Лето время странствий Александр Яковлевич Миндель

               
Массовый туризм, массовый спорт, организованный коллективный отдых – неужели это все атрибутика из нашей прошлой жизни, когда все было просто и ясно: - детским туризмом, его содержательной и организационной составляющими занималось министерство образования, отдыхом трудящихся - профсоюзы, экскурсиями молодежи – ВЛКСМ. При этом вся стана путешествовала, отдыхала, экскурсировала. Был даже реестр популярных всесоюзных туристских маршрутов, выпускалось множество проспектов и карт для самодеятельных, так называемых «диких» туристов, в отличие от «плановых» отдыхающих, приобретавших  путевки на базы и в пансионаты. Может быть,  это и была настоящая массовость. Однако, если вкладывать в понятие «массовый» смысл широкой доступности, то это одно, если, максимального привлечения участников, то это совсем другое.
Какие формы путешествий для граждан России широкодоступны? Во-первых, отдых на курортах и в пансионатах, организуемых при посредничестве различных турбюро и агентств. Именно при посредничестве, так как очень немногие организаторы такого отдыха обладают собственным ресурсом (инфраструктурой, транспортом, точками питания и пр.). Поэтому и деятельность таких бюро называется туроператорской и регулируется специальным федеральным законом. Можно ли считать такой туризм массовым? Наверное, можно. Популярным – тоже можно. Спектр потребителей таких туристских услуг очень широкий: семьи, корпорации, группы учащихся и студентов, молодежь, одиночные туристы. Поэтому отечественная туриндустрия (коммерческий туризм) не только переживает время подъема, но и иллюзию, что она единственная отрасль, способная обеспечить развитие массового туризма в стране.
Что выделяет в самостоятельную категорию детский туризм? Наверное, приоритет воспитательных задач, особых педагогических технологий, обеспечивающих комплексность отдыха и физических нагрузок, добровольность и обязательность труда, получение в неназидательной, порою игровой форме новых знаний, приобретение полезных навыков. А еще   формирование межличностных отношений и коммуникативного опыта и, наконец, обеспечение содействия становлению личности гражданина, патриота, труженика и защитника Родины, любознательного, умного и честного. Думаю, что отличие очевидно, но является ли детский туризм массовым?
К сожалению, нет. И причин здесь множество, в их числе и повсеместное устранение школ от решения воспитательных задач, и заорганизованность и чрезмерная административная составляющая (в Москве требуется педагогу заполнить до 50-ти формуляров, чтобы выйти в поход с группой учащихся). Это, и сокращение числа легко досягаемых природных объектов для маршрутов выходного дня (все в коттеджах, заборах и шлагбаумах). Учтем и отсутствие стимулов для педагога-организатора путешествия (как моральных, так и материальных), и утрату интереса учащихся к активному отдыху, в пользу тусовок. Здесь же и нерешенные вопросы безопасности (полицейских все меньше, а безнаказанных правонарушителей все больше). Но, остановимся на этом перечислении, отметив лишь то обстоятельство, что разрешением этих проблем сейчас озадачено Правительство России, при котором создан специальный Координационный совет по развитию детского туризма. Аналогичного профиля Комиссия работает и при Ростуризме. Кстати, возглавляет всю эту деятельность главный редактор и  издатель туристской газеты «Вольный ветер», публикующей и наш материал.  Может быть, все сдвинется с мертвой точки, и детский туризм снова станет массовым.
А пока твердо можно сказать следующее – путешествия, тем более активные,  для людей с ограниченными возможностями здоровья массовыми никогда не были. Да и сейчас таких примеров и возможностей не очень много. Вообще, доступен ли активный туризм для людей с инвалидностью? Широко известны отдельные примеры спортивных и даже экстремальных путешествий маломобильных путешественников, это и восхождения на горные вершины, и сплавы по бурным рекам и многодневные автопутешествия. Думаю, что это действительно только примеры и ориентиры, но не широкодоступный  и рекомендованный всем вариант реализации туристских интересов. Причин здесь несколько. Во-первых, это в известном смысле большой спорт, и в нем реализовать себя может далеко не каждый (это относится и к людям без психофизических нарушений). Во-вторых, это организационно и технически сложное дело, имея в виду  необходимость высокой квалификации организаторов и сопровождающих. В-третьих, спортивные путешествия с участием маломобильных инвалидов  это финансово высоко затратное мероприятие.  Несколько слов о привлечении финансовых средств. Полагаем, что  здесь организаторы экстремальных путешествий не совсем искренни в своих благородных помыслах, привлекая громадные средства на путешествия избранных и лишая возможности использовать эти же средства на организацию массового активного отдыха лиц с ограниченными возможностями здоровья. Ведь прямых целевых средств на эти цели не существует. Значит надо обращаться в учреждения соцзащиты, благотворительные организации, частным спонсорам и получать эти средства от них, мотивирую социальную значимость своего проекта и острую необходимость помощи нуждающимся и обездоленным. Но вернемся к проблеме в ее общем виде.
