Это сладкое слово Шоа
При этом дистанция между последним и запредельным понятием "Холокост" так же велика, как и между пресловутой "ВОВ" и вселенской "WW-2".
Здесь тоже все построено не только не на "диалектическом", но даже и не на, худо-бедно, историческом "материаоизме": дискурс заменен экскурсом, статистика – стилистикой, анализ – каннабисом...
Стоит ли удивляться тому международному отторжению, в которое все больше и больше погружаются сегодняшняя Россия за неусвоение главного "урока WW-2": " сталинизм равен гитлеризму" и Израиль – за неусвоение главного "урока Холокоста" – "демократия равна правам человека"... Все остальное – комментарии!
Принято считать, что Государство Израиль – это ответ на попытку германского нацизма уничтожить европейское еврейство. Поскольку одним из причинных факторов Катастрофы была его безгосударственность и беззащитность, усугубленные всеобщим ущемлением прав человека в условиях тоталитарных и недемократических режимов. Ведь именно с нарушения прав человека – принудительной этинической идентификации граждан и создания группового этнического «образа врага» – еще задолго до газовых камер и печей в лагерях смерти и началась Катастрофа.
Можно было думать, что существование народа в независимом (и как бы демократическом) государстве – гарантия его благополучия и процветания. Особенно, когда речь идет о евреях, которые, по распространенному мифу являются высокодаренным, инициативным и предприимчивым этносом. Ведь единственное, в чем они нуждались – это государство.
Однако, как оказалось, жизнь евреев-израильтян в собственном доме – более опасна и неустроенна, чем евреев диаспоры. Что вряд ли можно объяснить только существующим в мире "антисемитизмом" (даже если отождествлять его с юдофобией, глобализмом, антиизраилизмом и здравым эгоцентризмом «антисемитской Европы». Если, конечно, в умопомрачении, согласиться с этим эпитетом).
Причина, видимо, в степени соответствия «природ» Государства Израиль и "израильской демократии" вызовам Катастрофы.
Как известно, из множества разноплановых «уроков Катастрофы» (материально-документальных, морально-нравственных, конфессиональных, социальных, политологических и др.) именно политологические позволяют оценить резистентность общества к возобладанию в нем ксенофобии, шовинизма, террористичесного мышления. Поэтому небезынтерсно проанализировать связанные с ними специфические общественно-политические факторы в сегодняшних демократических государствах.
Среди таковых факторов следующие:
- юридическое признание Катастрофы (проблематично для стран бывшего СССР);
- включение объективной истории Холокоста в государственные образовательные стандарты (бывший СССР и Израиль);
- приоритет независимого государственного существования в качестве «политической нации» перед национально-общинным (еврейская диаспора);
- демократическое "конструкция"государства, в том числе:
- отсутствие во всех видах государственного учета населения расового института «национальности» и использование общепринятой этатической трактовки политической нации как совокупности этносов, проживающих на территории государства;
- наличие комбинированной партийно-мажоритарной избирательной системы;
- разделение государственных и религиозных институтов во всех сферах жизнедеятельности общества;
- разделение законодательной и исполнительной властей, исключающее совмещение парламентских и министерских постов;
- формальное равенство граждан на основе обшепризнаваемых прав человека;
- наличие Конституционного суда
- наличие полнопакетного Основного закона - Конституции);
- приоритет в качестве внешне-политической госдоктрины принципа обязательности действующих решений ООН, международных соглашений, принципов взаимоотношений государств, примат общеполагающих и гуманитарных ценностей международного сообщества.
Как видим, эти «уроки Катастрофы» в наибольшей степени усвоены Западом (США), в наименьшей – Израилем. Что же касается стран б. СССР, то пока в его бывших республиках остается юридически не признанным сам факт Катастрофы, все попытки тамошних энтузиастов внедрить историю Холокоста в национальные образовательные стандарты (не говоря уже, об общественном сознании), бесперспективны. Ни к чему другому, кроме разного рода бывших пресловутых «банкетов в честь Холокоста», а ныне – в междуоусобные войны "братских народов" - конечно, привести не может. На наших глазах, исполняется зловещий прогноз кошмарного предпереестроечного анекдота: "перестройка- перестрелка – перекличка"!
