Дворцы Крыма - звучащая в камне музыка

 Каждая эпоха в развитии человечества, от античности до современности,  отличается уровнем образованности, интеллекта и эрудиции людей,  достижениями науки и техники, культуры и искусства. В  наследство  нынешним и  будущим поколениям  переданы не только универсальные, знания, опыт, но и огромные материальные и духовно-эстетические ценности, уникальные памятники архитектуры, истории и культуры, созданные  древними цивилизациями, а также в периоды бурного расцвета  экономики, торговли и  культуры эпох Возрождения, Ренессанса,  Классицизма, сохранившиеся, либо отреставрированные  и  восстановленные после череды разрушительных войн и стихийных бедствий.
Вопреки известному изречению «архитектура  — застывшая  в камне музыка»,  я все же убежден, что  более поэтически точной  является  метафора  «звучащая в камне музыка».  Дворцы и другие произведения архитектуры, а  тем более храмы, соборы, церкви с золотыми куполами,  звонами колоколов и песнопениями — не безжизненные, холодные здания, в них души  зодчих, художников, инженеров, строителей, воплотивших замыслы, проекты в великолепные творения искусства, сохраняющие колорит, стиль и дух минувших  эпох и столетий. Потому, как трепетно и бережно во всем мире относятся к шедеврам, памятникам культурного наследия.
Целительные, бодрящие  запахи  морского и горного воздуха, теплый климат, пышная и сочная растительность,  сказочные скалы и изваяния гор,  таинство пещер, красивые ландшафты привлекали  российскую  аристократию  на южный  берег  Крыма, где и были построены великолепные дворцы. Они по праву считаются жемчужинами Крыма и входят в экскурсионные программы.
В Ялте, Ливадии, Алупке,  Массандре, Евпатории, Бахчисарае и в других городах и поселках, по-прежнему восхищает своим великолепием  целое ожерелье дворцов с садово-парковыми ансамблями, в том числе замок на отвесной  скале «Ласточкино гнездо»,  ставший всемирно известным брендом солнечного полуострова. Не менее знамениты и другие дворцы, ежегодно  привлекающие миллионы туристов из разных стран мира.
               
Ливадийский  дворец

Этот дворец  до свержения самодержавия в 1917 году был южной  резиденцией российских императоров. Он расположен  на черноморском берегу  поселка Ливадия, что  в трех километрах  от Ялты. Сооружен  в  итальянском  стиле  в  конце XIX века под руководством талантливых архитекторов И. Монигетти и Н. Краснова.  Предыстория такова: В 1834 году Ливадия (в переводе с греческого — полянка, лужайка) была куплена графом Львом  Потоцким  у командира греческого Балаклавского батальона Феодосия Ревелиотти  В  этом имении  по проекту Ф. Эльсона был построен господский дом, оранжереи,  заложен ландшафтный парк.
С 1861 года  имение стало летней резиденцией императора Александра II и его  семьи. Дом Потоцкого был перестроен  в Большой дворец. Кроме того возведены   Малый дворец для наследника,  Крестовоздвиженская церковь, свитский дом и кухня. Здесь в Ливадии 1894 году скончался Александр III. Большой дворец, ставший местом  для Белого, то есть Ливадийского дворца, был демонтирован  в 1910 году,  а Малый дворец погиб в годы Второй мировой войны.
