Исполнение желания через сорок два года...

     Всё началось с клочка сильно пожелтевшей бумаги, попавшего в мои руки в апреле далёкого 1971 года…

     Шестого апреля того года умерла моя мама.
Умерла рано, нелепо и неожиданно. Рак убил её за полгода. Сделали операцию, но не помогло. Женщина из соседнего дома, тоже с раком, которую оперировали одновременно с ней, ещё долго потом встречалась мне на улице, а маме и мне не повезло.

     Разбирая оставшиеся после неё документы и бумаги,  я и наткнулся на этот листок. 

     Это была похоронка на маминого брата, Леонида, выписанная в январе 1944 года. Я знал, что меня, родившегося в 1946 году, назвали Леонидом именно в его честь. В похоронке было написано, что Леванович Леонид Васильевич погиб 16 января 1944 года и похоронен в двух  километрах восточнее деревни Подберезье Новгородского района Ленинградской области. (Такое в то время было административное деление.)

     Ещё до сих пор поисковики находят в лесах останки воинов той войны. А он погиб в кровавой мясорубке начала снятия немецкой блокады с Ленинграда. Было ли тогда время для погребения павших воинов?  Откровенно говоря, очень даже не уверен. Когда идёт наступление, когда надо разорвать трёхгодичное окружение, хорошо окопавшегося врага, когда важно все силы собрать в один мощный кулак и от самоотверженности каждого, от генерала до рядового, зависит успех наступления, тут уж не до убитых, понимаю... 

     И именно тогда, впервые, я испытал желание найти его могилку и поклониться до земли, и попросить прощения за то, что ношу его имя вместо него, погибшего в свои неполные двадцать три года.  Желание найти могилку Леонида поселилось во мне, а вот никаких способов его реализации я тогда не знал.

     Примерно в 1991 году, в стране стали создавать книги Памяти. Я в это время, по работе, оказался в Дмитровском военкомате  и принёс с собой похоронку. Через военкомат сделали запрос в Новгородский РВК, выслали им ксерокопию похоронки и поинтересовались, где находится могила рядового Леонида Васильевича Левановича.

     Через некоторое время, пришло письмо из Новгорода. Ответа на мой вопрос  о  месте захоронения не было. Его обошли молчанием. Да я, в общем-то, и не очень надеялся, что Леонида в своё время нашли, а если и нашли, спустя годы, вполне мог потеряться или испортиться медальон смертника, по которому определяли, чьи останки найдены. Вариантов много…

     В ответном письме были и приятные новости. Мне сообщили, что мой дядя занесен в книгу Памяти Новгородской области, а его имя будет выбито на граните воинского захоронения в деревне Подберезье.

     Шли годы, сменялись десятилетия.
В сентябре 2013 году, судьба привела меня с женой на пять дней в Великий Новгород. Начал выяснять, оказалось, что Подберезье находится всего в двадцати километрах от Великого Новгорода. Два дня лили дожди, а на третий наконец-то распогодилось. С утра сели в машину и покатили по старому шоссе в сторону  Питера.

     Вот и Подберезье. А куда дальше??? Сворачиваем с шоссе направо, возле многоэтажного  дома останавливаемся. Чуть впереди оживлённо беседуют две женщины, одна стоит,  опираясь на велосипед. Подходим, здороваемся. Извиняемся, что прерываем их разговор, объясняем ситуацию.
- Мы из Подмосковья, хотим разыскать воинское захоронение, где похоронен погибший в 1944 году брат мамы, мой дядя. Не подскажете, где у Вас здесь есть памятник погибшим воинам? -

     Женщины тут же забывают о своей беседе, с любопытством рассматривают нас. Не каждый же день из Подмосковья приезжают разыскивать воинские могилы.  С приветливой готовностью  вводят в курс дела.

     Оказывается, в Подберезье два воинских памятника. Один совсем рядом, но туда не проехать на машине, надо идти пешком, показали куда. Та, что на велосипеде, наскоро попрощавшись с собеседницей, предложила:
- Я поеду впереди, а Вы за мной, тут недалеко…

     Перекинула ногу через раму, села и велосипед бойко покатился по асфальту. Проехали вглубь нового посёлка, повернули направо и оказались внутри самой деревни Подберезье, на узенькой асфальтовой дороге, которая, во время войны связывала Ленинград с Новгородом.

