Кто он, Йармаг, прорубивший Ворота на Восток?

[*]

* * *

Мне неизвестно, НАСКОЛЬКО гены определяют развитие и участь человека. В частности, какова доля генетики в том, кем мы считаем себя (русскими, евреями, итальянцами, кем-либо еще). На стороне Пятой колонны, все обозначено в букве, и особенно, в цифре. На стороне же России… да Бог знает, что это такое - быть русским!
Хотя, иногда мы и догадываемся...

Вообще же говоря, генам - геново, духу - духово, и примерам – нет счета! Скажем, первомученик Православной Церкви Иверии, человек, вставший во главе сотен тысяч мучеников – а это место необычайной важности для веры и самосознания каждого сына Церкви и Отечества, для самого существования народа! – этот человек был этнически чистым персом по имени Раждэн! (за это-то его соотечественники – тогда огнепоклонники – истязали особенно люто). А святой покровитель столицы нашей, Або Тбилели - чистокровный араб!..


* * *

Если же говорить более оперативно, этнос определяют не столько гены и спирали, а прежде всего, дух. Дух же – понимай его широко или, хм, очень широко – может, конечно, манифестироваться  и в материальном (в том же этносе, в искусстве, религии и науке: ведь он «дышит там, где хочет»), но есть нечто, прежде всего, нематериальное - нзависимое от материи.

Вообще, есть в национальности что-то такое, чего ни собственным – ни даже чужим – Платонам, ни быстрым разумом "Нефтонам" (хе-хе) [должным образом] не понять! К примеру: сколько «генетически абсолютно» русских, которые считают русский народ исторически ущербным, а Россию – отсталой страной, по определению/«по жизни»? Я уверен, что такого субъекта НЕЛЬЗЯ считать русским! – даже если его самого это обрадует, и даже несмотря на то, что подобное мнение есть, возможно, атрибут именно русского человека!.. А сколько таких людей, которые готовы были за Россию пролить кровь до последней капли – капли, которая и то была нерусской!

...На Западе это были, в основном, отважные проходимцы, самоотверженные и самонадеянные – в общем, под предводительством самости. Конкистадоры, пираты, пионеры, люди командированные в дальние страны неполученным наследством, просто, опасностью проживать в родной стране или невыносимостью жить в родном городе, [чрезмерным] любопытством, духом авантюризма – да мало ли, чем еще!
   Хорошим примером может послужить Джеймс Кук. Как и многие – если не все – его соотечественники, он решил годам к сорока пяти сколотить себе капиталец, чтоб и осень жизни, так сказать, была золотой. Этот мотивчик и сделал Кука первым человеком, побывавшим на ВСЕХ континетах. Однако папуасы по-своему отнеслись к такой повышенной одаренности капитана. КАК – мы, увы, хорошо знаем: Миклухо-Маклай впоследствии привез с далеких островов термин, обозначающий «ямы, вырытые в поисках сокровищ, неподалеку от сожженных лодок и хижин». Слово это – «кукана-ха-кукана» на Руси превратилось в печально известный нам КУКАН: «[полный] кукан»! А корень-то - Кук…


*  *  *

На Руси, главными первооткрывателями были попы, купцы и казаки – именно они стали триединой силой для обустройства державы. Однако, как и подобает России, первым был сам царь. «Иван Васильич Грозный ему был имярек за то что был серьезный, солидный человек». Мы привыкли чествовать Петра I за его знаменитое окно, прорубленное в Европу. Хотя, если только вспомнить, чего только не поналезло к нам в это окно: просвещенческо-революционные идеи, поляки со своим антирусским «видением мира», потом «гости» с Дальнего Запада… ну а Наполеон или оттоманские захватчики (если считать последних, хм, Западом), признаться, влезли бы и сами – без этого, наспех прорубленного, окна. Окна, которое позже превратили в железный занавес. Который все мы почитали, к несчастью, за Врата Рая!..

Итак...
Летопись - великолепна: «Родом неизвестный, душой знаменитый» - это о нем, Ермаке Тимофеевиче! По одному преданию, был он родом с реки Чусовая. Благодаря знаниям местных рек, ходил и по ней, и по Каме, и даже переваливал в Азию, по реке Тагил!