В 1911 году по проекту ялтинского архитектора Николая  Краснова для унаследовавшего престол императора Николая II был построен новый Белый дворец с итальянским двориком. По некоторым данным,  на дворец  затратили  около 4 миллионов  золотых рублей.  Одним из помощников Краснова был  молодой Александр Ротач,  впоследствии ставший  знаменитым художником и реставратором.
В течении пяти лет поднялись  дворец министра двора барона Фредерикса, Свитский (Пажеский) корпус и другие построек. На 46 гектарах известный садовод Делингер создал  роскошный парк с фонтанами и беседками. Здесь произрастали  около 400 видов деревьев и кустарников.  До сих пор Ливадийский дворцовый ансамбль, помимо Большого дворца в стиле итальянского ренессанса,  включает в себя Свитский  корпус, дворец министра двора, домовую церковь Воздвижения Честного Креста (1872 г.), итальянский дворик. Интерьеры поражают богатством, роскошью и вычурностью отделки. Императорской семье  Романовых в этих апартаментах довелось отдохнуть  только один раз. Разорившая казну первая мировая война 1915-1916 годов,  а затем и октябрьская  революция  1917 года  привели к краху самодержавия и злодейскому расстрелу царской семьи фанатичными большевиками во главе с Владимиром Лениным.
В советский период с 1925 года  в бывшем царском дворце  действовал санаторий имени Иосифа Сталина на триста мест для крестьян, впоследствии  преобразованный в климатический лечебный комбинат. Спустя почти полстолетия 16 июля 1974 года  по решению Всесоюзного совета профсоюзов  и Центрального совета  по управлению курортами  Ливадийский   дворец  открыли для посетителей, туристов, экскурсантов.  На  обозрение  представлены  экспонаты  двух  отделов:  историко-мемориального, размещенного в  парадных залах дворца, где была открыта экспозиция «Крымская (Ялтинская) конференция 1945 года»  и  выставочного.
После развала единого государства Крым остался в составе Украины и   Ливадийский дворец  получил статус  музея. Вскоре в бывших личных комнатах царской семьи на втором этаже дворца  была оформлена  экспозиция  «Романовы в Ливадии», повествующая   о пребывании   трех поколений российских императоров.
В Белом зале дворца, где состоялись исторические заседания Ялтинской конференции 1945 года  регулярно проходят саммиты глав государств, в том числе Ялтинской Международной Стратегии (YES),  стран  Содружества, международные научно-практические  конференции. Не иссякает  поток, ежегодно более 750 тысяч  туристов, ученых, историков, архитекторов и художников, черпающих здесь вдохновение для творчества. В ходе экскурсии по дворцу можно осмотреть, в частности, Белый зал заседаний, а также рабочий кабинет императора, сохранившийся интерьер, мебель, предметы быта. Часть помещений занимает санаторий «Ливадия».
               
