Цыган

                «Цыганы шумною толпой
                По Бессарабии кочуют.
                Они сегодня над рекой
                В шатрах изодранных ночуют».
                (А.С.Пушкин)


Эта леденящая душу история произошла шесть лет назад. Вспоминая о ней, грусть зловещей змейкой вновь и вновь заползает в моё сердце.

…В Лавру мы прибыли рано утром, так как хотели попасть на службу. Нас встретил звон колоколов, и мы поспешили. Путь наш пролегал по длинному мосту, вдоль которого стояли те, кто просил милостыню. Я заранее приготовила мелочь и раздавала её всем подряд.

Моя подруга возмутилась:

— Ты оказываешь этим попрошайкам медвежью услугу. Они, получая от тебя деньги, в принципе не захотят работать. Смотри, даже старый цыган не постеснялся милостыню просить. Ну, я ему сейчас всё выскажу!

Я схватила Таисию за рукав и попыталась отвести от греха подальше. Но она уже почти вплотную подошла к старику, ударила его по лицу платком, и крикнула, чтобы все слышали:

— Ты, барон, или как там тебя в вашей цыганской среде называют! Брысь отсюда! Всю жизнь, небось, всех дурачил, сюда припёрся за лёгкими деньгами! Не я твоя жена, я бы тебя послала на завод, где вкалывают все нормальные мужики! Настрогаете детей, а воспитывать кто, Пушкин будет?

Я стояла рядом и продолжала тянуть подругу за рукав.

— Тася, пойдём! Что это с тобой сегодня! Такой день, сам бог одобряет милостыню. Все хотят праздника.

Трясущимися руками я раскрыла кошелёк, достала самую крупную купюру и протянула её старому цыгану. Тот посмотрел на меня огромными полными слёз чёрными глазами в обрамлении многочисленных бездонных тёмных морщин и с грустью произнёс:

— Не пытайтесь откупить вашу подругу. Это ей не поможет. Я таких вещей не прощаю никому.

Цыган сверкнул недобрым взглядом на Тасю, повернулся к нам спиной и, ковыляя, поплёлся прочь. Мы все долго смотрели ему вслед, пока сгорбившаяся фигура старика не скрылась из вида. Я открыто разозлилась на Таисию.

— Какая муха тебя укусила! Ты что, не могла просто пройти мимо? Цыгана бы уже не трогала.

— Пусть работать идёт! А то моду взяли — кочевать! Камень обрастает мхом, когда не кочует…

— Есть такая легенда, Тася, объясняющая, почему цыгане ведут кочевой образ жизни. Бог так полюбил их за весёлые песни и пляски, что не стал привязывать к земле, как другие народы, а подарил им весь мир. Вот они и боятся выпасть из своего, привычного для них цыганского общества. Ну, не могут они работать на заводах и фабриках, не могут…

— Не могут или не хотят?

Я развела руками и, вздохнув, позвала наших мужчин, пытающихся найти место для парковки.

— Антон, Николай, догоняйте, уже служба идёт!

И тут случилось невероятное. На ровном месте Тася споткнулась и упала лицом в асфальт. На её животный крик сбежались любопытные, некоторые помогли подняться. Таисия продолжала кричать:

— Боже, моя нога! У меня, кажется, раздроблено колено! За что мне такое наказание, за что!

Мужчины отнесли подругу в ближайший медпункт, где ей оказали первую медицинскую помощь. Самостоятельно передвигаться она уже не могла. Мы вернулись домой, а ночью Тасю забрала скорая помощь. Затем подруга впала в кому. Я металась по врачам, но те разводили руками. Тогда я поехала в Лавру. Найти цыгана не составило никакого труда. Он меня узнал сразу и как-то странно оскалился. Я испуганно посмотрела на него и заплакала.

— «Ромалэ», вы же знаете, что случилось. Мне стать перед вами на колени? Спасите её, умоляю!

— Я же сказал, что не прощу. Можешь уже не торопиться. Тебя же хочу предупредить — поезжай по окружной дороге. Дольше, но безопаснее. Прощай.

Не сказав больше друг другу ни слова, мы разошлись как в море корабли. Я поехала по дальней дороге, но не потому, что послушала старого цыгана или испугалась, а по причине того, что какая-то непреодолимая сила заставила меня это сделать. Похоже, я, таким образом, избежала трагической участи, так как именно в это время на главной дороге случилась страшная авария.

Когда я подъезжала к дому родителей, зазвонил телефон. Подруга Олеся сообщила, что Тася умерла, не приходя в сознание.

Трудно комментировать этот трагический случай. Я просто описала его, чтобы те, кто захочет обидеть цыган, как минимум были осторожны в своих высказываниях. Цыгане — мистическая нация, и их возможности нельзя подвергать сомнениям…


Автор: Надежда Бойер


Рецензии
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.