Я там был. Булат Окуджава

 

9 мая 1924 года родился Булат Шалвович Окуджава.

Окуджава   — признанный писатель и автор песен, ставших популярными в 60-е
годы. До него были исполнители авторских песен.Вот здесь сделаю небольшое но важное отступление. После опубликовании очерка,я получила рецензию,которая заставила меня убрать ранее написанную фразу об Окуджаве, как о первом исполнителе
авторской песни, породившим бардовское движение.

Считаю возможным и нужным включить в текст, полученную мною рецензию.

"И все же я не соглашусь. Булат Окуджава не был "первым автором-исполнителем".
Придется вспоминать ...

Начать, пожалуй, нужно с Александра Николаевича Вертинского (1889 - 1957).
Выдающийся русский и советский эстрадный артист, композитор, поэт и певец, кумир эстрады первой половины XX века. Его городские романсы и песенные миниатюры по праву можно считать предшественниками авторской песни.

Затем, в довоенной Москве были очень популярны песни геолога Николая Власова (1914—1957). «Ты уедешь к северным оленям, в дальний Туркестан уеду я», известная как "Студенческая". Считается, что Власов и положил начало туристической песне.

А помните песню "Бригантина"? Ее авторы П. Коган и Г. Лепский - написана в 1937.
"Надоело говорить, и спорить,
И любить усталые глаза,
В флибустьерском дальнем синем море
Бригантина поднимает паруса".

В самом начале 1950-х авторская песня появилась в студенческой среде и на биофаке МГУ. Известнейшим автором был Г. Шангин-Березовский (1930-1992), один из основоположников песенной культуры. Ещё во время учебы, Ген Никифорович одним из первых в МГУ начал сочинять студенческие и туристские песни. Первую песню, в которой сочеталось авторство стихов и музыки («Песня о верном друге»), Шангин написал в 1949.
Еще один основоположник. Михаил Леонидович Анчаров (1923 – 1990) Его первые песни были написаны еще в 1937 г. на стихи А.Грина и В.Инбер. Затем он писал песни и на собственные стихи. Его песни пели многие исполнители.
Евгений Агранович (1918 - 2010). Начал писать песни с 1938 года. Во время войны пошёл на фронт, где продолжал сочинять стихи и песни. Многие его стихи легли в основу песен, написанных профессиональными композиторами. Кстати, это его песня "Я в весеннем лесу пил березовый сок" звучит в фильме "Ошибка резидента".

А широкую популярность авторская песня стала приобретать только в середине и к концу 1950-х. Вот тогда мы и услышали Окуджаву. И расцвет его песен пришелся на начало 1960-х.

Несколько слов о "звукоряде" сериала под общим названием "Ошибка резидента".
Итак, по порядку. Звучат следующие песни:
"Наш сосед" - автор Б. Потемкин
"Я в весеннем лесу" - автор М. Агранович
"Образованные просто одолели" - автор М. Ножкин
"По тундре" - автор Г. Шурмак
"А на кладбище" - автор М. Ножкин
"Ты уедешь к северным оленям" - автор Н. Власов

С уважением"

Джейк Нооле   18.05.2015 15:30   

В начале хрущевской "оттепели",  принесшей с собой краткий, но бурный период появления новых сил, талантов, надежд  громко заявили о себе "шестидесятники" — поэты, писатели, критики — друзья и соратники Булата. Помните кадры хуциевского фильма "Мне двадцать лет", где весь огромный зал Политехнического поёт вместе с Окуджавой: "Мы все равно падем на той, на той единственной гражданской...", где стихи читают молодые, задорные Евтушенко и Вознесенский, вдохновенная Белла Ахмадулина и где могли бы быть в числе участников или зрителей  темпераментный Наум Коржавин и язвительный Станислав Рассадин, ироничный Искандер , Юрий Трифонов, неистощимый на сюжеты Натан Эйдельман и непримиримый в исторических оценках Юрий Давыдов, "пушкинианец" Давид Самойлов, по-лермонтовски меланхоличный Юрий Левитанский,  и саркастический Владимир Войнович. Поколение заметное, яркое.
 