Воронцо;вский дворе;ц
 
Дворец построен из  местного камня  диабаза в  городе Алупка  у подножия горы Ай-Петри.  На  сооружение этой  летней  резиденции  видного государственного деятеля России, генерал-губернатора Новороссийского края графа Михаила Воронцова ушло двадцать лет, с 1828 по 1848 годы. Спроектировал дворец  английский  архитектор Эдвард Блор (1789-1879). Хотя зодчий ни разу не посетил  Алупку, но  был хорошо осведомлен о рельефе местности. Кроме того, фундаменты и первая кладка глубокой портальной ниши центрального корпуса уже были готовы, ведь изначально  дворец строился по другому проекту — архитекторов Франческо Боффо и Томаса Харрисона.
Сооружение  дворца  началось  со столового,  а  затем  центрального корпусов  и  бильярдной. В 1838-1844 годах построен гостевой корпус, восточные флигели, все башни дворца, пятиугольник хозяйственных корпусов, оформлялся Парадный двор. Последним был построен библиотечный корпус. А самый большой объем земляных работ с помощью солдат саперного батальона, соорудивших террасы парка перед южным фасадом дворца, был выполнен с 1840 по 1848 год.
Дворец строился в духе английского зодчества, причем в постройке присутствуют элементы различных эпох, начиная с ранних форм и заканчивая XVI веком. Важной архитектурной особенностью стало расположение дворца соответственно рельефу гор, благодаря чему он очень органично вписался в окружающий ландшафт и обрел свой оригинальный художественно-выразительный образ. Расположение элементов идет от западных ворот. Чем дальше от ворот, тем более поздний стиль постройки. Английский стиль органично сочетается с неомавританским. Готические дымовые трубы напоминают минареты мечети. Южный вход оформлен с восточной пышностью. Подковообразная арка, двухъярусный свод, резьба по гипсу в нише, где переплетаются рисунок тюдоровского цветка и мотив лотоса, завершаются шестикратно повторенной по фризу арабской надписью: «И нет победителя кроме Аллаха».
Подлинным шедевром  садово-паркового искусства  предстает  парк. Его создал талантливый немецкий садовник-ботаник, в ту пору главный садовник Южного берега Крыма  Карл-Август Кебах (1799-1851). Он  занимался планировкой и посадками растений более четверти века. Ныне парк, как  памятник общегосударственного значения, входит в экспозиционную часть музейной территории, которая в общей сложности составляет 361 913 квадратных метров.
 Летом 1848 года на центральной лестнице, ведущей к главному входу, были установлены скульптурные фигуры львов, выполненные в мастерской итальянского скульптора Джовани Боннани. Эта терраса завершила строительство и оформление дворцово-паркового ансамбля. В возведении  дворца в основном использовался труд оброчных крепостных из Владимирской и Московской губерний. К постройке привлекались потомственные каменотесы и камнерезы, имевшие опыт строительства и рельефной отделки белокаменных соборов. Все работы производились вручную, примитивными инструментами
До Октябрьской революции 1917 года дворец принадлежал трем поколениям семьи Воронцовых, затем был национализирован и с середины  1921 года обрел статус   музея.
В годы минувшей  войны перед оккупацией  полуострова захватчиками,  экспонаты музея из Алупки  и  многих других музеев Крыма эвакуировать не успели. Дважды музей подвергался угрозе разрушения, и оба раза  его спасал старший научный сотрудник  С.  Щеколдин. Из 537 произведений живописи и графики, вывезенных из музея,  лишь небольшую часть картин удалось разыскать и вернуть во дворец.
Парадные интерьеры дворца почти полностью сохранили свою первоначальную отделку. Каждая из комнат индивидуальна, имеет только ей присущий колорит, отразившийся в названиях: Китайский кабинет, Ситцевая комната, Зимний сад, Голубая гостиная. Оформление Парадной столовой напоминает убранство рыцарских залов в средневековых замках. Она украшена богатейшей резьбой по дереву и четырьмя монументальными панно известного французского художника Гюбера Робера (1733-1808).
В Алупкинском дворце-музее размещены несколько постоянных экспозиций. Девять парадных залов знакомят с бытом первых владельцев дворца и характером дворцовых интерьеров 30-40-х годов XIX века. В бывшем гостевом корпусе работает стационарная выставка «Фамильная галерея Воронцовых». В отдельных залах экспонируется «Дар профессора В.Н. Голубева» (русский и советский авангард), живопись А. Я. Басова «Поэзия пейзажа», художественные выставки «Украинская живопись», «Вдыхая розы аромат» (цветы в живописи). В парковом павильоне «Чайный домик» — выставки «Карты крымского полуострова», «Воронцовы и русские адмиралы», «Морские баталии» XVIII—XIX вв.».
Пять лет назад  в Шуваловском флигеле открыта новая музейная экспозиция «Дом графа А. П. Шувалова». В ее основе — ранее неизвестные предметы убранства и личные вещи Воронцовых, Шуваловых, Воронцовых-Дашковых. В интерьерах дома представлены произведения искусства, отражающие стилевые особенности жилых помещений дворцов середины XVIII века. Собрание дворцово-паркового музея-заповедника составляет почти 27 тысяч экспонатов основного фонда, a мемориальная библиотека М. С. Воронцова насчитывает более 10 тысяч книг. Одна из картин  «Портрет князя Григория Потемкина» кисти Левицкого подарена музею меценатом, основателем заповедника «Аскания-Нова» бароном Фальц-Фейном.
               
