшей французской живописи представлено в Музее изобразительных искусств и в Эрмитаже. В Париже Волошин отобрал для Щукинской коллекции Гогена, Ван Гога, Матисса, Моне, Ренуара и других импрессионистов. Когда Щукин вдруг засомневался, Волошин разъяснил ему, что со временем эти полотна будут на вес золота и оказался прав.
Отличающийся незаурядным умом, зоркостью и любознательностью, Максимилиан живо общался с природой, вдоль и поперек исходил Кара-даг в странной экипировке: в длинной, кустарного холста рубахе, подпоясанной таким же поясом; сандалии на босу ногу; буйные волосы, перевязанные жгутом, жгут свит из седой полыни. Поэт и художник задался целью: расколдовать Вселенную, назвать все правильными именами. Свои путешествия он не ограничил лишь территорией Крыма, исходил пол-Европы пешком и возвратил в Коктебель, в родные места поэтически любовно названные «Киммерией». Волошин - поэт, художник, краевед, археолог-любитель, отыскавший вблизи Коктебеля остатки древнего поселения, но прежде всего, просто очень непохожий на других человек. Он отдал дань блужданию духа. Еще во Франции увлекся оккультными учениями поры Французской революции, а потом буддизм, католичество, магия, масонство, теософия Штейнера. Сердце успокоилось христианством.
Максимилиан, обретя мировую известность, магнитом притягивал к себе выдающихся современников. У него гостили поэты и писатели Максим Горький, Александр Грин, Николай Гумилев, Корней Чуковский, Леонид Леонов, Михаил Пришвин, Валерий Брюсов, Михаил Булгаков, Марина Цветаева, Алексей Толстой, для которого хозяин соорудил специальное бюро. Его можно увидеть в нынешнем доме-музее Волошина. Радушно он принимал художников Василия Поленова, Кузьму Петрова-Водкина, Александра Бенуа, Константина Богаевского, и многих другие деятелей литературы, живописи, музыки, театра и иных видов искусства
Моей мечтой с тех пор напоены
Предгорий героические сны
И Коктебеля каменная грива;
Его полынь хмельна моей тоской,
Мой стих поет в волнах его прилива,
И на скале, замкнувшей зыбь залива,
Судьбой и ветрами изваян профиль мой, -
пророчески утверждал Волошин. Умер он 11 августа 1932 года и похоронен на вершине горной гряды Кучук-Енишар, неподалеку от мыса Хамелеон. Перед смертью поэт указал это место и просил не сажать вокруг его могилы цветов и деревьев, так как любил Коктебель именно за первозданную и дикую красоту, которой не успела коснуться рука человека. Местные жители так и называют Кучук-Енишар горой Волошина.
Шедевры Марины Цветаевой
Особенно искренняя, бескорыстная дружба связывала поэта с сестрами Мариной и Анастасией Цветаеевыми, часто гостившими в его обители Муз. Волошину Марина обязана обретением новых замечательных друзей. Она писала об этом его призвании «сводить людей, творить встречи и судьбы». В Коктебеле «у Макса» поэтесса познакомилась с Сергеем Эфроном, своим будущим мужем. Объектом поклонения стала для нее мать Волошина — Елена Оттобальдовна Пра, женщина, по ее словам, «человеческой и всякой исключительности, самоценности, неповторимости». Под «эгидой Макса» она познакомилась с Львом Толстым. «Коктебель 1911 года — счастливейший год моей жизни. Никаким российским не затмить того сияния»,— писала Цветаева. В мае 1913 года она вновь приезжает к Волошину с мужем и годовалой дочкой. Именно тогда ею были созданы ранние поэтические шедевры. Под небом Киммерии впервые прозвучали стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Идешь, на меня похожий…», «Вы, идущие мимо меня…», «Мальчиком, бегущим резво…», «Я сейчас лежу ничком…», «Идите же! Мой голос нем…», циклы «Асе» и другие. И в последующие годы летом и осенью она гостит в Коктебеле.
Благодарная поэту за уют, она спрашивала: «Чем я тебе отплачу?» Через два десятилетия, узнав о смерти поэта, Цветаева напишет о нем прекрасные воспоминания «Живое о живом». Высокий лад Коктебеля она описала и в очерке «История одного посвящения». А в конце 30-х годов, подводя итоги, Марина Ивановна выстроила свой жизненный ряд следующим образом: «Таруса… Коктебель да чешские деревни — вот места моей души». Трагически сложилась судьба Марины Цветаевой (1892- 1941). Оказавшись изгоем в Елабуге, она от травли, безысходности и забвения покончила жизнь самоубийством.
