Республика Крым потенциал экономики

1.Благодатный край

«Жемчужиной в короне российской империи».  назвала императрица  Екатерина 11 Крым, который в 1774 году по Кучук-Кайнарджийскому мирному  договору был Турцией передан России в вечное владение. С той пору сохранился знак екатерининская верста у дороги из Симферополя  в Бахчисарай в память о путешествии Екатерины на полуостров, организованном генерал-губернатором Новороссийского края  графом  Григорием Потемкиным. Об этом  событии свидетельствуют и экспозиции  Бахчисарайского ханского дворца-музея, в котором опочивала императрица.
Уникальной  природе Крыма, этому благодатному краю посвятили циклы свои произведения поэты  Александр Пушкин, Петр Вяземский, Адам Мицкевич, Владимир Маяковский, писатели Лев Толстой,  Антон Чехов, Александр Грин, Леся Украинка, Иван Бунин, Александр Куприн, Константин Паустовский, живописцы Иван Айвазовский,  Богаевский и другие мастера художественного слова, живописи, архитектуры и музыки. В ХХ веке выдающийся чилийский поэт Пабло Неруда назвал полуостров «орденом на груди планеты Земля». Действительно,  Крым   является  уникальным, благодатным краем с  богатыми природными красотами, ландшафтами и  ресурсами: степь, горы,  леса, моря, озера, реки…
Россия в результате референдума приобрела  территорию в  25880   квадратных  километров с населением в 2,2 миллиона человек, представляющих 120 национальностей и народностей.  На гербе  республики начертан девиз «Процветание – в единстве!» На полуострове,  благодаря  взаимопониманию, богатству языков и культур, объединяющим является русский язык и культура), сохраняется мир и гражданское согласие. 

2.Энергетика- фактор прогресса

В течение шестидесяти лет с того момента, когда в 1954 году волевым решением Крым из состава РСФСР был передан, тогда союзной республике   УССР, он был интегрирован в экономику Украины. С материка полуостров отчасти обеспечивался   электроэнергией, днепровской водой по Северо-Крымскому каналу, природным  газом, особенно в осенне-зимнее время.  Теперь, дабы избежать зависимости от Украины, правительство России разрабатывает планы по обеспечению вошедшего в ее состав полуострова,  энергоносителями, водой и другими ресурсами. По потребностям промышленных объектов и населения в природном газе больших проблем не возникает. В 2013 году государственной компанией «Черноморнефтегаз» в акваториях Черного и Азовского морей  было добыто 1,65 миллиарда  кубометров природного газа, а к  2015 году объемы добычи увеличатся до 3 миллиардов кубометров, что создаст профицит в 0,6-0,8 миллиарда кубометров для развития тепловой энергетики, строительства электростанции.
На шельфах Черного и Азовского морей  ныне добывают газ на месторождениях Штормовое, Голицинское, Безымянное, Архангельское.  Угловое , Восточно-Казантипское  и Северо-Булганакское. На очереди перспективные месторождения Субботина и Паласса.  Но добыча углеводородов при толще воды более  тысячи метров дело довольно трудоемкое и затратное. Поэтому в бытность принадлежности полуострова и акватории Украине ее руководство при дефиците средств и отсутствии инвесторов так и не смогло реализовать этот проект. Российскому «Газпрому» решение этой задачи по плечу. Общий объем разведанных запасов природного газа 47 миллиардов кубометров, а нефти – 2,8 миллиона тонн. Планируется строительство газопровода в качестве ответвления от  «Южного потока» по дну Черного моря со стороны Краснодарского края. Пропускная мощность  подводного газопровода составит 1,5-2 миллиарда кубометров в год. 
Зависимость  Крыма от Украины по электроэнергии  значительна – 80 процентов. Министр энергетики России Александр Новак сообщил о плане развития энергетики  и газоснабжения полуострова.  Намечается строительство в Крыму трех электростанций общей мощностью 1320 мегаватт. На втором этапе планируется построить  линии электропередачи (ЛЭП) с Таманского полуострова через Керченский пролив  по транспортному путепроводу (мосту), который намечено ввести в эксплуатацию в 2018 году.
Проблему обеспечения полуострова водой премьер-министр Дмитрий Медведев предложил решить посредством строительства водовода с территории Кубани. Возможна разработка месторождений подземных вод  в Джанкойском и Нижнегорском районах Крыма, а также строительства завода по опреснению морской воды.

