Живым не верится, что живы...

Война никогда не заканчивается хорошо. И стороне победителя знакомы потери, слёзы, страх и смерть. Победа всегда достаётся дорогой ценой. Ценой вечной славы стала память, над которой бессильны годы, десятилетия и столетия, память о самых страшных, кровавых и аморальных событиях в истории человечества.
Когда я была совсем ребёнком, то взахлёб читала «Илиаду»  Гомера. Ахиллес был моим светочем античного мира, этот бурный вихрь, ураган, сметавший любые преграды на своём пути. Ахилл был первозданной страстью, запертой во плоти полубога, квинтэссенцией бесстрашия, безрассудства и отчаянной храбрости. Когда он пал, сражённый стрелой Аполлона и отправился в Царство Мёртвых, мне казалось, что сам Танатос над ним бессилен, что бессмертный дух будет будоражить Аид и вызывать в нашем мире землетрясения.
Затем в моём сердце поселился опаленный любовью к войне, победоносный Александр. В его желании покорить мир было нечто такое глубинное, что могло вовлечь любого. Его личность настолько была контрастна со всеми другими полководцами, что он и только он мог пленять сердца и сквозь тьму  веков.
Но потом, когда пламя юношеского максимализма во мне догорело, я приобрела способность посмотреть на все свои идеалы с другого ракурса. Слово «война» для того, кто с ней сталкивался лишь в кинофильмах и художественной литературе всегда звучит абстрактно. Моя ошибка была в том, что за победами я никогда не видела живых людей – их заслоняли колоритные герои. Но ни один полководец не выигрывал сражений в одиночку – большие победы делают маленькие люди. А каждая большая победа омыта реками крови.
Каждый человек – это огромный неизведанный мир, полный тайн и загадок. В каждом человеке сокрыто волшебство – стоит лишь немного приглядеться. Война же не просто разрушает эти миры – она разрушает целые Вселенные. Даже выжившее на ней – проигравшие – ибо побывав на войне однажды, с неё не возвращаются. Пропасть откроется не каждому, но каждый смотревший рискует пропасть.
Павший на войне – это не просто один убитый человек. Это – клубок несбывшихся надежд. За одним человеком всегда стоят другие – его семья, родные, тех, кого он любит. Убив одного, убивают сразу всех.
Люди начинают верить в бессмертие, когда держат на руках первенца, когда смотрят в чистые, не испачканные жизнью глаза ребёнка. Человек начинает верить, что мир не так уж и плох, что в нём есть много прекрасного, чарующего и неизведанного. Война же лишает нас этой иллюзорной картины, она показывает нам и мир, и людей совсем с другой стороны. Нам даже может показаться, что это какая-то ошибка – ведь не может быть в человеке столько кровожадной всепоглощающей жестокости.
Мне страшно подумать о том, как много людей за историю человечества пали жертвами войны. Кто-то ушёл, не изведав сладости самой древней тайны – любви, кто-то ушёл в то время, когда был поглощён радостью, кто-то был окружён теплом семьи, кому-то это лишь предстояло, но…война всегда стирает улыбки с лиц и рушит надежды.
Когда мы читаем о войне, мы грешим тем, что, постигая глобальное,  порой не задумываемся о частном. Война – это не только битвы, фамилии и даты. За войной кроются мириады переплетённых судеб. А Великая Отечественная война близка нам особенно – ведь практически каждый человек на постсоветском пространстве с нею знаком не понаслышке,  на многих семьях она оставила свой кровавый след.
«Самое страшное в войне – это провожать на неё близких», –  говорила моя прабабушка, Анна Андреевна Кайманакова, урождённая Фомина, которая в далёком 1941 году проводила мужа на фронт. Об их любви знакомые слагали легенды: немыслимый союз противоположностей.  Она, обедневшая дворянка, со страхом и недоверием смотревшая на красные знамёна, и он, Василий Афанасьевич Кайманаков, военный, непоколебимо веривший в советские идеалы свободы, равенства и братства.
Будучи уже в преклонном возрасте, Анна Андреевна, набив трубку табаком и аристократически откинув правый мизинец, вспоминала о непростых временах великих перемен. Её мужу грозил расстрел в тридцатые годы, ведь он был адъютантом опального маршала. И лишь вмешательство маршала Конева, чьим адъютантом он впоследствии стал, спасло ему жизнь в то страшное, кровавое, хоть и мирное время…
«Мы жили во время великих перемен. Время великих войн и великих побед. А как тяжело делить любимого человека с целым миром! Когда мы узнали, что Германия напала на Советский Союз, мы не верили: столько крови пролил советский народ, а сколько ещё предстоит…Василий отправился на фронт. Меня переполняла гордость за мужа, за всех наших отважных советских мужчин, которые, узнав о грозящей Родине беде, отправились на её защиту. Помню, как с трепетом открывала письма мужа с фронта, как все мы, в тылу, переживали за наших защитников, ни на секунду не сомневаясь в их победе», – так говорила моя прабабушка.
Мой прадед писал, что на войне его не покидала уверенность в победе советского народа, невзирая на мощь национал-социалистического врага. Ведь на защиту многонациональной Родины поднялись все народы Советского Союза, все сражались бок о бок: азиаты и славяне, цыгане и евреи. Незадолго до окончания войны, в 1944 году, моя прабабушка получила «письмо-проклятие» советских жён и матерей – «похоронку». Она упала в обморок и несколько дней лежала в горячке. Друзья и родные боролись за её жизнь изо всех сил, а она никак не могла придти в себя. «Это так трудно – знать, что ты больше не услышишь родной голос и искренний заливистый смех, не запустишь руку в волосы любимого человека, не увидишь сияния каре-зелёных глаз. Ты теряешь огромную часть себя, и эту пустоту так трудно заполнить…Я чувствовала, что умираю, но совершенно не цеплялась за жизнь. Но потом к моей кровати подошёл наш сынок, Боря, и стал гладить меня по голове. И тогда я поняла, что мне есть ради кого жить. Когда солдаты стали возвращаться с фронта, я понимала, какой ценой нам досталась победа: ценой миллионов человеческих жизней, эту победу мы отплатили кровью. Когда наша страна победила Германию, мы знали, что наши мужья и дети погибли не напрасно, они сражались за наше свободное от войны и страха будущее», –  говорила прабабушка.
Мой прадед погиб в бою 25.07.1944 под Даугавпилсом. Во Всекузбасской книге Памяти том 14 стр. 162 значится: Кайманаков Василий Афанасьевич. Погиб он в звании майора, будучи заместителем по тылу командира 26 стрелковой дивизии.