Активные путешествия и отдых в условиях открытой природы для людей с ограниченными возможностями здоровья не только возможны и доступны, но могут быть рекомендованы, как реабилитационная технология (пусть не столько медицинская, сколько психологическая и социальная). Особенно, если речь идет о по-настоящему интегрированных группах, а не обособленной группе инвалидов и обслуживающем персонале.
Для организации отдыха в полевых условиях маломобильных туристов требуется не очень много дополнительных мер:
-оборудовать жесткое покрытие для передвижения на колясках к основным объектам полевого лагеря;
- построить временный туалет с жестким полом и медицинским креслом (унитазом);
-установить раскладушки или кровати в палатках, чтобы возможно было с минимальными трудностями передвинуться из кресла в постель;
-обеспечить возможность постоянного обращения со стороны инвалидов за помощью, в случае необходимости;
- и, самое главное, подготовить всех участников с ограниченными возможностями здоровья к правильному пониманию того обстоятельства, что все они равные члены туристского коллектива и от них ждут активного посильного  участия во всех делах от приготовления пищи, до гребли в лодке.
Опыт организации активного отдыха на природе для людей с ограниченными возможностями здоровья в составе, а точнее, в общем коллективе с другими участниками туристского мероприятия, выраженные мнения и высказывания путешественников с ограниченными возможностями здоровья   позволяют нам утверждать следующее:
- отдых на природе в интегрированных коллективах реален, возможен, интересен и полезен для всех его участников;
- вполне допустимы и целесообразны привнесенные в программу отдыха элементы условного  экстрима, например, прогулка на байдарке, яхте, гребной лодке, верхом на лошади, в открытом автомобиле или прицепе, конечно, грамотно подготовленные и правильно технически обеспеченные;
-целесообразно, а иногда и обязательно сохранение семейных сообществ, т.е. обеспечение присутствия рядом с инвалидом близкого ему человека (помощника и опекуна);
- активные путешествия и экскурсии по стране с участием лиц с ограниченными возможностями здоровья должны всемерно развиваться, а условия для их организации постоянно улучшаться.
       Конечно, надо признать, что активные путешествия интересны для многих людей, но не для всех без исключения, поэтому полагать, что каждый инвалид, должен обязательно быть участником активного путешествия – это чрезмерное требование и неразумная установка. Но, вот создать условия для того, чтобы любой человек с ограниченными возможностями здоровья смог реализовать свой интерес к активному отдыху на природе или спортивному (не обязательно экстремальному) путешествию – это задача вполне разрешимая.