3.Промышленность,  ВПК, космос

Из отраслей промышленности на полуострове доминируют: машиностроение, судостроение и судоремонт, приборостроение и химическая промышленность. Костяк составляют такие предприятия,  как симферопольские предприятия  «Фиолент», «Пневматика», «Селма», а также  военно-промышленного  комплекса (ВПК): феодосийская судостроительная  компания «Море» (десантные и противолодочные  корабли  на воздушной подушке),  керченский судостроительный завод «Залив» (сооружение танкеров, сухогрузов, военных кораблей), севастопольский морской завод (строительство и ремонт кораблей, плавкранов), керченский металлургический комплекс  (стрелочные переводы,  деколь и т. д.),  феодосийский  оптический завод  (создает комплектующие и электронику для бронетехники). Флагманами химической промышленности являются расположенные в северной части полуострова. предприятия «Крымский Титан» (производит диоксид титана) и Крымский содовый завод по выпуску кальцинированной соды.
С Крымом непосредственно связана история развития и становления авиации, ракетно-космической техники и научно-технических исследований. Она  начиналась  с  полетов планеров  с  горы Клементьева, что  вблизи  поселка  Планерское. И нашла продолжение с создания Центра слежения за космическими полетами в Евпатории, который чудом уцелел за годы независимости Украины. А в поселке Школьное, что в 25 километрах от Симферополя, в советский период, кроме центра слежения был создан полигон для первого лунохода. Вся эта инфраструктура подлежит восстановлению. А вот уникальный Научно-испытательный, тренировочный авиационный  комплекс (НИТКА), имитирующий палубу авианосца, расположенный вблизи города Саки, удалось сохранить лишь благодаря тому, что его арендовало министерство обороны России. Здесь тренируются\ летчики морской авиации. В бухте и скалах города Балаклава в советский период существовал военный объект 895, построенная в скале 1958-1962 годах база и судоремонтный завод  для субмарин, оснащенных торпедами с ядерными боеголовками. Это уникальное военно-инженерное сооружение было защищено от ядерных ударов противника 150 метровой толщей скального гранита.  После развала СССР оборудование было демонтировано и разграблено, а в штольнях энтузиастами был создан музей «холодной войны». Не исключено, что он снова станет военным объектом, так как планируется увеличение мощности Черноморского флота, в том числе скоростными и бесшумными субмаринами «Гепард».
 Доля промышленности в структуре экономики  республики составляет 16, а сельского хозяйства - 10 процентов. В аграрном секторе  ведущими  признаны  винодельческое объединение «Массандра», завод шампанских вин «Новый Свет», компания «Крымтеплица», пивобезалкогольный комбинат «Крым»
На полуострове без учета военных  аэродромов действуют три аэропорта в  Симферополе. Севастополе и Керчи, а также пять морских портов в Ялте, Севастополе, Евпатории, Феодосии и Керчи.
 
4.Транспорт — связующее звено

В бытность принадлежности полуострова Украине в течение десяти лет не сдвинулась с мертвой точки  реализация проекта строительства транспортного перехода длиною 4,2 километра через Керченский пролив. Последнее соглашение о сооружении этого объекта стоимостью в 24 миллиарда рублей (3 миллиарда долларов) было подписано между правительствами России и Украины 17 декабря 2013 года.  И вновь о нем вспомнили, чтобы завоевать  симпатии жителей полуострова, ведь  транспортный переход обеспечит автомобильное и железнодорожное сообщение, поставку в Крым  из России электроэнергии, а по трубопроводам природного газа и воды.  До конца текущего года будут проведены изыскательные и- геодезические работы на месте  строительства моста. Подлежат капитальному ремонту или строительству крымские дороги. На первом этапе с учетом увеличения пассажирского и грузового потока через Керченский пролив будет расширено полотно автотрассы Керчь – Феодосия. На строительство новых и ремонт старых автомагистралей в текущем году выделено 7 миллиардов рублей.  Строительство транспортного перехода через Керченский пролив, в котором  примут участие российские и китайские инвесторы,  позволить реализовать и давний проект о кольцевой автомагистрали по побережью Черного моря, которая  объединит такие государства, как Россия, Украина, Грузия, Турция, Болгария, Румыния и Молдова.
 
