Обыкновенное счастье

Наконец-то чистая, мягкая постель! Можно просто упасть и спать, не боясь холода. Последние три ночи я мёрзла, только высунешь нос из спальника и сразу назад – замерзает, и в туалет не выйти, лежишь, терпишь до последнего, муторно это и холодно – из палатки ночью выползать, хоть совсем не пей на ночь чаю, а охота. Но если уж решился, то там, кроме ледяной стужи ждёт тебя и звёздное небо, и стоишь, открыв рот, зачарованный этой небесной красотой, мигают миллиарды звёзд среди чёрных в ночи ветвей лиственниц.

Саша давеча мне показывал и яркую Венеру, вечернюю звезду, и воинственный, красный Марс и мерцающий Сириус,  и всякие созвездия, чьи названия я уже не помню, про Большую Медведицу (ковшик) я уж и не говорю, он висел прямо над нами, и похоже это он сыпал на нас днём снежную крупу.

Ночью неизменно разъяснивало и было жутко холодно, как бы не облачно было днём, а в первые два дня погода была совсем не очень, только приехали и посыпал снег, на второй день замело, закружило, засыпало, видимости никакой, но в лагере сидеть тоскливо, и мы пошли по ледопаду до озера на адаптацию. Я была такая вся довольная, в первый раз надела кошки, спасибо Жене Р., обучаюсь. В принципе ледопад и так проходим, разбили его за праздники, детишки карабкаются спокойно без кошек, но я в кошках, я наконец учусь ходить в кошках. Ноги ставить широко, параллельно и прямо, ногу ставить боком нельзя, а хочется.  Касок брать не стали, так холодно и пасмурно, что камней не предвидится. Дорога вся грязная, почти как на Шумак, людей много, возвращаются недовольные, на озере стоят спасы и всех разворачивают, и правильно делают, погода не для восхождений. Я полна сил и энтузиазму, рвусь на морены, Саша же скучен и печален, он с Бернардом тут торчит с 1 мая, и его уже порядком поддастала такая погода, холодная и снежная. Емеля тоже уже скулит с непривычки да после болезни, он за два дня до поездки умудрился затемпературить, 39 и 5 держалась день, спасибо малине, сбили температуру, остались сопли и кашель, и я поддаюсь всеобщему унынию. Пока перекусывали, спрятавшись от ветра в камнях совсем окоченели, поэтому, посмотрев издали на морены, и решив, что на озере сейчас задувает и всё равно ничего не видать, поэтому идти туда смысла нет, пошли назад по реке, так как идти по этой разбитой тропе не хочется. На реке же прыгали с камушка на камушек, я как всегда боялась, ну а Емеля повеселел, Бернард так вообще прыгал как козёл, горный козёл.

Вернулись в лагерь, и погода наладилась, синее небо, я ещё немного потренировалась спускаться, подниматься в кошках по нашему ледничку, а потом легли позагорать на солнышке. Хорошо, когда солнце греет. Наши соседи пришли поздно вечером, они, в отличие от нас лентяев, дошли до озера и даже напоследок увидели Мунку, как распогодилось тучи разошлись и в синем небе забелела вершина исполина. Но мы всё равно не жалели, что рано вернулись, ибо слишком уставать нельзя – это же адаптация, если бы я сегодня перенапряглась, завтра бы на гору не пошла, вот было бы обидно. А погода завтра случилась превосходная!

Встали рано, позавтракали кашей, и в 10 мы пошли на Обзорную, а соседи наши на пик Кузьмина. Шлось тяжко, слишком тепло оделись, привыкли, что холодно, вот и утеплились сверх меры. А по дороге стали раздеваться, снимать термобельё, куртки, мазаться кремом от загара. Шлось долго и тяжело, я еле ползла,  с трудом поднимая ноги, всё же жирное тело моё рождено для лежания на диване, не для восхождений. Даже под перевал еле доползла, глядя на далёкую вершину, не верила, что дойду, но погода шепчет, глаза боятся, а ноги идут. Видели толстых, но шустрых куропаток, парочка пролетела мимо с шумом, а потом бежала, долго бежала впереди нас.

Под перевалом передохнули, перекусили, собрались с силами. И как-то так незаметно, пыхтя, как паровоз зашла в перевал, правда он оказался ещё выше, и шла из последних сил, но там так красиво, наверху, что сразу обо всех тяжестях пути забываешь, остаётся только восторг. Передохнули, слопали два апельсина, два вкусных, сочных, оранжевых апельсина, и снова в гору. Впереди каменистый пупырь с живыми камнями. Я там всегда боюсь, нынче было проще, из-за свежего снега камни не такие подвижные, но всё равно я ударила коленку и боялась. Емелька полз на четвереньках местами, но не боялся, весело ему было, а Бернарду совсем легко давался подъём, шёл впереди, даже приходилось тормозить парня, чтобы далеко не убегал. А вот по гребешку я зашла легко, в лидерах. У меня завсегда так, вроде вот ведь совсем сил не было, но когда я боюсь, появляется адреналин в крови, а с ним и силы. Второе дыхание открылось.

