Монолог Курочки Рябы

Миниатюра написана в рамках проекта «По головам сказок» (http://www.proza.ru/2015/05/12/491)


- Здравствуйте, мои дорогие! Ряба меня зовут, куриного племени я. Народ мой мирный рядом с вами, людьми, ещё со времен царя Гороха живет. И с тех самых, гороховых времен, не устает удивляться человеку.
 
Признаться, порой такие бурные споры у нас в курятниках начинаются о цивилизации вашей людской, такие жаркие стычки, что хозяева наши прибегают узнать, не лиса ли забралась на территорию, петухам нашим подведомственную. И невдомек им, Homo Sapiens-ам, что на насестах в это время о них, о «венцах Природы», беседы беседуются и разговоры разговариваются…

Конечно, вы можете мне сказать, что «курица не птица», и нечего, мол, тут чирикать, на кормильца своего критику наводить. Мол, клюй молча, что тебе дают, и яйца так же молча неси.

А вот, кстати, о яйце. Яркий, между прочим, пример непредсказуемости вашей людской. Изумительно наглядный образчик человеческой нелогичности.

Это я о той, о давней истории. Ну, про то, как однажды снесла я яичко, да не простое, а золотое. Помните? Да конечно же помните! Все вы когда-то под сказку эту в кроватках своих детских засыпали…

Так вот, и я прекрасно помню то утро. С нетерпением ждала я, когда дед с бабкой – хозяева мои – проснутся и увидят яичко золотое, это диво дивное, это чудо чудесное. Предвкушала, как обрадуются старики мои, как заохают-заахают и украсят свою избушку этим золотым яичком, поставив его на самое видное место.

Ага! Как же! Украсили они!.. Не успела я и глазом своим куриным моргнуть, как начали бабка с дедом по очереди колошматить по яичку этому всем, что под руку им попадалось! И про артриты свои забыли, и про ревматизмы всякие – откуда только прыть взялась?! Дед даже точильный круг со двора притащил, хотя накануне отказался помои вынести – мол, не по силам ему это уже, пускай старая сама с этим делом справляется.

И вот скажите мне на милость, только честно: нормально ли так себя вести? Разве чудо увидев немыслимое или красоту какую, существо, вменяемое, адекватное, разумом великим наделенное, начнет это в ту же минуту бить-крушить-уничтожать, вместо того, чтобы радоваться красоте?

Не знаю, как вам, людям, но мне, курице, кажется, что любую красоту беречь надо. И если не себе, то хотя бы для других людей её сохранить.

Так и это ещё не всё: мои потрясения-удивления в тот злосчастный день не закончились на том акте вандализма. Дальше – больше: появилась мышь, хвостиком махнула и разбилось яйцо, скатившись на пол.

Я, честно говоря, даже дух перевела: ну, наконец-то, прекратились мои душевные страдания, ведь по моему куриному разумению, если хозяевам моим надо было зачем-то непременно разбить яичко золотое, то теперь-то они возрадуются и успокоятся. Но вместо этого дед с бабкой над скорлупками разбившегося яичка… истерику устроили!

Знаю я, знаю, что наверняка не первая этот парадокс сказочный заметила – сколько уж воды утекло, когда та история случилась. Но так и не могу понять до сих пор - в чем же была причина слез тех стариковских?

Вот и объясните мне, мои дорогие, наконец, в чем тут дело? У меня лишь три версии имеются: то ли деду с бабкой было принципиально важно своими собственными руками испортить красивую вещь, то ли огорчились они, увидев, что внутри яйца золотого нет ничего кроме простых желтка да белка, то ли сказочник, который историю всю эту придумал, сознательно нам всем голову заморочил.

Заранее вам благодарна, Курочка Ряба.