5.Курортно-туристический бизнес

В бытность СССР Крым по праву называли «всесоюзной здравницей». В его приморских городах, особенно на Южном берегу Крыма (ЮБК)  действовали более 895 санаториев, пансионатов и домов отдыха, более 100 детских оздоровительных лагерей, в т ом числе знаменитый  международный детский центр «Артек». На  полуострове ежегодно укрепляли здоровье  более 8 миллионов людей. «Железный занавес», да и средства не позволяли  советским гражданам отдыхать за рубежом. За два десятилетия в условиях «теневой экономики»  многие из этих санаторно-курортных объектов, ранее доступных миллионам тружеников,  посредством афер оказались в частных руках. Почти каждый из украинских  и местных олигархов,  депутатов и чиновников, дорвавшихся до власти, считал своим долгом  завладеть на ЮБК, в приморских  городах и поселках земельным участком для поместья с дворцом, виллой, коттеджем или особняком. В результате многокилометровая прибрежная полоса, в том числе в 100-метровой санитарной зоне, где запрещено строительство,  в череду частных и платных пляжей. Фактически были приватизированы акватории, что перекрыло доступ для простых людей к морю, а также в горнолесные угодья. В живописных местах, вопреки законам и мнению местных жителей,  были на обширных земельных участках возведены  дворцы таких олигархов, нувориши в течение последних двадцати лет  при молчаливом содействии, то БЮТ, то  ПР — партии коррупционеров и казнокрадов,  грабившие народ Украины, в том числе и Крыма.
Ограды, турникеты, пропускные посты, будто  в концлагерях или на секретных военных объектах,   преграждали путь к воде. Ушлые дельцы взывали с посетителей-  местных жителей,  туристов и детей  от 40 до 100 гривен (4-10 евро).Вынуждены были платить, так как  бесплатных пляжей не существовало. Ныне по решению правительства Крыма бойцы из отрядов самообороны производят демонтаж ограждений, турникетов и прочих преград на пути к морю. Хаотично и незаконно возведенные объекты недвижимости  будут перепрофилированы и детские оздоровительные и спортивные заведения, либо идут под снос. Такие действия вызывают ярость у  владельцев роскошных апартаментов, в основном возведенные за награбленные у народа средства.
Санаторно-курортный комплекс, туризм и услуги  являются  ведущими  отраслями,  составляющими  60  процентов  в структуре экономики Крыма. Этот бизнес в основном сосредоточен на южном берегу  в таких городах, как Ялта, Алушта, Алупка, Балаклава, Судак, Феодосия, а также в Евпатории,  Саках и Черноморском. В текущем году, несмотря на  транспортные проблемы, связанные с паромной переправой через Керчепнский пролив, на полуострове отдохнуло 3,5 миллиона человек, из которых почти 400 тысяч были доставлены авиафлотом.  В советский период на полуострове  в 650 санаториях, пансионатах, домах отдыха и пионерских лагерях, в том числе в  знаменитом «Артеке».ежегодно отдыхали и оздоровлялись более 6 миллионов человек.  Наведение порядка значительно уменьшит сегмент «теневой экономики» в этой отрасли, пополнит казну Республики, жители  которой самодостаточны для того, чтобы превратить полуостров в цветущий сад.
Между тем, руководство  Украины  считает полуостров «временно оккупированной территорией» и не намерено вести  какие – либо переговоры о сотрудничестве.  Перекрыто поступление днепровской воды в Северо-Крымский канал, в основном используемой для орошения сельскохозяйственных культур на 300 тысячах гектарах земли. Эта водная артерия  функционировала более полувека, обеспечивая влагой степные районы полуострова. Под угрозой засухи оказался   урожай зерновых колосовых, в том числе  риса. Хотя  в Крыму его производили не более 80 тысяч тонн, тогда, как в соседнем  Краснодарском крае более 1 миллиона 200 тысяч тонн. Поэтому дефицита риса не будет. За счет ввода в эксплуатацию артезианских скважин с пресной водой и прокладки трубопроводов  оперативно решена проблема обеспечения питьевой водой городов, поселков и сел. В перспективе планируется подача воды из реки Кубань по трубопроводу через Керченский пролив, что предусмотрено в проекте моста.

г.Симферополь


Рецензии