И такой опыт есть. Обращаю Ваше внимание на Межрегиональную общественную организацию «Ассоциация молодых инвалидов «АМИО», студенческое объединение  факультета дистанционного обучения МГППУ, активные группы автопутешественников юго-западного и северо-восточного округов Москвы. И это не единичные примеры. Есть и специальное турбюро, ориентированное на маломобильных путешественников и сайты, на которых маломобильные путешественники делятся своим опытом. Кроме того, имеют место случаи обращения  маломобильных инвалидов, желающих, например, побывать в горах. На такие просьбы туристская общественность отвечает очень благожелательно. Загляните на сайт «Одноклассники», где житель Волгограда демонстрирует  фото своей реализованной мечты о горном походе. Да и наш опыт тоже имеет место быть.  Более двадцати лет мы на инициативной основе организуем путешествия на байдарках, яхтах, автомобилях и полевые лагеря с участием учащихся и молодежи с ограниченными возможностями здоровья. И этот опыт вполне успешен. А в последние годы наши ряды пополнили люди зрелого возраста. Вот впечатление одной из участниц:
Галина Столбунина, 68 лет, Москва
«Если меня спросят, чем запомнится мне лето 14-года, я незамедлительно отвечу: "Поездкой на Селигер". Да, душа моя ликует! Судьба в очередной раз сделала мне подарок, наградила встречей с удивительными людьми в лице Минделя Александра Яковлевича и его команды. Друзья из клуба "Крылья" (Общественной организации «Люди в колясках») предложили поехать с ними на Селигер. Предложение заманчивое, но, боязно. Ведь было озвучено, что будем жить в походных условиях, т.е. спать в палатках, еда на костре, удобства далеко не городские... Но любопытство и горячее желание узнать что-то новое, победило. Ехали на автобусе долго,  маленько подустали. Но усталость - чепуха! Как нас встречали! Поистине родных не всегда так встречают. От автобуса до лагеря нужно было добираться еще чуть больше километра. Нескольким добровольцам - колясочникам предложили ехать в прицепе одной из машин. В их числе была и я. Здорово! Вот это был экстрим! От красоты природы, от тепла людей усталость словно испарилась. Палаточный городок к нашему приезду был уже готов, нас здесь ждали. И началась наша туристская жизнь! Всего пять дней, но за эти незабываемые дни было столько событий, что воспоминаний хватит надолго. Это и походы по воде на моторных лодках и байдарках, и фильм о жизни команды, и душевные беседы с самим Александром Яковлевичем и с организатором лагеря Ириной, и песни у костра, и день Нептуна. Хочется отметить и вкуснейшею еду приготовленную на костре (особая благодарность нашему повару сыну Ивану  сыну Ольги Владимировне Каменевой, руководителя  клуба «Крылья»). Каждое такое мероприятие это целое событие для нашего брата, которое очень надолго останется в наших сердцах. В дополнение ко всему красивейшая природа! Когда небо-облака и вода сливаются воедино (когда плыли по воде ) и ты в едином целом с этой красотой словно паришь в невесомости. А с берега березки нас приветствовали, и нежность кувшинок радовала, и полет цапли восхищал!... Но, самое главное в этом необыкновенном празднике души - были встречи с настоящими людьми. Мальчики - волонтеры, друзья Александра Яковлевича, помощники все были настолько предупредительны и внимательны, что мы просто забыли, что являемся "людьми с ограниченными возможностями". Это бесценно!!!
 С П А С И Б О люди, милые за все!!! Низко кланяюсь Вам Александр Яковлевич за Ваше великодушие, за правильное отношение к жизни, что живете не потребителем, а дарителем. И всем Вашим помощникам и друзьям, от которых веет мудростью и теплотой, низкий поклон. Здоровья всем и благоденствия!!!»
    Отмечаем еще одно важное обстоятельство – это безусловная связь между детьми и пенсионерами? Считаем, что те и другие должны быть в досягаемости друг  для друга, так как являются субъектами взаимного внимания, заинтересованного общения и помощи, обеспечивающей связь поколений.
   Так, что востребованность активного отдыха и его результативность очевидна. Как же сделать его массовым и широкодоступным?
   Первое наше соображение:
    -  Внедрить на всей территории России адресный именной социальный сертификат на отдых и оздоровление социально уязвимых групп населения. Такой сертификат в пилотном режиме прошел успешную апробацию для школьников в ряде регионов России и на недавних Парламентских слушаниях в ГД РФ  этот опыт рассматривался как рекомендация для всей России. Речь идет ровно о том, к чему нас призывал Президент страны, а именно обеспечить адресность и общественный контроль за расходованием целевых бюджетных средств. В пилотных регионах (город Санкт-Петербург, Пермский край и Ульяновская область) простым арифметическим действием был определен размер адресной субсидии, который составил в Ульяновской области, чуть менее 9000 рублей, в Пермском крае – чуть более 9000 рублей, а Санкт-Петербурге -13000 рублей. Причем, каждый учащийся Северной столицы имел возможность в 2013 году обратиться  за сертификатом 4 раза в год, а в 2015 году уже 8 раз. А значит, каждый учащийся имеет возможность принести этот сертификат (читай деньги) в любую организацию, занимающуюся организацией отдыха и реализовать свое право на обеспеченный отдых. Думаю, что пример убедительный. А если учесть, что лица с ограниченными возможностями здоровья смогут получить в рамках сертификата и дополнительные целевые субсидии, то это вполне убедительная сумма, чтобы обеспечить активный отдых на природе, себестоимость которого в несколько раз ниже отдыха в пансионате.
