О Молодой гвардии в 21-м веке

                Часть 1.

   В мае этого года к 70-летию Победы на Первом канале ТВ состоялась премьера сериала "Молодая гвардия" (режиссер Леонид Пляскин) о борьбе юных героев-подпольщиков против фашистов в период Великой Отечественной войны в шахтерском городке Краснодоне (УССР). В основу сериала положены исторические документы из рассекреченных архивов 1942-43 годов и факты, о которых стало известно совсем недавно.
Подвиг молодогвардейцев, их мученическая смерть - одна из самых драматических страниц нашей истории: организация насчитывала более 100 участников, самому младшему было 14 лет. Почти все они погибли после страшных пыток и издевательств.
   Первые сведения о "Молодой гвардии" появились уже в апреле 1943 года во фронтовой газете "Сын отечества". В этом же году журналисты Владимир Лясковский и Михаил Котов написали и первую книгу. Позже были созданы повести (Ким Костенко "Это было в Краснодоне", Елена Кошевая "Повесть о сыне") и роман Александра Фадеева "Молодая гвардия". А в 1948 году по этому роману Сергей Герасимов снял фильм, который стал лидером проката 1948 года. В начале 60-х фильм был отредактирован и местами переозвучен, новая редакция выпущена в 1964 году. Изменения были внесены в связи с тем, что в 1959 году были выяснены новые обстоятельства смерти молодогвардейцев: считалось, что их выдал Виктор Третьякевич, но специальной комиссией были обнаружены факты, свидетельствующие о том, что Виктор стал жертвой оговора. В декабре 1960 года Виктор Третьякевич был награжден орденом Отечественной войны I степени. О драматических событиях, развернувшихся после создания романа Александра Фадеева, выхода фильма "Молодая гвардия" подробно рассказывается в статье Елены Мушкиной "Это было в Краснодоне, в грозном зареве войны..." (журнал "Родина", №2, 2008 год). Дело в том, что Фадеев построил свое произведение на основе рассказов матери Олега Кошевого, ошибочно представил пособниками фашистов и некоторых живых людей. Но по каким-то причинам, переписывая роман, не внес все изменения по вновь открывшимся сведениям. Двум девушкам Зинаиде Выриковой и Ольге Лядской пришлось пройти через тюрьмы и лагеря. Они были реабилитированы только через 50 лет после расследования межрегиональной Комиссии по изучению истории "Молодой гвардии" 1993 года (среди членов Комиссии были представители Москвы, Луганска, Краснодона, Кировограда).
   В 2006 году, когда стали возможны вольные трактовки исторических фактов, идеологические искажения, был выпущен художественный фильм "Последняя исповедь" (реж. Сергей Лялин). В одном из справочников о нем сказано: "рассказывает об организации в новом ключе. Подвиг реальных комсомольцев дополнен религиозными мотивами, воплощенными в образе Алёши-молчуна и покаянными мотивами немецких карателей, вспоминающих о событиях много лет спустя. Также из числа действующих лиц исчезли руководители организации Иван Туркенич и Виктор Третьякевич и вообще все коммунисты".
   Все сознательные искажения считаю кощунством. Совершите свой подвиг и опишите его. Пусть ваши дети совершат, а вы трактуйте, как захочется. Не надо трогать погибших за другие идеалы. Хотя в истории нашей страны нетрудно увидеть преемственность: были герои, погибшие "За веру православную, за землю русскую", в последующие века - "За веру, царя и Отечество", в советский период - "За Родину, за Сталина". Но вообщем-то - за свой народ, за его настоящее и будущее.
Но то, что касается "покаянных мотивов немецких карателей" - это выглядит вполне реалистично: перед лицом смерти они испугались расплаты за свои страшные злодеяния.
   К сожалению, это не единственное искажение. О клевете последних лет рассказано в замечательном документальном фильме "По следу предателя", "Искатели. "Молодая гвардия", 2006 год. Создатели фильма приводят ряд публикаций, где молодогвардейцев пытаются сделать то националистами, то маргиналами. Авторы этих публикаций также ссылаются на рассекреченные архивные данные и утверждают, что всё, написанное Фадеевым, - выдумка, созданная по заказу компартии, и что никакой подпольной организации в Краснодоне не существовало. А была группа неприкаянных молодых людей, которая накануне нового года ограбила грузовик с подарками для германских солдат, за что и поплатилась. Другие клеветники утверждают, что молодогвардейцы боролись против коммунистов. И это несмотря на все самые неопровержимые доказательства: растерзанные тела десятков молодых людей. На спине Ульяны Громовой была вырезана звезда.

                Часть 2.

