Рок-музыка - мифы и реальность

Использованы материалы из книги игумена Сергия Рыбко «Современная культура – сатанизм или богоискательство?» (2002), а также найденных в интернете статей, авторы которых мне неизвестны. При описании ритмического рисунка тех или иных стилей  приводятся материалы с их страниц в Википедии.

Рок-музыку вполне можно считать самым располагающим к мифотворчеству разделом культуры. С одной стороны, рок имеет довольно внушительное количество приверженцев, с другой стороны, неосведомленность о нём среди не увлекающихся им просто потрясает.
Поэзию серебряного века, например, тоже не все любят, но, тем не менее, большинство людей знает, кто такие Блок и Есенин. И вряд ли встретишь человека в здравом уме, что будет всерьёз утверждать, будто бы Гумилёв практиковал магию вуду, а Маяковский был нацистом.
О роке же можно услышать самые нелепые суждения, иногда их иначе, как предрассудками, и не назовешь.
Например, один из аргументов противников рока: «Культурный человек такую музыку слушать не станет». В лучших традициях комсомольских активистов с тоталитарным мышлением: «Пастернака не читал, но осуждаю».
Мне кажется удивительным, что человек, считающий себя культурным, может сказать: «Я о значительной части культуры ничего не знаю и знать не хочу». Даже противник рока, на мой взгляд, должен с ним ознакомиться, по крайней мере, чтобы знать, с чем он борется.
Иногда современную культуру, в частности рок-музыку, пытаются критиковать маститые протоиереи и архимандриты, как правило, старшего поколения. Вряд ли кто-нибудь из них основательно знаком с предметом критики, а если и знаком, то большей частью, выборочно, далеко не с лучшими произведениями, часто путая рок с поп-музыкой, рэпом и другими стилями. Эти пастыри обличают рок-музыку больше с чужих слов, что сразу же видно при анализе «антироковых» статей: ни одного нового факта, ни одной живой мысли, все надуманно.
Те и другие авторы слишком легко решают проблему отношения православных христиан к современной культуре. Ничтоже сумняшеся, ее всю целиком голословно называют порождением диавола и одним из видов сатанизма. Вопрос решен!
Давайте теперь посмотрим на последствия такого решения. Прежде всего, это неправда. А любая ложь, даже когда человек невольно заблуждается, отвращает от всего, что он говорит, даже если остальное — правда. По причине этой лжи Церковь теряет миллионы душ, в основном, молодых, которые могли бы стать подлинными ее членами, глубоко верующими людьми, могли бы проповедовать христианские убеждения своим сверстникам и тем самым ощутимо повлиять на современную молодежную среду. «Обличители» современной культуры, отталкивая молодежь от Православия, не берут ли на душу грех? И эта ошибка не маловажна, так как ее последствия затрагивают слишком многих людей.
 Попробую сформулировать основные стереотипы о рок-музыке, сложившиеся в сознании людей, далёких от рок-культуры. И показать, где именно они содержат ошибки,  раскрыв, откуда на самом деле пошла рок-музыка и что она к нынешнему времени представляет из себя.
Когда недостаточно информированный критик начинает обсуждать (точнее, осуждать) рок-музыку, то вырисовывается довольно неприглядный образ, который он создал сам для себя в своей голове.
Рок-музыка произошла от африканских шаманских танцев. Мотивы рока однообразны, лишены даже подобия мелодии. Рок-музыка не имеет ничего общего с классикой и народными песнями, которые критик ей противопоставляет. Роковые ритмы вредны для здоровья, тексты песен только о сексе и насилии. Рок-музыка отупляет, рокеры сплошь социально неблагополучные и умственно отсталые. Они грязны, носят отвратительную одежду и вызывающие причёски, устраивают на своих шоу бесчинства и погромы.
Некоторые священники и миряне утверждают также, что в рок-композициях содержится некая деструктивная информация на подсознательном уровне, наподобие пресловутого двадцать пятого кадра. Утверждается, что таким образом слушатели вступают в общение с демонами. Но это уже абсурд. С демонами можно вступить в общение либо сознательно, поклоняясь иным богам, либо опосредованно, через совершение грехов.
Утверждение, что вообще возможно изменить мировоззрение человека на подсознательном уровне против его воли, сомнительно само по себе и отдаёт оккультными  заблуждениями, наподобие веры в сглаз и порчу. Даже загипнотизировать можно только такого человека, который добровольно поддастся гипнозу.
Этот миф напоминает мне имевшую место на рубеже веков борьбу против ИНН и паспортов.
Сюда же примыкает утверждение о том, будто бы рок-музыка вредна для здоровья.
Аргументы, на которых оно держится, настолько смехотворны, что мне кажется странным, когда кто-то их воспринимает всерьез. Например, говорится, что коровы, когда им включают хэви-метал, становятся беспокойными, теряют в весе и начинают давать меньше молока, при прослушивании же классической музыки они, напротив, чувствуют себя отлично. Следуя этому аргументу, можно заключить следующее: есть мясо крайне вредно для здоровья, есть сено и свежую траву - в высшей степени полезно. Перемещаться тоже стоит исключительно на четырех конечностях, потому что коровы, когда их ставят на задние ноги, проявляют раздраженность, и через некоторое время теряют аппетит.