Тогда увидели и услышали Булата Окуджаву.

Вспоминая «Этапы большого пути»  истории страны, не могу не отметить, что не было ни одного крупного события в жизни страны, которое не коснулось бы его семьи.

Вот смотрите сами:

Революция.
Ее поддержали и отец, и мать Окуджавы, оба были партийными работниками.

Индустриализация.
Отец Булата осуществлял ее, руководя партийной работой Нижнетагильского вагоностроительного завода.
 
Сталинские репрессии.
Отца арестовывают в Свердловске в 1937 году и в том же году расстреливают. Мать арестовывалась дважды — с 1939 по 1947 (Карлаг) и с 1949 по 1954 (ссылка в Красноярский край). На 14-летнего Булата был послан донос, от ареста его спасло только бегство в Москву.

Великая Отечественная.
Из 9-го класса Булат уходит  добровольцем на войну. Служит в действующей армии, в Маздоке. После ранения  в январе 1943 года, продолжал служить на Закавказском фронте до 1944 года, когда был демобилизован по состоянию здоровья.
 
Война оставила на нем шрамы, и не только физические. Чувства Окуджавы о войне были изложены во многих песнях и стихах, которые можно охарактеризовать, как воплощение тех невыносимых времен. В средине 1960-х он спел «До свидания, мальчики» — песню о войне, которая заставляет матерей плакать даже сегодня.

Страна влюбилась в его песни, полные доброты, мужества и красоты. Они не лишены иронии и мягкого чувства юмора. Вскоре Булат Окуджава начал давать концерты. У него был уникальный талант, и интеллектуальные тексты его песен идеально слились с музыкой и голосом. Он шел на сцену для создания единства между поэтом и аудиторией, которая уже знала многие его песни наизусть.
 
Как сказал  Фазиль Искандер об Окуджаве: «И вдруг пришел человек, который доказал своими песнями, что то, о чем люди говорят на своих кухнях, в узком кругу или думают когда у них бессонница — это все очень важные вещи».
 
Окуджава сочиняет много песен, ставших популярными: «Песенка о Лёньке Королёве», «Песенка о полночном троллейбусе», «Не бродяги, не пропойцы», «Молитва Франсуа Вийона».

В 1961 году состоялся первый авторский вечер поэта и исполнителя в Харькове.
Несмотря на свою популярность, в течение длительного времени он не был официально признан, в основном, из-за его открытой оппозиции ко многим политическим решениям. Советские критики напали на его автобиографический антивоенный роман 1961 года «Будь здоров, школяр».

С началом перестройки, Окуджава принимал активное участие в политической жизни страны,  и поддержал демократическую волну.

Русский скульптор Эрнст Неизвестный сказал об Окуджаве: «Это правда, что Булат был талантливым, откровенным и музыкальным. Однако он также был последовательным в своих взглядах и в некотором роде был философом. Кстати, он даже выглядел как Ганди».
 
Окуджава сам вспоминает одно время, когда он был в больнице в Лос-Анджелесе: «Я шел по коридору больницы и увидел, что Ганди идет мне напротив. Я был в замешательстве. Но, подойдя ближе, я понял — это зеркало!».
 
 В 1962 году он впервые появился на экране в фильме «Цепная реакция», в котором исполнил песню «Полночный троллейбус».
В 1970 году на экраны вышел фильм «Белорусский вокзал», в котором исполнялась песня Булата Окуджавы «Нам нужна одна победа».
Около  двухсот песен написано Булатом Окуддавой.

Произведения Окуджавы переведены на множество языков и изданы во многих странах мира, а также за границей выходили его книги на русском языке.
23 июня 1995 года состоялся последний концерт Окуджавы в Штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже

ОБЩЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

С началом перестройки Булат Окуджава стал принимать активное участие в политической жизни страны, заняв активную демократическую позицию.
С 1989 года Окуджава член-учредитель русского ПЕН-центра. С 1992 года член комиссии по помилованиям при Президенте РФ[5], с 1994 член комиссии по Государственным премиям РФ. Он также был членом Совета общества «Мемориал».
К Сталину и Ленину относился отрицательно.