И вот через 6,5 часов от старта мы уже на вершине, погода отличная, видимость превосходная, видно очень далеко, не даром Обзорную назвали Обзорная. Емеля просто в диком восторге – он в настоящих горах впервые, я и сама слегка офигиеваю от пейзажа вокруг. Вон блестит ледником Мунку, пик Кузьмина, там ли наши соседи? Конституция, Крылья Советов, а там Пограничный – недосягаемая мечта Саши, а в другую сторону виднеется озеро, вероятно Ильчир. Но холодно, ветер, пофотались, установили сеанс связи, и через 10 минут пошли на спуск. И стоило ли ради 10 минут лезть больше шести часов? А сколько ещё спускаться! Стоило! Это того стоит. Потому что несмотря на усталость, есть силы, совсем другие силы и счастье. Емеля всё повторял, что это самый лучший день в этом году для него, как он счастлив. И было от чего так радоваться.  Для Емели это первая вершина, не каждый девятилетний мальчик может похвастать, что одолел вершину в 2900 м. Для Бернарда это вторая вершина, первая пик Поляна на Мамае (1700 м), но Бернард ещё с Сашей без нас сходили на перевал 26 партсъезда, мы видели с Обзорной этот перевал, довольно крутой и внушительный, даже и не знаю, как они в него взошли? Они без нас ещё на ледовый ходили, там Бернард обучался ходить в кошках, работать с верёвкой и ледорубом, всякие там жумары, спусковины, ледобуры - к Пограничному готовились. Отец обучал сына премудростям альпинизма, трогательно до слёз.

Спускались мы на перевал Контрастов. Снега было много, и дети просто кувыркались в этом снегу. Это же просто курорт какой-то. Солнце, тепло и снег, много снега. Я шла тяжело, спуски всегда трудно даются моим коленкам, а дети бесились, они резвились, как щенятки, спускали вниз снежные шарики, прыгали и валялись, радовались и смеялись. Саша же всё сетовал, что не взял горные лыжи, вот бы он тут покатался! С завистью смотрел на целину. Где ещё в мае найдёшь столько снега? На Контрастов не стали задерживаться, уже времени много. Мы хотели изначально заварить, попить чаю на горелке у камушка, но сейчас планы поменяли, успеть бы в лагерь до темноты, фонариков не взяли. А так хотелось остаться там, в горах, среди этого снега, уходить совсем не хотелось. Но солнце опускалось, пряталось за горами, мы зашли в прохладную, синюю тень и прибавили шагу.

У камушка почтили память погибшего тут спасателя Виталия Тихонова, в прошлом году он попал в лавину на перевале Горном, Горный этот с виду совсем нелавиноопасный перевал, судьба. И так печально зазвенел колокольчик… Полюбовались горечавками на сухом, жёлтом склоне, и по Иркуту спешим в лагерь. За день ручьи потекли, всюду вода, а хочется пить, сильно хочется. Я не удерживаюсь, и то тут, то там да и заглотну глоток другой живой воды. Емеля тоже глушит воду прямо из ручья. Пить охота страшно. Какой красивый лёд на Белом Иркуте, такой синий, синий. И местами попадаются такие большие, толстостенные пупыри, лёд выдавили неведомые силы. Очень я люблю этот маршрут, люблю эти места, эти горы, эти пейзажи.

Наши соседи уже вернулись с пика Кузьмина и даже начали волноваться за нас, ведь вернулись мы уже в сумерках, Таня предложила чаю, я сразу выпила пол-литра, но никак не могла напиться, потом сварили компот (он сладкий и минералов с витаминами много), вот он то и утолил мою жажду. Делились впечатлениями у костра, как без этого. Ребята тоже удачно залезли, устали, мучились от жажды и пили из всех ручьёв.

А утром сборы, уходить очень не хочется, ведь только погода установилась, такая жара наступила, тепло, ещё бы пару деньков, и я бы на Мунку могла зайти, мне всегда не хватает пары дней. Я полна сил, энергии, радости, счастья, а надо возвращаться в город. Река сильно потекла, шли на всякий случай в касках, сейчас можно попасть в камнепад. Когда на заходе шлось легко, по снежку, то сейчас в ущельях был гольный лёд, и мы радостно по нему скользили. Нынче мне всё понравилось. На заходе было так приятно прийти в уже готовый лагерь, палатка стоит, тент натянут, дрова собраны, совсем забыла об этом написать, ведь обычно приходишь весь такой усталый и куча энергии уходит на быт, а тут всё готово, я ещё с собою борща привезла полкастрюли и фаршированных мясом и рисом блинчиков, осталось только подогреть и съесть, что мы и сделали.

А на следующее утро по прибытии зарядил дождь, лил, бил по стёклам, ветер раскидал цветущую грушу по дороге, лепестки белели как будто снег, и уже радостно, что вовремя успели вернуться. И всё же горы – это любовь на всю жизнь!  Я так рада, что нынешний поход удался, что мы взошли на вершину, хотя в это совсем не верилось, зашли все, вся семья, это такое вот особое счастье и единение, быть на вершине с дорогими и любимыми, Нора конечно же всё время просидела в лагере, старушке тяжело ходить, но и она была, как на курорте, ела от пуза, гуляла, спала и грела старые кости на солнышке.

Надеюсь, на следующий год мы приедем на своей машине все вместе в хорошую погоду, и Саша осуществит свою мечту и залезет на Пограничный, я надеюсь на это каждый год.

12 мая 2015


Рецензии
Хорошо пишете Джельсомина! Что про сны что про реальность.

Татьяна Бедарева   17.05.2015 13:39     Заявить о нарушении
Спасибо, Татьяна

Джельсомина Мохоровичич   17.05.2015 16:46   Заявить о нарушении