Другими словами, большинство тех общественно-политических факторов, которые в свое время создали благоприятную почву для Катастрофы (нищета, авторитария, расизм, экстремизм – равно, "этнонационализм", "неонацизм", "необольшевизм" и др, и сегодня имеют место в обоих упомянутых обществах.
Этим, собственно, и определяются различие путей развития и становления гражданских обществ в странах Запада, Израиле и России.
Запад усвоил «уроки Холокоста» и спроектировал их на свое политическое устройство и повседневное общественное сознание. И теперь он может позволять себе роскошь создавать «индустрию Холокоста» (по определению Норманна Финекельштейна), то есть зарабатывать на трагедии деньги. (Что, в общем-то, неэтично, но допустимо).
России такая роскошь пока непозволительна. Ей, как ни гипнотизируй свое и чужое население потемкинскими поклонными горами, музеями толерантностей, бесчисленными казенными егудеями и их синагогами, все равноеще предстоит процедура юридического признания Катастрофы (с таким его малоприятным последствием, как открытие запоздалого судебного преследования многочисленных нацистских пособников из числа коренного населения и "высоких договаривающихся сторон" августа 39-го. Ведь, как утверждают, в коллаборационистских формированиях на территории бывшего СССР - типа «Перконкрустс», «Омокайтсе», ДНАС, Украинской вспомогательной полици и проч. - состоял один процент населения страны).
У Израиля же работы и того больше: радикальная политическая и законодательная модернизация общества. Ведь, напомним, ООН, учредив в ноябре 1947 года два новых государства в подмандатной Палестине, одновременно взяла на себя обязанность контролировать и содействовать процессу их конституционно-законодательного и демократического строительства. Этот процесс, как известно, был прерван арабо-израильскими войнами и для палестинцев не был начат вообще. Другим же результатом этой печальной истории явилось сшитое на живую нитку архаичное расово-общинное израильское законодательство, беспрецедентное для демократических стран.
Между тем, уместно здесь вспомнить слова проф. Мордехая Карминцера: «Права человека – это целый мир. Я пришел в него от Катастрофы... Теория прав человека и ее усвоение – главный урок Катастрофы и, возможно, единственный путь для обществ и государств удерживаться от их самого незначительного и контролируемого ущемления, с которого может начаться серьезная и тяжелая деградация. ...Права человека – это единственно ценностное сооружение, вокруг которого могут объединиться люди с самыми разными политическими, общественными и идеологическими взглядами. И они отвечают самым насущным потребностям, которые свойственны всем людям».
Так что политическое преобразование архаичного законодательства государства «частичной демократии» в полноценный конституционно-законодательный пакет, основанный на основополагающих документах международной хартии прав человека и апробированный американо-европейской демократией (лучше которой, как известно, несмотря на все ее несовершенства, в мире пока ничего не существует) и является сутью сегодняшней «цивилизации Холокоста». Соответственно, обоснование этого и составляет методологическую основу «изучения Катастрофы будущими поколениями» и, соответственно, предотвращения рецидивов государственного антисемитизма и другого гогстеррора.
...Да и торчащие политические "уши" из только что закончившегося в Израиле, прямо скажем, "правительственного скандалеза" уже очевидны даже для самого замшелого "национального" мышления.
Также :
http://www.bat-yam.muni.il/show_item.asp?levelId=57933
http://isracaust.ucoz.ru/
http://www.facebook.com/Plitei?sk=notes
http://subscribe.ru/catalog/culture.museum.k4368h
http://subscribe.ru/catalog/country.il.k4368h
http://www.proza.ru/avtor/dryll
http://www.youtube.com/channel/UC8Bc_loBgKRkIWhK85BhOKA ;
Свидетельство о публикации №215051701182