Я вам не размазня

               
     Со своей соседкой по подъезду  Ириной мы часто беседуем  о школе и об учителях, так как наши внуки  –  школьники, и у них возникают различные проблемы, связанные: то с невыученными уроками, то с плохим поведением, то с забытыми дома тетрадями. Внуки наши – шустрые мальчишки десяти и двенадцати лет.
 
     Мы вспоминаем свои школьные годы, наших хулиганистых одноклассников, наших бывших любимых учителей и не перестаем удивляться учительскому терпению, чуткости,мудрости, любви к детям и уважению к родителям. С легкой грустью делимся  воспоминаниями и о своей учительской деятельности, ведь обе мы отработали в сельских школах по сорок лет, пока  дети не перевезли нас, пенсионерок,  поближе  к  себе в соседний городок.

     Работая учителями, мы с ней старались походить на своих школьных учителей  и  институтских преподавателей, которые относились к нам, как к своим собственным детям, и знали все о нас самих и о наших семьях. Мы чувствовали их любовь и заинтересованность в наших судьбах.

     Наши учителя хвалили нас всегда вслух,а бранили потихонечку с глазу на глаз, оставив после уроков. И это их разумное сочетание строгости и ласки делало нас, детей, и сильными, и  добрыми. Они позволяли нам жить полноценной жизнью, и мы выросли веселыми, жизнерадостными людьми, оптимистами по натуре.

     Дней десять назад я зашла к Ирине в гости и, как обычно, пустилась  в  воспоминания,а она неожиданно  разревелась. Я стала ее утешать и расспрашивать, что с ней случилось.

      Вот, что она мне рассказала: « Поехала я на днях к своей средней дочери Нине в Красноярск, чтобы помочь ей по дому и поводиться с годовалым внуком  Денисом. Приехала, гостинцы внукам привезла. А дочь вся какая-то смурная  ходит.

      Ей  бы радоваться надо, ведь из однокомнатной крохотной  квартиры, где они впятером жили, после получения материнского капитала их многодетная семья переехала в большую  двухкомнатную. Купили по ипотеке. Детей в ближайшую школу устроили. Вроде, все ладком.

     А вишневая косточка их поджидала в школе. Учительница  начальных классов  почему-то невзлюбила ее сына Костика.  Он был, по словам учителя, слишком  гиперактивным: занимался в спортивной секции  игрой в Регби, часто ездил на соревнования; бегал  на переменах и дружил  не  с  теми  мальчиками  класса.
 
     Самое страшное его преступление состояло в том, что он дважды не выполнил  домашние  задания по русскому языку. Одно не выполнил, потому  что  болел,  а  второе выполнил устно, подчеркнув  окончания  в учебнике.  В  задании не было  сказано, что выполнять надо письменно, но учитель настаивала на том, что надо было переписать упражнение в тетрадь и там уже подчеркнуть окончания.

     Я посоветовала дочери: « Сходи  в школу и побеседуй  с учителем Ларисой
Николаевной». Дочь огорченно  заметила: « Учитель не желает со мною  общаться, а требует, чтобы пришел муж. А у того на стройке перед сдачей объекта страшная запарка».

     Удивившись, я уточнила: « Доча! Что ты такого натворила, что учитель не желает тебя видеть?»

    « Так ведь я психологом  работаю в лицее. По ее мнению, это самая  ненужная и даже вредная профессия в школе. От психологов всегда одни неприятности».
 
    Рано утром я сама пошла с внуком в школу. И лучше бы этого не делала. Весь класс стоял  в зимней одежде перед закрытой дверью. Прозвенел звонок. Вся школа села за парты, а класс внука уселся на полу прямо в коридоре.

     Вначале  дети вели себя тихо, затем начали пинаться, бегать, шалить, толкать  друг друга, ссориться. Они сняли с себя  верхнюю  одежду, побросав  ее на  пол  вместе с портфелями и пакетами со спортивными принадлежностями.

     Я подошла к дежурному администратору, чтобы выяснить, где учитель. Она мне объяснила, что учитель придет только ко второму уроку, а в том, что дети одни без присмотра, ничего страшного нет; она, дежурный администратор, ведь, рядом с ними находится.

     Минут через тридцать пришла Лариса Николаевна. Я ей попыталась объяснить: кто я; почему  отец не может сегодня придти в школу; почему Костя не выполнил  те домашние задания; как летом мы с Костей занимались дополнительно по русскому языку, по чтению, по математике и по Английскому языку.

     Шестидесятипятилетняя бабушка, я стояла перед ней навытяжку,как солдат перед генералом, а она, сидя, презрительно смотрела на меня, как на полное ничтожество, и вдруг изрекла: « Меня это не волнует. Это Ваши проблемы. Мне с Вами вообще не о чем разговаривать. Выйдите вон из класса».

    Дети уже сидели за партами и слышали все это. Я попыталась урезонить ее: "Нельзя же так унижать людей. Я, ведь, Ваша коллега. Учитель Высшей Категории. Сорок лет проработала в школе. Сейчас на пенсии».

     Мои слова буквально взбесили ее: « Если Вы учитель, то почему Ваш внук не выполняет домашние задания? В следующий раз я носом буду тыкать Вас в его  тетрадь!»

     Мне пришлось тихо переспросить ее: « Кого Вы собираетесь тыкать носом  в тетрадь? И за что?!»

    Не ответив на мой вопрос, она обратилась  к  классу: « Дети, расскажите этой бабушке, какой у нее внук. Как он ведет себя в школе? Какую истерику он мне вчера устроил?»