Второе соображение (предложение):
- Развитие социального туризма, многие воспринимают как организацию путешествий маломобильных граждан и других лиц с инвалидностью. Это не совсем так. Речь идет о более широкой группе населения, имеющей основания для льгот и целевых субсидий. Дети в этой группе далеко не на последнем месте. Однако бытует еще одно заблуждение, что инвалиды и пенсионеры – это потребители общественных благ и льгот. В развитых странах люди с инвалидностью являются устойчивыми заказчиками широкого ряда специальных товаров, включая одежду, обувь, мебель, транспортные средства, спортивный инвентарь и др., что обеспечивает работой тысячи сограждан. Опыт принятия закона о социальном туризме в Испании, позволивший снизить стоимость туристских услуг для мобильных пенсионеров на 25 % обеспечил стране прибыль в 1,5 евро, на каждый евро, вложенный в субсидии. Бизнес оказался настолько целесообразным, что сначала субсидии распространялись только на жителей Испании, потом на диаспору в других странах, а  недавно мы получили предложение от Испанской стороны, что они готовы принимать и  инвалидов, нуждающихся в спец. медицинской реабилитации.
И, наконец, о частно-государственном партнерстве в туристской сфере:
В 1905 году российский меценат Рудольф Рудольфович Лейцингер, создал инновационную детскую структуру в городе  Пятигорске на основе уникального природного и историко-культурного кавказского комплекса «Российская Швейцария». В этом центре принимались детские группы, которым на безвозмездных условиях предоставлялся ночлег, кипяток, инвентарь и инструктор для походов. Очень достойное дело и пример для  нас.
Нечто подобное мы решили в инициативном порядке создать в столице селигерского края городе Осташкове, назвав свое творение «Дом путешественника (социального туриста) на озере Селигер». Очень уж нужна база для проведения полевых интегративных лагерей, особенно с учетом дополнительных требований маломобильных путешественников. Приобрели в частном порядке земельный участок в близи набережной озера, возвели небольшое строение с просторным гаражом-мастерской-складом на первом этаже, скромными апартаментами на втором.  Планируем переоборудовать старый дом, стоящий на этом же участке, под туристский приют для социальных путешественников и  соединить его галереей с новым строением. Раз получилось у Рудольфа Рудольфовича, должно получиться и у нас. Только вот мы, к сожалению, люди не богатые, поэтому строимся медленно, да и государство свою партнерскую миссию не очень спешит выполнить. А  спонсоры или меценаты к нам почему-то не заходят.
Эта идея частно-государственного партнерства реализуется под эгидой Московской торгово-промышленной палаты, которая предложила организовать торжественное открытие Дома путешественника в рамках празднования Международного дня социального бизнеса. Планируется провести это мероприятие 26-28 июня, а заодно и обсудить вопросы, что же мешает развитию социального предпринимательства в нашей стране. Может быть, и на нас обратят внимание меценаты и спонсоры. Дополнительную информацию об участии в проекте или мероприятии можно получить в Управлении социальных и образовательных программ МТПП.
Очень надеемся, что  все будет, как задумано и мы не только повторим успешный опыт Рудольфа Лейцингера, но и дадим всей стране пример, как можно объединив усилия возродить добрые традиции во благо народа государства Российского.
______________________________________________




Миндель Александр Яковлевич, председатель Совета Региональной детско-юношеской общественной  организации «Образование. Спорт. Реабилитация»,», член Координационного совета по детскому туризму при Правительстве РФ, руководитель Рабочей группы по частно-государственному партнерству Комитета по социальному предпринимательству и социальным программам    Московской торгово-промышленной палаты (МТПП), организатор путешествий и интегративных лагерей на озере Селигер с 1971 года, кандидат педагогических наук, доцент, Заслуженный путешественник России.

(титулы на выбор)
      


Рецензии