Теперь о происхождении рока от африканских ритмов.
В некоторой степени это даже и не миф. Если проследить всю цепочку трансформаций и превращений одного стиля в другой, то рано или поздно, как в случае с роком, так и в случае с классикой, мы придем к тому моменту, когда первобытный человек попробовал стучать одной палкой по другой, и ему это понравилось.
А если серьёзно, процесс эволюции музыки, приведший к появлению рока, довольно длительный, но легко прослеживается. Были африканские народные песни и танцы, привнесённые в Европу и Америку чёрными рабами. При добавлении струнных и клавишных инструментов получился джаз и блюз. В середине 20 века, с появлением электроинструментов и тенденции к ускорению ритма, из блюза и джаза выделились ритм-энд-блюз, буги-вуги и рокабилли, положившие начало рок-н-роллу, от которого произошли все остальные поджанры рока. Через смешение с жанрами кантри и фолк, рок-музыка также подверглась сильному влиянию шотландских, ирландских и других народных мелодий Западной Европы. Российские исполнители довольно часто используют стилизованные славянские народные мотивы, исполняемые на современных инструментах (например, «Калинов мост», Настя Полева, некоторые песни БГ и Чижа).
Претензии по поводу отсутствия мелодичности в роке, как правило, характерны для людей, прослушавших его считанные разы в жизни, причём не лучшие композиции. Непривычная музыка и впрямь при первом прослушивании может показаться какофонией. Однако, после соответствующей подготовки (имеется в виду детальное ознакомление с различными стилями и направлениями, а не алкоголь и наркотики, как часто ошибочно считают противники рока) всё встает на свои места. Человек начинает воспринимать и ритм, и мелодию, и настроение.
Надо сказать, что это явление характерно вообще для всех интеллектуальных течений в культуре. Классическая музыка тоже воспринимается не с первого раза, и требует длительного периода адаптации, чего не скажешь о поп-музыке, блатных песнях, и т. п.
Миф о том, что рок-музыка однообразна, имеет те же корни, как и тот, что все китайцы на одно лицо. В какой-то мере все люди, конечно, похожи, однако, своих друзей мы безошибочно отличаем от всех остальных людей, пусть даже одной с ними расы.
Можно провести аналогию между музыковедением и лингвистикой и сравнить жанр музыки рок с глобальной индоевропейской языковой группой. Стили внутри рокового жанра – это как подразделение на локальные языковые группы внутри глобальной.  К примеру, хард-рок и панк-рок отличаются друг от друга примерно также, как романские языки отличаются от славянских. Более детальное разделение на подстили внутри одного стиля – это нечто вроде национальных языков одной группы. Например, разница между подстилями готик-метал и пауэр-метал внутри хэви-метала сравнима с разницей между такими славянскими языками как русский и сербский. Различные группы, играющие в одном подстиле – это как диалекты одного народа в разных провинциях страны (ростовский диалект, вологодский диалект).