      Как по команде, дети хором стали скандировать: «Он  на переменах бегает. Он дружит с двоечниками Петькой и Васькой. Он не выполнил два домашних задания по русскому языку. Вчера он просто  довел  Ларису Николаевну своим плачем. Ей волноваться вредно».

      Мой  внук Костя и его верные друзья сидели, как пришибленные, опустив головы на парты.

      «Ну, услышали правду о своем внуке?  Я  всегда и всем говорю только правду. И учеников своих я учу говорить только правду. Я вам никакая там размазня! Веревки из себя вить никому не позволю. Раз я сказала, что  его  отец  должен в школу придти, пусть отец  и приходит. Дети, вы молодцы! Вы всю правду этой бабушке о ее внуке сказали».

     « Никакая это не правда! Это обыкновенная травля! Неужели Вам не жаль  их?!» -повернулась я к ней. « Вы своей правдой просто убиваете их морально, калечите их души».

     Лариса Николаевна окинула меня,одетую в старое драповое пальто, обутую в
простые полусапожки из кожзаменителя,презрительным взглядом.

    Красивая. Вальяжная. С модной замысловатой прической пышных каштановых волос. Дорогой костюм. Модельные сапожки.Норковая шуба небрежно свешивалась со спинки стула. На учительском столе красовалась норковая шляпа.

    «Мне деньги не за жалость в школе платят, а за качество знаний. Я заставлю  Вашего внука учиться хорошо и не портить мне показатели. И не надо мне Ваших высоких слов. Меня Вы этим не  прошибете. Повторяю еще раз: я  вам не размазня  какая-то, а строгий учитель».

    « До свидания, Лариса Николаевна! Похоже, мне придется встретиться с Вами еще раз, но уже в другом месте», - сказала я ей шепотом, чтобы не слышали ученики.

   « Не пугайте меня! На меня уже столько жалоб написано, и что?! Им же и пришлось своих хулиганов в другие школы переводить! А я, как работала, так и дальше буду работать! На таких, как  я, авторитет школы держится. У меня самая высокая успеваемость и качество знаний» - нагло  рассмеялась она мне в ответ.

    Я возвращалась из школы вся в слезах и горестных размышлениях о том, что  самым страшным кризисом нашей жизни является не энергетический, не экономический,  не экологический, а духовный кризис.

     Мне жаль было и внука, и учеников класса. Но, мне также было жаль и Ларису Николаевну. Невооруженным  взглядом  было  хорошо  видно, что большая  часть  ее душевных сил уходит на защитные переживания, на  повышенную заботу о себе,  а  меньшая   -  на заботу о других людях, на заботу об  ее учениках».
 
     Выслушав Ирину, я искренне посочувствовала и ей самой, и ее внуку, и дочери Нине и  постаралась объяснить все, случившееся в школе, с точки зрения психолога.

       К сожалению, в стиле поведения учителя преобладает эмоциональная агрессия. При общении с другими людьми у нее возникает эмоциональное  отчуждение.  Чувство  подозрительности,  враждебности,  неприязни и недоброжелательности не позволяет ей выслушать и понять другого человека.

     Не зря говорят: каков учитель, таковы и ученики. Учитель  с  агрессивным отношением  к  миру не способен воспитать в  детях чувство  доброты, любви, справедливости, как бы он ни  старался.  Как правило, дети копируют не столько слова, а больше всего  наш стиль поведения.
 
     Сейчас повсюду только и слышится:  толерантность,  интолерантность, адаптация, дезадаптация. Для многих это остается просто непонятными словами.   А ведь есть прекрасное русское  слово  ТЕРПИМОСТЬ.

       Быть терпимым  - значит, быть выдержанным, выносливым, снисходительным;
быть великодушным по отношению к другим. Терпимый  человек  принимает  других  людей  такими,  каковы они есть, не топча  их ногами и не унижая их честь.  А это так не просто. 

        Для этого нужна  добрая душа и любящее сердце.  А еще каждодневный упорный труд по искоренению в себе эгоизма и агрессии.

        Мы  долго  разговаривали с Ириной в тот вечер. Ей просто было необходимо излить  все, что у нее  накопилось  в  душе после посещения школы.

        Ирина простила Ларису Николаевну.  Она не стала писать на нее жалобу.  Похоже, что и учительница  извлекла  для  себя  что-то  важное после общения с Ириной.

        В мартовские каникулы Костя приехал к бабушке в гости и сообщил, что Лариса Николаевна больше не работает у них в школе, так как она перевелась в какую-то престижную гимназию в городе.

        А к ним в класс пришла новая учительница, Зинаида Васильевна. По словам Кости: " Очень маленькая, очень добрая и очень справедливая. Мы с ней уже и в кино сходили, и в цирке побывали, и спортивную эстафету провели. Она нам сказала, что ябед не любит, что  доброта и дружба - самое главное в жизни."

        Слушая Костю, мы с Ириной переглянулись и улыбнулись друг другу. Выходит, увидел Бог слезы Ирины и других обиженных родителей.

               


Рецензии
Галина, добрый вечер!

Актуальный рассказ.
Ну и стерва эта Лариса. Таких нельзя к детям допускать, да и к взрослым тоже.
У нее в голове все перепуталось.

С симпатией и теплом души.

Владимир Чугай   19.07.2023 17:54     Заявить о нарушении
Раньше такие в школе долго не задерживались. Сейчас из-за низких зарплат, молодёжь уходит из школы, а карьеристки , к сожалению, остаются.
С благодарностью за отзыв. Галина.

Галина Гостева   21.07.2023 17:18   Заявить о нарушении
На это произведение написано 26 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.