P.S. Портрет мой - с сайта
http://test.maystroff.ru/kuritsa-v-banke/kurica/


Рецензии
Дорогая Ряба!
Очень жаль, что ты подзабыла уже главную историю, прославившую тебя на века -- о золотом яичке. Оно и понятно: живя так близко с человеком, который каждый день предлагает разные объяснения собственных противоречивых поступков, перенимаешь у него это свойство невольно. Но тебе повезло. Даже среди нас, людей остались ещё те, кто эмоциям предпочитает факты и сейчас я постараюсь ответить на заданные тобой вопросы, а заодно прояснить кое-что и о тебе самой, если ты не против.
В те стародавние времена ты не просто могла ещё творить чудеса, вроде золотого яичка, но обладала к тому же некуриной мудростью и огромным золотым сердцем.
Видя, как возлюбленные твои Старик со Старухой дряхлеют, как трудно стало добывать им хлеб насущный, ты жалела их изо дня в день так сильно, что однажды сердце твоё не выдержало и... да-да, это золотой яичко -- частичка твоего, когда-то огромного сердца. И, поверь мне, снесла ты его совсем не для украшения. Ты предполагала, что твой дар, если им правильно распорядиться, навсегда избавит твоих хозяев от голода и лишений. Единственное, о чём ты забыла -- это побочный эффект, накрывающий людей с голодухи. В этом состоянии они, кроме еды ни о чём думать не могут. По правде говоря, они и золота-то никогда в жизни не видели и ценности его не представляли. Яйца, в их понимании -- то, что можно есть. От того и долбили они его всеми способами: белок с желтком добывали! Представляю, как ты тогда расстроилась...
Ты уже догадываешься, почему старики рыдали, когда мышка помогла им ненароком расколотить-таки золотое яйцо? Действительно, странно же так стремиться к цели и расстроиться, едва добившись её.
Неужели ты так и не поняла? Знаешь, может тебе стоит почаще выходить за пределы родного курятника?.. Ладно, не обижайся.
Дело в том, что золотые изделия никогда изначально не содержат внутри еды. Если тарелку из золота сделать и положить на неё яичницу, то еда будет снаружи, поверх, т. е., золота. Можно, конечно, из золота и кувшин отлить, наполнить его густым нектаром и напиток тогда будет внутри. Но не изначально. В общем, не заморачивайся этой химией с физикой. Попробуй просто вспомнить.
Увидели Старик со Старухой, что яйцо им досталось мало того, что твёрдое, но и несъедобное -- пустое совсем яйцо-то, никчёмное! -- и стало им совсем горько. Решили они, что ты, последняя их кормилица, смеёшься над ними. Так плакали, что замочили слезами и бабкин головной платок, и дедову рубаху, и на тебе ни единого сухого пёрышка не оставили.
Вздохнула ты тогда и посулила им, глупым, не золотое яичко, а простое. Тем и утешила. А заодно, как знать, может и себя спасла...
Поступки твои, дорогая Ряба, были тогда мудрыми и логичными. Вы, вообще, тогда гораздо умней нас, людей были. Хотя некоторые люди и сейчас глупее, чем вы.
Но это уже другая сказка.
Всегда твоя,

Фарби   28.05.2015 11:21     Заявить о нарушении
Спасибо, дорогая Фарби, что заметила мои раздумья-размышления, да еще так ловко и чутко все объяснила, по полочкам разложила, меня, курицу Рябу, похвалить не забыла.
Только ведь опять не поняла я, глупая: почему, когда дед с бабой САМИ ломали-били-колотили яичко золотое, то они не только НЕ ПЛАКАЛИ, но еще и азарт их великий охватил - во что бы то ни стало, но разбить это яичко.
Сели они отдохнуть, а тут мышка бежала, хвостиком махнула, яичко-то и разбилось! Так ПОЧЕМУ старики мои стали тогда плакать? Вроде бы мышка помогла им, старым, сделать то, что у них у самих не получалось? Вроде бы тогда дед и баба должны были мышку благодарить за помощь? Разве не так? О том я и толкую, о том и спрашиваю вас всех, живущих за пределами моего курятника.