Не претендуя на всеобщность, кратко разберём некоторые основные направления рока.
- рок-н-ролл.
Возник в середине 1950-х годов в США (Бадди Холли, Эдди Кокран). В дальнейшем существенное влияние оказали британские группы, такие как Beatles и Rolling stones. Отличительные черты — это чёткий ритм, быстрый темп, раскованность исполнения. Традиционными инструментами являются электрогитара, бас-гитара, ударные, фортепиано и саксофон. Состав рокабилли-коллективов обычно 3-4 человека (гитара, бас-гитара, ритм-гитара или ударные). Для рок-н-ролла характерен размер 4/4 (четыре четверти).
- фолк-рок.
Жанр, объединяющий элементы народной музыки и рока. Возник в Британии и США в середине 60-х. Типичные представители – Боб Дилан, Animals, Simon and Garfunkel. Чаще всего рок-н-ролл смешан с американским кантри, ирландскими и шотландскими мотивами. Музыканты других национальностей вносят в него элементы своих народных мелодий (славянские напевы в России, испанские гитарные переборы в Латинской Америке и т. п.).
- хард-рок.
Жанр, характеризующийся выделенной ролью ритм-секции, главным образом бас-гитары и ударных инструментов. Композиции этого жанра часто построены на риффах в фигурах с размером 4/4. Хард-рок зародился в конце 1960-х — начале 1970-х годов путём экспериментов с игрой на электрогитаре при перегрузке усилителя. А его расцвет пришёлся на 1970-е, при участии таких групп, как Led Zeppelin, Black Sabbath и Deep Purple.
- хэви-метал
Характерны: средний или ускоренный темп, значительная агрессия, центральная роль соло-гитариста, продолжительные и техничные гитарные соло. Вокал, как правило, тенор.
Примеры: Helloween, Gamma ray, Iron maiden.
Хэви-метал послужил основой для последующих разновидностей металла. В начале 80-х многие хэви-метал группы начали увеличивать скорость, агрессивность и ритмичность своего звучания, образуя новые виды металла. Более мелодичные из них образовали спид-метал, ставший прародителем пауэр-метала и неоклассик-метала. Более радикальные создали трэш-метал, из которого в конце 80-х и в 90-е выросла вся сцена экстремального металла. В начале 90-х некоторые группы, обращавшиеся в прошлое, к размеренному ритму хард-рока, создали дум-метал и готик-метал.
- прогрессив-рок (сокращённо прог-рок) и родственный ему арт-рок
Стиль, характеризующийся усложнением музыкальных форм и творческим обогащением рока через диалог с другими направлениями музыкального искусства (академической музыкой, джазом, народной музыкой (европейской и восточной) и авангардом).
Рок со сложными структурами, множеством мелодических и ритмических решений, вызывающий аналогии с классикой и нередко являющийся ее прямым потомком. Группы этого жанра используют широкий спектр инструментов. Например, скрипки и виолончели. Иногда даже симфонический оркестр или хор. Длительные композиции, меняющийся по ходу произведения размер такта, необычные вокальные стили.
Примеры: Pink Floyd, Electric light orchestra, Yes.
- глэм-рок.
Жанр, возникший в Великобритании в начале 1970-х. Для исполнителей характерны яркий образ, выраженный через театральную эффектность экзотических костюмов, обильное использование грима. В музыкальном отношении глэм-рок  неоднороден, совмещая рок-н-ролл, хард-рок, арт-рок, иногда поп-музыку.
Примеры: Slade, Kiss, Queen.
- панк-рок.
Смыслом, который вкладывали ранние панк-рок-группы в свой жанр, было стремление играть, главенствующее над умением делать это. В результате чего манера игры панк-групп довольно разнообразна. Характерные черты панк-рока: используются пауэр-аккорды от 5-6 струны, играющиеся в быстром темпе, зачастую в песнях не больше 2-4 аккордов. В основном — небольшая продолжительность по времени, простой аккомпанемент, развязная и зачастую агрессивная манера пения.
Примеры: Ramones, Green day, Off spring.
- альтернатива.
Самые разнообразные исполнители, чьё творчество не вписывается ни в какие жанровые рамки, в том числе и роковые.
Примеры: Nirvana, Muse, Oasis.

Из вышеупомянутой классификации становится понятным то, что противопоставление рока и классической музыки некорректно.
Исполнители хард-рока и хэви-метала неоднократно переигрывали классические произведения на гитарах (в России наиболее известен Виктор Зинчук). Так же существует определенное сходство в структуре металлических и классических произведений. Многие металлисты являются поклонниками классики, имеют консерваторское образование (например, Валерий Кипелов). В свою очередь, некоторые симфонические произведения отличаются от хард-рока, арт-рока и хэви-метала только использованием классических инструментов. Например, «Полёт Валькирии» Вагнера. С самого начала истории хард-рока и хэви-метала практикуются  выступления рокеров совместно с симфоническим оркестром (Deep purple, Scorpions). Поэтому остаётся непонятным резко негативное отношение части любителей классической музыки к року.