Ее произведения, как и других мастеров художественного слова. Сергея Есенина, Михаила Булгакова, Анны Ахматовой, Михаила Зощенко, Бориса Пастернака, долгое время были под запретом, но зеленым ростком через асфальт пробились к солнцу, к людям, ибо составляют сокровищницу русской и мировой поэзии, в них душа народа. Многие ее стихи стали песнями. Она в исполнении знаменитой эстрадной певицы Аллы Пугачевой звучат в культовом фильме Эльдара Рязанова «Ирония судьбы или С легким паром», в музыкальных композициях, переиздаются многотысячными тиражами, своей красотой , изящностью и глубиной мысли восхищая читателей и слушателей.
В Коктебеле есть Музей-квартира сестер Цветаевых. С 1999 г. собрана фондовая коллекция материалов (печатные издания, предметы искусства, мемориальные вещи, большая коллекция иконографии, аудио- и видеоматериалы, автографы и др.). Коллекция постоянно пополняется московским Домом-музеем М. И. Цветаевой. В мемориальном здании воссозданы мемориальная комната-гостиная (типологический интерьер начала XX в.) и литературные экспозиции «Крым в судьбе сестер Цветаевых» и «Феодосия литературная».
Стихи, как драгоценные вина
Творчество поэта сродни искусству талантливого винодела, создающего солнечный напиток с букетом вкуса, цвета и аромата, отличных от других. Так и подлинная поэзии, вызывающая яркие ассоциации, образы в сознании человека, становится не только духовно, но и физически осязаемой, способной очаровать магией слова, глубиной и совершенством мыслей и чувств автора. Поэтому вполне логично, что Коктебель знаменит планеризмом, поэзией и виноделием.
Достопримечательностью, притягательной для туристов, литераторов, художников и музыкантов, является завод марочных вин и коньяков. Основоположником виноделия в Коктебеле считается немец Эдуард Юнге – академик, врач-офтальмолог. Им в конце Х1Х века были заложены виноградные плантации. Благодаря особым климатическим условиям и почвам, насыщенным редким составом микроэлементов, коньяки и вина уникальны в своем роде. Они признаны вершиной коньячного мастерства. Завод выпускает коньяки разных категорий, среди них – ординарные, марочные, коллекционные и VIP коньяки, в том числе «Кара-Даг» и «Коктебель», «Кутузов», коньяк выдержанный (КВ), коньяк старый (КС) и коньяк очень старый (ОС) из коньячного спирта среднего возраста не менее шести, десяти и двадцати лет выдержки.
Наибольшую популярность получили такие вина от завода, как Мадера Коктебель, марочные десертные вина «Старый Нектар», «Талисман», «Мускат Коктебель» и «Кара-даг», столовые полусладкие вина «Монте Руж» и «Монте Блан», а также появившиеся буквально несколько лет назад столовые сухие вина «Пино-Фран Коктебель» и «Шардоне Коктебель». А площадка завода по изготовлению мадеры является самой большой и мощной во всей Европе. Завод Коктебель имеет многочисленные награды, а его продукция пользуется большим спросом не только на территории Крыма, Украины и стран СНГ, но и за рубежом.
Почему я акцентировал внимание на виноделии? Потому, что в гостеприимном доме Волошина, где постоянно царила атмосфера творчества, устраивались встречи, вечера поэзии, не обходилось без дегустации солнечных хмельных напитков. Но это было не разгульное купеческое застолье, а культурное питие, ради вдохновения, доверчивости и теплоты отношений. Не случайно в прелестной голове Марины родились такие великолепные и пророческие строки:
Моим стихам, написанным так рано,
Что и не знала я, что я - поэт,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет,
Ворвавшимся, как маленькие черти,
В святилище, где сон и фимиам,
Моим стихам о юности и смерти,
- Нечитанным стихам!
Разбросанным в пыли по магазинам,
Где их никто не брал и не берёт,
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черёд.
(Коктебель, 13 мая 1913 года)
Цветаева не ошиблась в своем пророчестве. Ее великолепным стихам давно пришел черед. Она, не запятнав свое имя и честь, сохранив верность таланту и справедливости, оставила ныне живущим и будущим поколениям, почитателям и ценителям изящной, магически-прекрасной поэзии, свои уникальные творения, гармоничные по форме и содержанию. Поэтому не только сказочными пейзажами, величественным Кара-дагом, уютными бухтой, красотами природы манит к себе творческих людей Коктебель, но особой атмосферой вдохновения, историей, легендами, созданными М. Волошиным, М. Цветаевой и другими мастерами слова и живописи.
Коктебель. Крым
Свидетельство о публикации №215051600482