Кстати, не выхожу я из своего курятника по простой причине: вышла я однажды, огляделась и взгруснулось мне по причинам, о которых тоже написала я в своем письме-монологе.

Да еще в тот выход памятный из курятника моего теплого попалось мне философский анализ истории о Курочке Рябе и Золотом Яичке. Обрадовалась я - мол, сейчас ученые люди объяснят мне, наконец, парадокс поведения бабки с дедом! Начала я вникать в многомудрые те исследования и поразилась: оказывается, история та - вовсе не сказка обо мне и о моем золотом яичке, а притча о Смерти и Жизни, просто Ушинский, перекладывая старый славянский текст в формат детской сказки, упустил основную суть притчи, упростив на свой лад историю о золотом яйце и мыши!

Если коротко, дорогая Фарби, то дед с бабкой плакали от радости, ведь, как утверждают исследователи и толкователи старых славянских сказок, которые всегда были наполнены древними языческими символами, золотое яйцо - это символ Смерти и увидев Золотое Яйцо, старики поняли, что час их пришел. Разумеется, они не хотели умирать и по наивности своей они попытались яйцо уничтожить, чтобы отвести от себя смерть.

Но, как и любые смертные, они не могли изменить предначертанное, а потому никаким способом не могли разбить яйцо.

Однако за дела их праведные был им послан тотемный зверь подземного мира - Мышь, которая могла лишь одним взмахом хвоста изменить предначертанное Судьбой. Разбила она послание от Смерти и обрадовались старики! Вот, дорогая Фарби, как, оказывается, вся эта давняя история толкуется людьми учеными, умнее меня, курицы. И вот почему, оказывается, плакали старики, когда мышка разбила яичко золотое!

С благодарностью за такой интересный отзыв, Курочка Ряба

Ольга Анцупова   28.05.2015 14:50   Заявить о нарушении
Ох, давно я с курочками не разговаривала. Ну, раз уж взялась, то ещё раз попробую совсем коротко ещё раз про тот случай. Сразу оговорюсь, что в древних языческих символах я разбираюсь куда хуже, чем свинья из твоего двора в апельсинах, поэтому мои ответы – только на тот текст, который сама с детства помню. Строго говоря, это и не совсем мои ответы. Есть просто в театральных ВУЗах такой предмет – действенный анализ. Там надо, как раз, требуется сухую логику вычленить из сюжета, чтобы научиться оправдывать потом на сцене любые свои действия.
Вот, как ты думаешь, например, почему Волк из известной сказки устроил представление с переодеваниями в Бабушку, вместо того, чтобы Красную Шапочку сразу слопать? Думаешь, натура у него такая что ли творческая? Увы и ах, там тоже сплошная проза.
Когда старики били яйцо, они еду добывали. Чего ж плакать-то? Процесс непривычно трудным на сей раз оказался. Яичко красивое, может и содержимое особенно вкусным будет? И, как ты говоришь, азарт из охватил даже – очень возможно! Устали, решили передохнуть. Дед, может, за поленом каким сходил, чтобы им шандарахнуть. Думали. Но ещё не отчаялись настолько, чтобы заплакать, понимаешь?
А дальше бежало, как ты говоришь, нечто подземное, хвостатое. Зверики в этой истории бОльшими способностями обладают, чем люди, вот уж точно.
И увидели тогда старики, что трудились-то они напрасно – нет внутри еды! Да и непонятно, откуда её дальше брать, ты же теперь, вон чего несёшь… Несъедобное! Хоть саму тебя теперь ешь. А ты, вроде, друг. Кто хошь заплачет.

Фарби   28.05.2015 15:42   Заявить о нарушении
А я вот о чем теперь думаю: может, действительно, как толкователи те ученые говорят - в каждой старой сказке языческий подтекст заложен. Пойду-ка, пожалуй, на свой насест - поразмышляю над историями о Бабе Яге и Змее Горыныче :)))

Ольга Анцупова   28.05.2015 17:06   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.