«Ну что, генералиссимус прекрасный?
Твои клешни сегодня безопасны —
опасен силуэт твой с низким лбом.
Я счёта не веду былым потерям,
но, пусть в своём возмездьи и умерен,
я не прощаю, помня о былом».

— Б. Окуджава, 1981

В интервью журналу «Столица» в 1992 году Окуджава говорил: «Взять наши споры с мамой, которая, несмотря на то, что девятнадцать лет провела в лагерях, оставалась убеждённой большевичкой-ленинкой. Что ж, и я сам какое-то время считал, что это Сталин всё испортил». В интервью «Новой Газете» высказывал идею о сходстве фашистского и сталинского режимов.

В 1993 году подписал «письмо 42-х» с требованием запрета «коммунистических и националистических партий, фронтов и объединений», признания нелегитимным съезда народных депутатов и Верховного Совета, суда над организаторами и участниками событий октября 1993 года в Москве.
Негативно высказался о сторонниках Верховного Совета (Хасбулатове, Макашове, Руцком) в интервью газете «Подмосковные известия» от 11 декабря 1993 года.
Осуждал войну в Чечне.
__________
12 июня 1997 года Булат Окуджава скончался в Париже (в пригороде Кламар), в военном госпитале. Перед самой смертью он был крещён с именем Иоанн в память о святом мученике Иоанне Воине. Это произошло в Париже по благословению одного из старцев Псково-Печерского монастыря.

Похоронен  он на Ваганьковском кладбище.

Для меня появление Булата Окуджавы связано со счастливым временем понимания, начавшегося прозрения, встречами на московских кухнях с  избранными друзьями.  Мы устраивали советские немудреные застолья с обязательным салатом Оливье, селёдкой под шубой, с консервированными нами самими огурцами и помидорами, с рижскими шпротами, случайно «выброшенными» на прилавки, со странными самодельными напитками. Основной в этих встречах была пища духовная. Делились новыми книгами, авторами. И обязательно на таких вечеринках мы пели песни. Главным был Окуджава. Хозяева встречи подготавливали текст песен на листах ватмана. Можно понять, какие чувства вызывали слова песни: «Возьмёмся  за руки, друзья, возьмёмся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке!»

В те годы, я даже подумать не могла о том, что когда-нибудь услышу и  увижу Булата Шалвовича не только но сцене, но и в совершенно другой обстановке. А вот случилось это. После встреч в литературном пушкинском музее, мы ( участники встречи  и организаторы) в небольшой уютной комнате устраивали чаепитие. В старинном буфете были серебряные сахарница и ложечки и тонкие фарфоровые чашечки. В гостях  в тот день были Булат Шалвович и его жена Ольга Владимировна. Из дома мы приносили угощение. Кто-то спёк пирог, кто-то приносил бутерброды, я в тот раз принесла клубничное варенье. Очень я любила это время после выступления. Здесь, где было всего пять человек, поэт отдыхал. Он расслабился, говорил мало, слушал нас. А мы болтали. Угощали. Я спросила: «Не хотите ли клубничного варенья?» Он внимательно посмотрел на меня и ответил: «А можно я эту фразу у Вас возьму?» Это ,конечно, мелочь, не стоило бы писать об этом, если бы не мысль о том, как важны  поэтам звучащие слова.



СТИХИ.
ПЕРЕД ТЕЛЕВИЗОРОМ.

Слишком много всяких танков, всяких пушек и солдат.
И военные оркестры слишком яростно гремят,
и седые генералы, хоть и сами пули льют, —
но за скорые победы с наслажденьем водку пьют.
Я один. А их так много, и они горды собой,
и военные оркестры заглушают голос мой.
1983


* * *
Сто раз закат краснел, рассвет синел,
сто раз я клял тебя,
     песок моздокский,
пока ты жег насквозь мою шинель
и блиндажа жевал сухие доски.