Сохранилось описание внешности Ермака. Согласно Семену Ульяновичу Ремезову в его «Ремезовском летописце» конца XVII века, знаменитый атаман был «вельми мужествен, и человечен, и зрачен, и всякой мудрости доволен, плосколиц, черн брадою, возрастом [то есть ростом] середней, и плоск, и плечист».

Соратник Ермака Гаврила Ильин писал, что он 20 лет «полевал» (вел вольную жизнь) с Ермаком в Диком поле. Чем занимался Ермак на торговом пути по Волге? – на то у нас гипотеза смиренная, недерзкая: Ермак был сначала атаманом одной из типичных для того времени многочисленных и многонациональных по своему составу дружин волжских казаков. А промышляли они то грабежом и разбойными нападениями на русские купеческие караваны, на крымских татар, на астраханских казахов, а то и - делами торговыми... все - по сезонам, хе-хе!
Впрочем, об этом поют и дошедшие до нас песни и предания донских казаков – почему им не верить?

В последнее время всё чаще звучит гипотеза о поморском происхождении Ермака. у казаков слово «армак» означает большой, общий на всех котёл. Фамилия Ермака достоверно не установлена. Фамилия Аленин – предположение некоторых исследователей жизни Ермака. В те времена на Руси не большое количество людей имели фамилии. Достоверно известно только то, что его величали либо Ермаком Тимофеевым, либо Ермолаем Тимофеевичем Токмаком.

Согласно же этимологическому словарю Фасмера: тума' «полурусский, полутатарин». В самом деле, «Ермак» может быть ласкательной формой от таких имен, как «Герман» и Еремея». Оно может относиться к казачьему быту, поскольку у казаков слово «армак» - большой, общий на всех котёл – говорящее имя, не правда ли?

До Октябрьской революции, впрочем, в ходу была версия о тюркском или монгольском происхождении имени (или прозвища?) Ермака.
Согласно сведениям донского историка Е. П. Савельева на тюрко-монгольском наречии слово «Ирмак» означает «стремительно бьющий ключ» (река Кызыл-Ирмак). На татарском, в то же самое время, глагол «ярмак» означает «рассекать, разрубать, раскалывать».
Корень этих слов – «ир», «яр», «эр» – в языке древнеперсидском (или даже армянском: "ар" значит « муж, воин»).
Есть еще и монгольское имя Ермэк или Эрмек (произносимое в народном говоре как Ермак), которое значит «холостяка, чуждающегося семейной жизни». Наконец, имя это существует до сих пор у татар, башкир и казахов: «забава, веселье». Кроме того, мужское имя Ырмаг встречается у алан-осетин, широко населявших донские степи вплоть до XIV столетия.

Так кто же он, Ермак Тифовеевич – монгол, иранец, татарин, башкир, армянин, казах, алан, армянин? Кто как «поскребет», то и обнаружит. А для всех нас он – просто Ермак, отважный воин, верный царю и Отечеству, первооткрыватель Сибири… и не только же это!..

...Татарские источники говорят о том, что многие вещи, принадлежавшие Ермаку, обладали чудесными свойствами, а над могилою его часто видели необыкновенное сияние. Более того, само тело его, больше месяца лежавшее на помосте, оставалось – говоря по-русски – нетленным! Посему, его вполне могли похоронить не просто на мусульманском погосте, а на астане – священном месте. Точнее, НЕДАЛЕКО от него! Мотив приличен и для мусульман, и для православных: «чтобы не было поклонения ему как святому». Но поет татарская песня: «А за оградою Баишевской астаны – великого могила Чужака».
Парадоксальная фигура: по рождению татарин, но враг хана Кучума, принимает Православие и нанимается на службу русского царя, а пути, даже советов, спрашивает не у абы кого, а у шаманов – остяков и хантов.

А похоронен Ермак Тимофеевич так, как и подобает русскому воину - в двух кольчугах: своей, родной и той, что дарована ему государем. Это стало причиной физической смерти: невозможно плыть в двух кольчугах - и Ермак утонул в той же реке, что и другой герой уже новой истории, почти полтысячелетия спустя. Но это принесло ему безсмертную славу, послужив основанием для именно ТАКОГО прирастания Русской земли, такого отношения между мною, русским человеком, и государем, то есть Державой: они ровно две кольчуги приросли ко мне, нераздельно и безраздельно!
...Ну а русский человек - он всегда воин: слишком сурова природа вокруг, и непомерно враждебно окружение!.. Кто вооружён мечом, кто - плугом, кто - геологоразведочными приборами, кто - книгой, кто - крестом, кто - полумесяцем... Промысел каждому вручил свое оружие - по его способностям и по Своему милосердию. А быть воином - так уж устроен свет!.. (**)