Юсуповский дворец

Усадьбу заложена  в двадцатых  годах XIX века княгиней  А. Голицыной. Она пригласила известных садовников Карла Кебаха и Николая Гартвиса и они создали  один из красивейших в Крыму ландшафтных парков, в котором дикорастущие местные деревья, сосны, можжевельник, фисташки, были совмещены с завозными видами: платаны, клены, каштаны, североамериканские акации.
В 1909 году по заказу князя Феликса Юсупова известный архитектор Николай Краснов перестроил «Розовый дом» во  дворец в стиле модернизированного итальянского ренессанса. Он приобретает черты неороманского стиля с элементами характерными для эпохи Возрождения. Входы в здание, лестницы и арки украшены скульптурами мраморных и терракотовых львов, а также персонажей из древнегреческой мифологии, привезенных из Венеции.
 В дворцовом  парке площадью 16,5 гектара  насчитывается более 200 видов декоративных деревьев и кустарников,  устроена череда миниатюрных бассейнов. В 1912 году здесь состоялась помолвка сына князя Феликса Юсупова-младшего (участника знаменитого покушения на Григория Распутина, сибирского мужика, имевшего магически-мистическое влияние на императора и его семью, предсказавшего великую смуту и гибель монархии Романовых) с племянницей царя  Ириной.
 Во время событий 1917 года дворец  не пострадало, а потому после национализации, перешел в ведение Всесоюзной чрезвычайной комиссии (ВЧК) и в 1925-1926 годах здесь побывал «рыцарь революции»  Феликс  Дзержинский.
После войны дворец превратился в дачу Центрального Комитета КПСС и стал заповедной, охраняемой территорией, а с 21 марта 2002 года Юсуповский дворцово-парковый усадебный комплекс перешел к преемникам  чекистов и КГБ  — Службе безопасности Украины, так и не открыв двери  для многочисленных туристов.
Все три дворца связывает важное геополитическое и историческое событие  — Крымская (Ялтинская)  конференция глав антигитлеровской коалиции СССР, США и Великобритании, состоявшаяся  с 4 по 11 февраля 1945 года.  В Ливадийском дворце, где проходили  встречи, заседания, принимались судьбоносные для Европы и мира решения о послевоенном устройстве и международной безопасности, о создании Организации Объединенных Наций (ООН), ради удобства, прикованного к инвалидной коляске президента Франклина Рузвельта,  располагалась делегация США.
В Воронцовском  дворце разместилась делегация  во главе с премьер-министром Великобритании  Уинстоном Черчиллем, а  в Юсуповском дворце — делегация СССР под руководством  Иосифа Сталина. Здесь проходили совещания  министров иностранных дел и торжественный обед в честь высоких гостей. С тех пор сохранились некоторые элементы убранства комнат, «сталинский» бильярд, покрытый зеленым сукном письменный стол Верховного Главнокомандующего,.
Во всех дворцах  союзникам  были предоставлены  роскошные апартаменты и богатый стол. Сталин с присущей  грузинам щедростью, потчевал гостей элитными винами, коньяками и деликатесами. Кстати, с того времени  на стол  У. Черчилля,  во всяком случае до  начала объявленной им «холодной войны»,   поставляли  полюбившийся армянский коньяк «Арарат».
               
Массандровский дворец
 
Участники  конференции не обделили своим вниманием и Массандровский дворец. Его история началась с того, что генерал-губернатора Новороссии граф Михаил Воронцов,  поручил  французскому архитектору Бушару построить охотничий домик. В сосновом лесу было выбрано уединенное место с живописными скалами и источниками. Но из-за внезапной смерти графа строительство приостановилось. В 1881 году князь С. Воронцов — наследник графа, решил построить свой дворец рядом с церковью Успения Иоанна Предтечи, которая была важным храмом на южном берегу Крыма. Эта местность была  выбрана из-за ее удобного географического положения — территория под застройку дворца была «укрыта» скалами и гротами
Через восемь лет массандровское имение купило семейство Романовых для Александра III. Архитектор Месмахер выстроил летнюю резиденцию для императорской семьи в стиле Людовика XIII,  часто называемую  «Малым Версалем». Однако членам императорской фамилии так и не пришлось пожить в Массандровском дворце, так как  Александр III умер через два года после окончания строительства, а наследник династии  Николай II  решил поселиться в Ливадии.
В строительстве, завершенном в 1906 году,  архитектору помогали его ученики из петербургского училища.  Трехэтажный дворец прекрасно смотрится на склоне горной цепи. Его боковые фасады венчают  крепостные башни, а центральный фасад — пирамидальная крыша. Целостно и органично выглядят элементы различных стилей: готического, романского, рококо, классицизма. Они напоминают нам о монументальном времени эпохи Возрождения и Классицизма.
В советский период во дворце был открыт санаторий, а с 1947 года он стал правительственной дачей.  Как памятник архитектуры XIX века в 1990 году  передан музею. Дворец окружает небольшой колоритный парк, мягко переходящий в лес. В планировке массандровского парка использованы рельефные скалы и яркая южная растительность. Ценность парка  в чистом воздухе, насыщенном морскими солями и запахом хвойных растений.
Крымские дворцы не обделены вниманием взыскательных  ценителей  архитектуры, памятников истории. Особенно в курортный сезон к ним устремляются потоки туристов, восхищенных величием и красотой этих творений человеческого разума и рук.
В бытность пребывания Крыма в составе независимой Украины, ее президенты и олигархи неоднократно пытались прихватизивовать эти памятники зодчества и культуры - народное достояние. Лишь благодаря протестам прогрессивной общественности, принципиальным журналистам эта авантюра им не удалась. Возможно, теперь, когда Крым  возвратился в родную гавань, то есть в состава своей исторической Родины - России, подобные поползновения алчных толстосумов не повторятся.


Рецензии