А я жевал такие сухари!
Они хрустели на зубах,
     хрустели...
А мы шинели рваные расстелем -
и ну жевать.
     Такие сухари!

Их десять лет сушили,
     не соврать,
да ты еще их выбелил, песочек...
А мы, бывало,
     их в воде размочим -
и ну жевать,
     и крошек не собрать.

Сыпь пощедрей, товарищ старшина!
(Пируем - и солдаты и начальство...)
А пули?
     Пули были. Били часто.
Да что о них рассказывать -
     война.


Русская советская поэзия 50-70х годов.
Хрестоматия. Составитель И.И.Розанов.
Минск: Вышэйшая школа, 1982.


"ЧУВСТВО СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА».
Белле Ахмадулиной

Чувство собственного достоинства --  вот загадочный инструмент: 
созидается он столетьями, а утрачивается в момент 
под гармошку ли, под бомбежку ли, под красивую ль болтовню, 
иссушается, разрушается, сокрушается на корню. 
Чувство собственного достоинства --  вот загадочная стезя, 
на которой разбиться запросто, но обратно свернуть нельзя, 
потому что без промедления, вдохновенный, чистый, живой, 
растворится, в пыль превратится человеческий образ твой.
Чувство собственного достоинства  -- это просто портрет любви. 
Я люблю вас, мои товарищи  -- боль и нежность в моей крови. 
Что б там тьма и зло ни пророчили, кроме этого ничего 
не придумало человечество для спасения своего.
Так не траться, брат, не сворачивай, плюнь на вздорную суету -- 
потеряешь свой лик божественный, первозданную красоту. 
Ну зачем рисковать так попусту? Разве мало других забот? 
Поднимайся, иди, служивый, лишь прямехонько, лишь вперед.
1989


Размышления возле дома, где жил Тициан Табидзе

Берегите нас, поэтов. Берегите нас.
Остаются век, полвека, год, неделя, час,
три минуты, две минуты, вовсе ничего...
Берегите нас. И чтобы все — за одного.

Берегите нас с грехами, с радостью и без.
Где-то, юный и прекрасный, ходит наш Дантес.
Он минувшие проклятья не успел забыть,
но велит ему призванье пулю в ствол забить.

Где-то плачет наш Мартынов, поминает кровь.
Он уже убил однажды, он не хочет вновь.
Но судьба его такая, и свинец отлит,
и двадцатое столетье так ему велит.

Берегите нас, поэтов, от дурацких рук,
от поспешных приговоров, от слепых подруг.
Берегите нас, покуда можно уберечь.
Только так не берегите, чтоб костьми нам лечь.

Только так не берегите, как борзых -  псари!
Только так не берегите, как псарей - цари!
Будут вам стихи и песни, и еще не раз...
Только вы нас берегите. Берегите нас.

Строфы века. Антология русской поэзии.
Сост. Е.Евтушенко.
Минск, Москва: Полифакт, 1995.


ДО СВИДАНИЯ, МАЛЬЧИКИ.

Ах, война, что ж ты сделала, подлая:
стали тихими наши дворы,
наши мальчики головы подняли -
повзрослели они до поры,
на пороге едва помаячили
и ушли, за солдатом - солдат...
До свидания, мальчики!
                Мальчики,
постарайтесь вернуться назад.
Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,
не жалейте ни пуль, ни гранат
и себя не щадите,
            и все-таки
постарайтесь вернуться назад.

Ах, война, что ж ты, подлая, сделала:
вместо свадеб - разлуки и дым,
наши девочки платьица белые
раздарили сестренкам своим.
Сапоги - ну куда от них денешься?
Да зеленые крылья погон...
Вы наплюйте на сплетников, девочки.
Мы сведем с ними счеты потом.
Пусть болтают, что верить вам не во что,
что идете войной наугад...
До свидания, девочки!
                Девочки,
постарайтесь вернуться назад.