   Россию хотят лишить идеалов, сделать невозможным выживание новых поколений.
Народный артист РСФСР, поэт Михаил Ножкин накануне 9 Мая очень точно об этом сказал: когда человек знает историю, он знает, кто он, частью чего он является. У него появляется чувство сопричастности чему-то большому, сложному, великому. Он не теряет смысла жизни. России нужны положительные герои, примеры, достойные подражания. Нужно, чтобы в СМИ центральное место было отведено самым лучшим, самым достойным представителям нашего народа. (ОРТ, 8.05.2015, "ПРАВ!ДА?").
Иначе новые поколения обречены, поскольку выживание "в индивидуальном порядке" невозможно.
   Способствует ли этой цели - памяти о героях, сохранению идеалов у нового поколения - вновь созданный сериал? Думаю, что способствует. Показ "Молодой гвардии" - это новое обращение к столь священной странице нашей истории, к вновь открывшимся фактам, это волна интереса и к новому фильму и к фильму, созданному по роману А.Фадеева, сравнение этих произведений, сравнение художественного вымысла и исторической реальности. Хотя в столь трагичной истории вымысла должно быть минимум: только о том, что не может иметь принципиального значения.
В сериале меня неприятно поразило, как далеки от настоящих героев образы Сергея Тюленина, Любови Шевцовой. Я не хочу сказать, что актеры плохо сыграли, что они не дотягивают до какого-то художественного уровня. Просто это образы не тех людей. Хотя режиссер и сценарист уверены, что подобрали актеров, идеально подходящих под образы. Исполнительница роли Любови Шевцовой Катерина Шпица сказала, что она ни в коем случае не хотела повторить образ Инны Макаровой. Но Инна Макарова под руководством Сергея Герасимова как раз и создала подлинный образ героини - 18-летней привлекательной девушки из небольшого провинциального городка, артистки из самодеятельности, самоотверженной комсомолки.
Сергея Тюленина в фильме я вообще не увидела.
   Считаю важнейшей и принципиальной ошибкой, что в конце фильма были показаны фотографии артистов, а не настоящих молодогвардейцев. Потому что очень и очень немногие артисты думают о высоком предназначении искусства, о своем долге перед народом, перед Богом, наделившем их талантом. Большинство озабочены самовыражением, проявлением своих возможностей, тем, чтобы понравиться работодателю. Не видела я среди молодых артистов таких как Вячеслав Тихонов, Олег Ефремов, Татьяна Доронина, Жанна Болотова, Николай Губенко... - уверенных в высоком предназначении искусства. Зрители должны запомнить лица настоящих героев, а не артистов, для которых это просто работа и которые могут сыграть кого угодно.
    В отзывах о сериале прочла о зрелищности, оригинальности, хорошей игре актеров, о тяжелом впечатлении, о гордости за свою страну и даже об "увлекательном сюжете". Мне же вспомнились строки из произведения Роберта Рождественского "Реквием. Вечная слава героям": "Памяти павших будьте достойны".


         Я всегда рада отзывам о своих работах. Но в данном случае очень хотелось бы знать мнение читателей именно о фильмах. Как вы считаете, что важнее зрителям - самовыражение художника (режиссера, актера, писателя) или историческая правда? Допустимо ли при повествовании о столь трагичных событиях думать о самовыражении, искажать правду в угоду спонсорам? (хотя, понятно, что полной правды и узнать, и показать невозможно).


Рецензии
Здравствуйте!
Интересные размышления. Известно, что Иосиф Джугашвили-Сталин, прочитав роман А.Фадеева "Молодая гвардия", был раздражён тем, что писатель "не так" рассказал о молодёжи Донбасса, которая не была объединена никакой организацией, но начала, как могла, бороться с фашистами. Сталин велел писателю переписать роман, обязательно ввести организующую роль коммунистической партии; в новом варианте роман вышел в 1951 году. И в нём уже было много вымысла.
Насколько всё так, как было на самом деле, в рассказе Елены Кошевой "Повесть о сыне", трудно утверждать даже историкам. Но молодёжь боролась с врагом и погибла.
Искренне жаль эту мать. Она мне напоминает Марию Александровну Бланк-Ульянову - мать Александра Ульянова (старшего брата Владимира Ульянова, позже ставшего Лениным), казнённого за участие (весьма побочное)в покушении на русского царя Александра III.
Что же касается художественного фильма "Молодая гвардия" Сергея Герасимова - то это лишь кино; самостоятельное произведение. В нём огромный накал молодёжного героизма - и это самое главное.
Не исключая подобных книг и фильмов для воспитания молодого поколения россиян, я всё же хотела бы больше видеть книг и фильмов о мирных подвигах молодёжи; о любви; о семье; о качественном образовании; о мире в обществе людей; о стремлении сделать нашу планету Землю ещё красивее...
Желаю Вам новых тем для произведений.

Василиса Фед   09.04.2016 20:46     Заявить о нарушении
Спасибо.

Нина Мелодина   10.04.2016 15:28   Заявить о нарушении
На это произведение написано 14 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.