*  *  *

Наше слово «призвание», так же как и лютеровское “Beruf” (в немецком) означает некий глас, кого принуждающий, а кого побуждающий –действовать.
Отметим к случаю, что англо-французское слово «профессия» в буквальном переводе с французского, который, скорее всего, и является источником заимствования, означает «публичное заявление о роде своей деятельности». Это было заимствовано французами из латинского («profeteri») и позже переосмыслено в «род деятельности, занятий». Ко мне обращается Бог, я обращаюсь к публике – возможно, это и связано, но акценты, бесспорно, очень различны: католики пришли к отстранению от веры, протестанты – к всепоглощающему бизнесу...

А нашего Ермака – как Пушкинского Пророка – голос призвал на служение, на дело и на подвиг: прорубить окно в Сибирь, да прирастет святая Русь Сибирью.

...И в самом деле: без этого невозможно сегодня представить ни одного, пожалуй, аспекта существования России!

___________________

[*] Возможное начало эссе:
В начале июня 1945 года, солдаты и офицеры Советской Армии возложили цветы к могиле «Короля вальса» – Иоганна Штрауса. Кто-то презрительно фыркнет, а кто-то задумается, в тихом восхищении (возможно даже, смахнет умиленную слезу). Это, если угодно, ТЕСТ: «Русский ли Вы?»...

(**) Нам ли, сынам Иверии печальной, этого не знать: каждое утро, идя на поле крестьянин брал не только плуг или косу, но и меч. Ведь поле для сева и жатвы всегда могло превратиться в поле битвы!..

PS. Не могу не поделитьс с читателем большой радостью: http://muzofon.com/search/
Здесь разные - действительно, РАЗНЫЕ - исполнения классической "ур" Пушкина / Даргомыжского: и фолк, и шансон, и церковный хор, и кубанские казаки, и даже алтайский сказитель!.. И всё это - Пушкин. А Пушкин - наше всё!


Рецензии
Да,поле ржи может превратиться в поле боя..Нам ли этого не знать,родившимся в благополучном СССР времен застоя и после хлебнувшим в полной мере и войну,и голод,и разруху. Низкий поклом оставшимся и выжившим!и тебе,конечно,в том числе. Странно -мне- только одно: как могут люди,прошедшие через это,продолжать поддерживать распад России,поддерживать так называемую оппозицию,вся цель которой-уничтожить Русь даже не как государство,а как цивилизацию. Мозг с орешек,наверное (или наверняка?).Слава Богу,что всегда будут такие,как Ермак,Дежнев,Иван Грозный (прозванный за особую жестокость "Васильевич" :) ),ты,Гия,-люди с мозгами и имперским,не побоюсь этого слова,мышлением,понимающие,что сила и благополучие-только в единстве.Простые слова,но как же трудно-даже невозможно-донести до некоторых пролибералов..

Анастасия Слостина   22.05.2015 13:13     Заявить о нарушении
А насчет крови-ты абсолютно прав.Кровь имеет значение,наверное,но ДУХ первичен.Во мне русская,украинская,польская (где-то далеко),грузинская,осетинская...Я точно националистка!!!в чем меня обвиняла училка по истории еще в школе!Только не уточнила,какой именно нации..

Анастасия Слостина   22.05.2015 13:18   Заявить о нарушении
Ясно, какой нации! Польской - угадал? :) Шутю ;)

Впрочем, хорошо, когда национализм может сочетаться с патриотизмом. Скажем, любишь народ, н понимаешь, что на PATRIA - т.е. государственное развитие - он неспособен.

А об этом, о "дерусификации", кстати, скоро появится вещь.
Орут "догнать и перегнать!", неспособны к пониманию того, что Путь России и пути всех этих - от США до ОАЭ, включая злокачественное образование Yeah-Ass - не разные беговые дорожки, и не, блин, Париж-Дакар, а разные миры!..

PS. Личная просьба, Насть, делай пробелы после знаков препинания, то глаз режет! Прости и спасибо!

Локсий Ганглери   23.05.2015 01:57   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.