     До памятника проехали с километр. Велосипедистка остановилась возле него, показав на обелиск рукой. Мы поблагодарили её, улыбнулись друг другу и расстались. Вошли в ограду, смахнули с мраморных плит с именами упавшие листья и сосредоточенно начали читать списки.
Фамилий было много. Даты смерти, в основном, приходились на три январских дня. Тяжело прорывалась блокада.  Были даты смерти и более поздние, это умирали в госпитале раненые в тех боях. Фамилии моего дяди на плитах не оказалось.

     Пока жена прибиралась у обелиска, вышел на проезжую часть, остановил проезжавшего старенького велосипедиста с сумкой яблок на руле. Поздоровался, объяснил причину поисков, поинтересовался, нет ли ещё где в округе воинских захоронений. Старичок, узнав, что мы из Подмосковья, глядел с уважением. Вспомнил своего односельчанина, который, похоронив отца, так ни разу больше и не пришёл на его могилу:
- А Вы вон откуда приехали!

     Назвал ещё два захоронения, кроме  уже мне известных.  Одно километров в пяти по шоссе на Питер, слева от дороги, и вправо, километрах в десяти - старинное кладбище «Мясной Бор».

     Я поблагодарил его, тепло распрощались. Напоследок старичок поделился с нами яблоками.

     Я повернулся к обелиску и услышал с улицы зовущий голос. Оказалось, что это та самая велосипедистка. Принесла букет цветов из своего палисадника. Пригласила подъехать к её  дому и набрать с собой яблок. Подъехали. Сама набрала нам целую сумку, поговорили ещё, тепло распрощались и поехали к тропке, ведущей ко второму  обелиску.

     Мимо большого курятника, по узкой тропе, через неширокий мост, перекинутый через овраг, сквозь кустарник,  вышли на поле. Слева, поближе к домам, на другой стороне оврага, росла группа сосен и елей. Подошли ближе. В их тени увидели обелиск, склонивший голову воин. К нему, от калитки  вела дорожка, а слева и справа от дорожки, как отдельные листочки книги Памяти, расположились мраморные плиты с именами павших Героев. Слева, на первом от обелиска мраморном листочке, мы и нашли выбитое имя:

Рядовой Леванович Леонид Васильевич 1921 года рождения убит 16 января 1944 года.

Постояли, склонив головы. Каждый думал о своём. Увлажнились глаза, в тишине закапали слёзы… Так, через сорок два года - моё желание исполнилось…

Послесловие:

     К машине вернулись молча. Было грустно и радостно одновременно, что поиск окончен. Место захоронения наконец-то найдено. Подойдя к машине, вспомнил про цветы в ней оставленные. Взял букет и повернул назад к обелиску. Остальные уже устали и остались возле машины. Я один вернулся к памятнику, положил цветы на мрамор возле его выбитого имени, мысленно попрощался и вернулся к машине.

     Возле машины стояла женщина, которая утром общалась с велосипедисткой. Она оживлённо разговаривала с моими попутчиками, радовалась нашим успешным поискам. Мы сердечно распрощались с ней и поехали в Новгород.

Справка:

Леонид родился в 1921 году.

В 1930 году, вместе с раскулаченным отцом и матерью,  девятилетним, был выслан из деревни Берков Катковского с/с Глусского района Бобруйского округа Белоруссии в Якутию, г. Алдан.

С 20 сентября 1940 года – студент Томского Государственного педагогического института.

Проучился там до призыва в армию.
Призван Томским Райвоенкоматом Новосибирской области 15.05.1942 г.

Воевал в Отдельном лыжном батальоне 378 Краснознамённой стрелковой дивизии 59 Армии.

Убит 16.01.1944 года на 23 году жизни во время боя по освобождению от немцев деревни Подберезье. 17 января деревня была освобождена…


Рецензии