Кроме разнообразия мелодических ритмов, следует рассмотреть и содержание текстов в рок-поэзии, что в конечном итоге и наполняет духовно нейтральный набор звуков, издаваемых инструментами, положительным или отрицательным содержанием.
Сводить всю рок-музыку к сатанизму из-за единичных представителей, поклоняющихся языческим богам, или обвинять в пропаганде блуда из-за отдельных непристойных песен, есть беззастенчивая спекуляция. Это всё равно, что например, сводить всю живопись к порно-картинкам или обвинять Пушкина в сатанизме за перевод диалога Фауста с Мефистофелем. Некоторые критики пытаются истолковать сам термин рок-н-ролл как сексуальный эвфемизм, тогда как поклонники жанра связывают словосочетание «крутиться и катиться» с танцем и движением руки по струнам гитары.
Если сформулировать сущность жанра одной фразой, в основном рок-исполнители поют о правде жизни. Для их поэзии характерен протест против бездуховного потребительского образа жизни, поиск высших идеалов, желание чистого и светлого. Затрагиваются социальные, политические, психологические вопросы.
Часто упоминаются Бог, Христос, вера. В большинстве случаев, с надеждой и уважением. Богохульных текстов не так много, как пытаются представить авторы предвзятых брошюр.
Многие из европейских и американских групп, использующих в своих текстах, на первый взгляд антицерковные выпады, на самом деле не отвергают Бога. Они только отрицают конкретные философские и моральные постулаты католичества, или какой-либо протестантской конфессии. А, в общем и целом, являются верующими и любят Господа Иисуса Христа.
Нередко рокеры сочиняют песни о любви, что и понятно, ибо процент таких песен в любом жанре очень велик. Но о любви поют отнюдь не в стиле «И целуй меня везде – 18 мне уже», а гораздо более возвышенно, поэтично. Пошлость более свойственна другим популярным жанрам. Рок не есть бездумная музыка большинства.
Много песен антивоенных. Например, основной движущей силой против агрессии США во Вьетнаме были как раз исполнители рок-н-ролла.
Часто кассовые сборы с рок-фестивалей жертвуются на благотворительность. Как сказано в Священном Писании, «По плодам их узнаете их». Вряд ли так будут поступать злобные сатанисты или беспринципные атеисты.
Да и те песни, которые пуританствующие поверхностные критики объявляют пропагандой наркотиков и разврата, часто на самом деле представляют собой социальную сатиру и гротеск. Например, песня группы Ария «Ангельская пыль» есть в действительности предостережение, а не пропаганда. Социальная сатира – одно из действенных средств заставить людей задуматься о смысле жизни и привести их к покаянию. Подобно тому, как святые юродивые обличали безумие некоторых явлений современной им действительности своим мнимым безумием.
Многим рок-группам сильно достаётся от критиков за их самобытность и нон-конформизм. За то, что музыканты упорно продвигают в массы свои идеалы, не заботясь о том, угодно ли это массовой публике. В этом кардинальное отличие рок-культуры от чисто развлекательной поп-культуры, не проповедующей никаких идеалов вообще.

Но, несмотря на то, что типичные образцы рок-поэзии с головой выдают авторов, как интеллектуалов, ищущих истину, среди людей, далёких от этого жанра, до сих пор бытует мнение, будто бы рок отупляет и является музыкой социально неблагополучных, умственно отсталых людей.
Однако статистика свидетельствует об обратном. Наибольший процент рокеров встречается среди студентов ВТУЗов и молодых технических специалистов. Т. е., среди городской интеллигенции.
А в местах не столь отдалённых гораздо популярнее более тихие и спокойные блатные песни.
Из-за высокой скорости исполнения и сложных гитарных риффов, рок непрост для восприятия, поэтому по-настоящему социально неблагополучные его слушают редко, то же можно сказать и об умственно отсталых.
В некотором роде, рок-музыка является элитарной культурой, также как и классика.