Булат Окуджава.
Избранное. Стихотворения.
"Московский Рабочий", 1989.
 

«БУМАЖНЫЙ СОЛДАТ»

Один солдат на свете жил
Красивый и отважный,
Но он игрушкой детской был,
Ведь был солдат бумажный.

Он переделать мир хотел,
Чтоб был счастливым каждый,
А сам на ниточке висел,
Ведь был солдат бумажный.

Он был бы рад в огонь и в дым
За вас погибнуть дважды,
Но потешались вы над ним,
Ведь был солдат бумажный.

Не доверяли вы ему
Своих секретов важных,
А почему, а потому,
Что был солдат бумажный.

А он, судьбу свою кляня,
Не тихой жизни жаждал
И все просил: "Огня, Огня",
Забыв, что он бумажный.

В огонь, ну что ж, иди, идёшь,
И он шагнул однажды,
И там сгорел он ни за грош,
Ведь был солдат бумажный.
 

Дополнения: В связи с рецензией господина Мартынова,привожу текст письма 42=х
для тех читателей,кто забыл недавнюю историю.
Содержание письма

    "Нет ни желания, ни необходимости подробно комментировать то, что случилось в Москве 3 октября. Произошло то, что не могло не произойти из-за наших с вами беспечности и глупости, — фашисты взялись за оружие, пытаясь захватить власть. Слава Богу, армия и правоохранительные органы оказались с народом, не раскололись, не позволили перерасти кровавой авантюре в гибельную гражданскую войну, ну а если бы вдруг?… Нам некого было бы винить, кроме самих себя. Мы «жалостливо» умоляли после августовского путча не «мстить», не «наказывать», не «запрещать», не «закрывать», не «заниматься поисками ведьм». Нам очень хотелось быть добрыми, великодушными, терпимыми. Добрыми… К кому? К убийцам? Терпимыми… К чему? К фашизму? <…> Мы не призываем ни к мести, ни к жестокости, хотя скорбь о новых невинных жертвах и гнев к хладнокровным их палачам переполняет наши (как, наверное, и ваши) сердца. <…> История ещё раз предоставила нам шанс сделать широкий шаг к демократии и цивилизованности. Не упустим же такой шанс ещё раз, как это было уже не однажды!

Авторы потребовали от правительства и президента запретить «все виды коммунистических и националистических партий, фронтов и объединений», «все незаконные военизированные, а тем более вооружённые объединения», ввести и широко использовать жёсткие санкции «за пропаганду фашизма, шовинизма, расовой ненависти, за призывы к насилию и жестокости», закрыть «впредь до судебного разбирательства» ряд газет и журналов, в частности газеты «День», «Советская Россия», «Литературная Россия», «Правда», по мнению авторов письма, «возбуждавшие ненависть, призывавшие к насилию и являющиеся  одними из главных организаторов и виновников происшедшей трагедии», а также телепрограмму «600 секунд», приостановить деятельность Советов, «отказавшихся подчиняться законной власти», а также признать нелегитимными не только Съезд народных депутатов и Верховный Совет Российской Федерации, но и все образованные ими органы (в том числе и Конституционный суд).
Непосредственная реакция

Письмо, подписанное многими известными людьми, среди которых были академик Дмитрий Лихачёв, бард Булат Окуджава, писатели Григорий Бакланов, Василь Быков и Даниил Гранин. Против подписавших его выступила группа членов Союза Писателей России — сторонников Съезда народных депутатов и Верховного совета России: Александр Проханов, Юрий Бондарев, Василий Белов и др."




