Рождение города А. Чернышева
Когда-то, в давние предавние времена наш край назывался «ди-ким полем». И он действительно был таким. За многие сотни лет он перевидал много всякого народа – хазары, печенеги, кипчаки, ногайцы, татаро-монгольские орды, башкиры, казахи.
Все эти племена кочевали по обширному привольному краю, нигде подолгу не задерживаясь. Они зачастую воевали друг с другом, в основном, за лучшие пастбища, за воду, а порой и просто, чтобы доказать свою силу и превосходство над другими племенами. Племена приходили, уходили, но никогда осёдлой жизни в крае не было. Всё обширное пространство занимали ковыльные степи и небольшие перелески. Только по берегам рек Урала (в те времена он назывался Яиком), Сакмары, Губерли и других рек росли непроходимые пойменные заросли деревьев и кустарников. Паслись огромные стада сайгаков, диких лошадей. Водились здесь в изобилии дикие кабаны, бобры, выдры. В прибрежных чащах встречались даже медведи и лоси. На ковыльных просторах важно вышагивали стаи голенастых дроф. У своих нор столбиками застывали сурки. Суслики оглашали степь своим писком. На вершинах древних курганов неподвижно сидели огромные беркуты. Издали их можно было принять за стадо молодых барашков.
В начале XVIII века на этих необъятных просторах коче-вали казахи, как их в те времена называли киргиз-кайсаки. Казахи делились на три орды – малую, среднюю, большую. Несмотря на то, что и меж ними существовали распри и соперничество, это всё же был один народ и он, в свою очередь, подвергался постоянным набегам со стороны других племён, настроенных очень воинственно. Здравомыслящим, просвещённым казахам виделось спасение только в том, чтобы перейти под могущест-венную руку России. Они неоднократно обращались к Россий-скому правительству с просьбой принять их в своё подданство. И в 1731 году произошло воссоединение русского и казахского народа.
Если кому-нибудь доведётся прочесть книгу «Абай», там как раз повествуется о тех временах. А Абай Кунанбаев был знаменитым казахским акыном( По нашему это поэт и пе-вец),человеком высокой культуры. Он слагал песни о трудной доле своего народа, о любви к своему краю, о надежде на свет-лое будущее.
После принятия в подданство казахского народа, в просвещен-ных кругах России неоднократно обсуждался вопрос о необхо-димости строительства ряда крепостей на новых границах Рос-сийской империи для охраны ее рубежей. В 30-е годы XVIII сто-летия Россией правила царица Анна Иоановна. Именно ей подал свою докладную записку известный в те годы ученый географ Иван Кирилов. В ней он обращает внимание царицы на то, что вновь присоединённые земли принесут государству Россий-скому немало пользы. Он представил также проект экспедиции и строительства нового города.
Иван Кирилов, радея о пользе отечеству, считал, что ос-воение природных богатств и исследование окраин России име-ют не меньшее значение, чем открытие Америки. Своими пла-нами он увлёк царицу Анну Иоановну.
В 1734 году была создана специальная экспедиция, начальником которой был назначен Иван Кирилов. Ему даны были широкие полномочия. Принято было решение основать первую крепость на слиянии рек Урала(в те времена носящего название Яик) и Ори. А имя городу дать - Оренбург. Анна Иоановна вручила Кирилову особый документ под названием «Привелегия городу Оренбургу» из 20 пунктов. В их числе был и такой, где пред-писывалось в первые три года ни с каких товаров в казну пошлин не брать, а тем, кто хочет селиться в новых местах оказывать помощь из казны.
Экспедиция под началом Ивана Кирилова была создана не толь-ко для того, чтобы построить военную крепость на южных рубе-жах Российской империи, но и для широкого исследования этого огромного, совершенно необжитого края.
В состав экспедиции входили: ботаник, астроном, мате-матик, живописец, геодезисты.
Среди участников экспедиции особо выделялся Пётр Иванович Рычков, будущий член-корреспондент Российской ака-демии наук. А в экспедиции он занимал скромную должность бухгалтера, но на него были возложены очень ответственные обязанности. С первых дней экспедиции он вёл все хозяйствен-ные, финансовые и канцелярские дела.
Членами экспедиции составлены карты, даны описания Яика (Урала), проводились геологические работы. Ими открыто месторождение знаменитой Орской яшмы на горе Полковник, что стоит на другом берегу Ори, за Форштадтом. Это место, на-верное, известно каждому жителю Орска. Орская яшма необык-новенно красочной раскраски. «Пестроцветная», как её называют в народе.В порядке справки-
Орской яшмой облицованы стены и колонны станции метро «Маяковская» в г.Москве. Туристы, приезжающие в столи-цу, обязательно спускаются на эту станцию, чтобы полюбовать-ся красотой нашего уральского самоцвета.
Уже в августе 1735 года Иван Кирилов рапортовал импе-ратрице Анне Иоановне не только о закладке первой оренбург-ской крепости (будущего города Орска), но и о богатствах этого края. Он докладывал о том, что «по рекам Яику (Уралу) и Ори обнаружены медные и серебряные руды, мрамор, яшма и иные каменья разных видов».
Ивану Кирилову не удалось закончить начатое им дело. В пути из Орской крепости в Самару он жестоко простудился и умер в 1737 году в г.Самаре в возрасте 42-х лет. Но он навсегда остался в памяти потомков, как основатель города Оренбурга (Орска), первой военной крепости на южных рубежах России.
Свидетельство о публикации №215051700465