И наконец, наиболее серьёзная претензия, предъявляемая к рокерам со стороны обывателей – некоторые случаи хулиганства на концертах и фестивалях.
Но если у рок-групп есть безумные поклонники-фанаты, разве всегда в этом виноваты музыканты? Нездоровый фанатизм встречается даже вокруг самых святых вещей и самых святых личностей.
По поводу внешнего вида рокеров, следует отметить, что тенденция носить короткие волосы вообще закрепилась только в последние два столетия, так что если уж считать рокеров дикарями за их прически, то следует признать дикарями и многих деятелей науки и культуры, живших несколько веков назад.
Пиротехнические и световые эффекты на концертах, подстёгивающие энергичные движения, при соблюдении техники безопасности не должны идти во вред. Подобные вещи помогают раскрепоститься и дают выплеснуться эмоциям. Поход на концерт снимает накопившееся за долгое время обыденной жизни напряжение, также как снимает его, например, поход на футбольный матч.
Вполне понятно, что основные нарекания относятся к беспорядкам, которые на рок-концертах якобы творят все и всегда, что, конечно же, не так.
На тех же, например, футбольных матчах, потасовки фанатов происходят значительно чаще. Однако никто не обвиняет в провоцировании агрессии вид спорта или игроков с тренерами. Все отдают себе отчёт, что в агрессивности футбольных фанатов виноваты сами фанаты.
На любом культурно-массовом мероприятии есть люди, а есть свиньи. Одни будут слушать музыку и танцевать, другие – валяться мордой в собственной блевотине и оставлять на площадке битые бутылки.
А какой вариант каждый выберет для себя – это уже дело его личной совести.
И если при проявлении злобы и жестокости поклонниками того или иного стиля музыки всегда виновата музыка, то по такой логике придётся признать провоцирующими садизм симфонические произведения немецких классиков. В застенках гестапо эсэсовцы издевались над заключёнными под звуки Бетховена и Баха.
Абсурд?
Тогда получается, что и в случае с роком имеет место претензия не по адресу.

Многим братьям во Христе может быть непонятно, зачем я вообще поднял эту тему и пытаюсь защитить рок-музыку. Ведь слушать тот или иной музыкальный стиль не есть христианская добродетель, и если христианин не будет слушать светскую музыку, он ничего не потеряет.
Но в Церкви всё должно делаться по истине. Истина привлекает людей, а ложь отталкивает. То, что заявляют критики рок-музыки, дерзающие высказывать своё личное мнение от лица всей церковной полноты, по большей части не соответствует действительности.
А для многих людей, особенно молодых интеллектуалов, рок-музыка очень значима – это их культура, неотъемлемая часть их жизни. Клевета на любимое направление в искусстве из уст воцерковлённых людей в конечном итоге может оттолкнуть их от Церкви.
Меня не оттолкнёт.
Лично я христианином стал раньше, чем рокером.
И для меня православие и рок-музыка не противоречат, а дополняют друг друга.
Думаю, если бы сегодня явился Христос, Он пошел бы с проповедью, прежде всего, на рок-концерты. Рок — стихия свободолюбивых людей. Но только познание Истины делает человека по-настоящему свободным.
Затрудняюсь ответить однозначно, что конкретно привело меня в рок-культуру.
Наверно, то, что рок-музыке свойственна особенная правдивость. Если бы все люди придерживались безукоризненной честности, жизнь была бы намного легче и радостней. В рок-культуре фальшь и лицемерие не уживутся от слова никак. Значит, прекрасно уживусь я.


Рецензии
Не могу согласиться. Автор на свой вкус и цвет соотносит британцев The Animals с фолк-роком. Абсурд - команда Бёрдона крепко стояла на традициях ритм-н-блюза, какой там фолк. А Queen попали в глэм. У Меркюри всё гораздо глубже и его стиль группы давно определён, как помпезный рок или помп-рок. Неточностей по стилям и возникновения их, писал человек далёкий от рока. Прошу прощения, но у меня есть основания так заявлять. Вы, например, определяете творчество Пинк Флоид, как прогрессив, но такое утверждение принимается с оговоркой, что группа периода Баррета развивала психоделию, о которой здесь ни слова. Рекомендовал бы изучить тему и не повторять чужие поверхностные наблюдения.

Вадим Яловецкий   17.05.2015 08:31     Заявить о нарушении
Признаю справедливость замечания, что многие поджанры незаслуженно оставлены за кадром.
Передо мной стояла подготовить речь для собрания активистов церковного прихода. На десять минут.
Поэтому пришлось сжимать текст так, что дальше некуда.
И всё равно получилось минут как минимум на пятнадцать, а то и двадцать, ибо дальше сокращать действительно некуда.
Не отрицаю и то, что мог ошибиться при отнесении той или иной группы к определённому поджанру.
Во-первых, я не профессиональный музыковед, а во-вторых, творчество многих групп настолько многогранно, что в рамки одного поджанра не умещается - одни заметят отголоски одного поджанра, другие - другого.
Благодарю за конструктивную критику и постараюсь учесть справедливые замечания при написании подобных работ в дальнейшем.

Бешлык Андрей Николаевич   18.05.2015 23:07   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.