                Жди меня, и я вернусь,
                Только очень жди.
                Константин Симонов

Мой второй прадед, Крашенинников Александр Алексеевич,  всегда говорил, что молитвы жены и дочери берегут его от вражеских пуль. Так и прошёл всю войну – без ранений. Но однажды его контузило, и вот тогда он впервые испугался, что больше никогда не сможет увидеть родной земли, не сможет поцеловать жену и обнять дочь. «Что же это за злая сила – война, которая с такой лёгкостью отбирает жизни наших близких?» – не раз задавался он вопросом, проходя нелёгкие пути войны, теряя товарищей и однополчан.
Мой прадед дошёл до Берлина. Ликование и слёзы – вот что он чувствовал, когда он шёл по побеждённому городу, столице врага, вместе с другими героями.
У войны не женское лицо, но сколько слёз, втихомолку, украдкой от детей, было пролито жёнами и матерями. Вторая прабабушка, Крашенинникова Устинья Максимовна также познала тяжесть тыла вместе с дочерью, моей любимой бабушкой, Августой Александровной. В 1941 году бабуле было всего 6 лет, и она искренне не понимала, куда уходит любимый отец. Провожая папу на фронт, маленькая Августа протянула фотографию, где они стоят вместе с мамой. Прадед хранил эту фотографию на протяжении войны как символ надежды на светлое будущее. «Перед битвами я всегда смотрел на моих дорогих женщин, и мысль о том, что  смогу вновь их увидеть, вдохновляла меня перед сражениями», –  вспоминал Александр Алексеевич.
«Я никогда не забуду тот день, когда возвращались солдаты. Мы встречали победителей всем городом, улыбались и плакали. В каждом солдате я видела отца, мы подбегали к мужчинам, обнимали их и благодарили. А сколько счастья мы видели в их глазах! Спустя годы вернуться домой, к своим родным, вернуться с победой! Когда же мы увидели нашего папу, в военной форме – мы поняли, что ради таких мгновений и стоит жить. Мы праздновали возвращение нашего победителя всей улицей, и тогда я впервые почувствовала, что такое объединение: чужие по крови люди за годы войны стали родными по духу», –  говорила мне бабушка.
Спустя годы, дети войны, Борис Кайманаков и Августа Крашенинникова встретились и полюбили друг друга. Их, как и  остальных жителей Советского Союза, объединила жестокая война и великая победа. От их союза родилась моя мама, Татьяна Кайманакова. Благодаря подвигу их отцов и подвигу советских солдат родилась я и всё наше поколение.
Но так больно осознавать, что все эти тяготы наши близкие преодолевали лишь потому, что один человек решил, будто вправе распоряжаться другими жизнями. Имя Адольфа Гитлера в истории – это ужасающий феномен, который практически перечеркнул всё то, что строилось веками. Прав был Теодор Адорно – возможно ли после Освенцима писать в стихи… Как трудно верить в человека после того, как целая нация в одночасье попрала мораль и все человеческие законы.
Чтить память предков – ритуал, известный всем народам мира. А чтить память героев – наша святая обязанность.
Когда я слушаю рассказы о войне, мне всегда больно. Мне трудно представить, на какие жертвы шли советские герои, защищавшие большую Родину и отвоёвывавшие нам, потомкам, право на свободную жизнь. Солдаты сражались на фронте, а женщины сражались в тылу: поднимали хозяйство, растили детей, проявляли несвойственное женственности мужество. Ведь именно эта война, Великая Отечественная – не сухие страницы учебника истории, именно эта победа досталась нам благодаря нашим дедам и прадедам.
Сейчас, спустя 70 мирных лет нам трудно даже представить все тяготы войны. Вспоминая подвиги советских людей особенно больно видеть «зигующую» неонацистскую молодежь, прадеды которой вырвали победу, заслоняя Родину своей жизнью; обидно видеть отсутствие интереса к истории Великой Отечественной; неприятно слышать, что многие не знают, как долго длилась блокада Ленинграда или в каком году произошла Сталинградская битва. Мне не понять этих людей. Для меня Великая Отечественная война – не только и не столько просто война, это – одна великая общая победа, которую одержали благодаря единству, силе духа и неисчерпаемому мужеству советского народа.


Рецензии