Награды Булата Окуджавы.
Орден Отечественной войны 1-й степени (1985).
Орден Дружбы народов (1984).
Медаль Жукова (1996).
Медаль «За оборону Кавказа» (1944).
Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (1945).
Медаль «Двадцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (1965).
Медаль «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (1975).
Медаль «Сорок лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (1985).
Медаль «50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (1995).
Медаль «50 лет Вооружённых Сил СССР» (1968).
Медаль «60 лет Вооружённых Сил СССР» (1977).
Медаль «70 лет Вооружённых Сил СССР» (1988).
Почётная медаль Правления Советского фонда мира.
Премии, почётные звания
Первая премия и приз «Золотой венец», Югославия (1967).
Приз «Золотая гитара» на фестивале в Сан-Ремо, Италия (1985).
Почётная степень доктора гуманитарных наук Норвичского университета, США (1990).
Премия «Пеньо Пенев», Болгария (1990).
Премия «За мужество в литературе» им. А. Д. Сахарова («Апрель») (1991).
Государственная премия СССР (1991) — за сборник стихотворений «Посвящается Вам» (1988).
Премия «Русский Букер» (1994) — за автобиографический роман «Упразднённый театр».
Почётный гражданин Калуги (1996).

ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕЛИЕ.
Опубликованные произведения
Сборники

"Лирика". Калуга, 1956
"Острова". М., 1959
"Веселый барабанщик". М., 1964
"По дороге к Тинатин" Тбилиси, 1964
«Март великодушный» (1967)
«Арбат, мой Арбат» (М., 1976)
«Стихотворения» (М., 1984)
«Посвящается вам» (1988)
«Милости судьбы» (М.,1993)
«Зал ожидания» (Нижний Новгород, 1996)
«Чаепитие на Арбате» (М.,1996, 1997)
«20 песенок для голоса и гитары» (1970)
«65 песен» (1980, 1986)
«Песни Булата Окуджавы. Мелодии и тексты» (1989)
"Избранное" М., 1989
«Стихотворения. Новая библиотека поэта» (2001)
Исторические романы
«Бедный Авросимов» (1969, в некоторых последующих изданиях — «Глоток свободы»)
«Похождения Шипова, или Старинный водевиль» (1970)
«Путешествие дилетантов» (1976—1978)
«Свидание с Бонапартом» (1983)
«Упразднённый театр» (1993)


КИНОСЦЕНАРИИ.
«Верность» (1965; в соавторстве с П. Тодоровским; постановка: Одесская киностудия, 1965)
«Женя, Женечка и „катюша“» (1967; в соавторстве с В. Мотылём; постановка: Ленфильм, 1967)
«Частная жизнь Александра Сергеича, или Пушкин в Одессе» (1966; в соавторстве с О. Арцимович; фильм не поставлен)
«Мы любили Мельпомену…» (1978; в соавторстве с О. Арцимович; фильм не поставлен)


ФИЛЬМОГРАФИЯ.
Игровые фильмы
1961 — «Горизонт», Ленфильм — текст песен
1961 — «Друг мой, Колька», Мосфильм — текст песен
1962 — «Цепная реакция», Мосфильм — первое появление на экране
1963 — «Застава Ильича» («Мне двадцать лет»), Киностудия им. М. Горького
1967 — «Женя, Женечка и „катюша“», Ленфильм (соавтор сценария, эпизодическая роль)
1970 — «Кража», Молдова-фильм — песня «Лесной вальс» («Музыкант в лесу под деревом наигрывает вальс»)
1970 — «Белорусский вокзал», Мосфильм — автор песни «Нам нужна одна победа»
1970 — «Белое солнце пустыни» — текст песни «Ваше благородие, госпожа удача»
1973 — «Кортик», Беларусьфильм — тексты «Песни красноармейца» («Вслепую пушка лупит») и «Песни беспризорника» («У Курского вокзала»)
1974 — «Бронзовая птица», Беларусьфильм — текст песни «Ты гори, гори, мой костер»
1974 — «Соломенная шляпка», Ленфильм — тексты песен
1975 — «Приключения Буратино», Беларусьфильм — тексты части песен
1977 — «Аты-баты, шли солдаты», Киностудия им. А. П. Довженко — песня «Бери шинель, пошли домой»
1977 — «Ключ без права передачи», Ленфильм
1979 — «Жена ушла», Ленфильм — песня «Еще один романс»
1982 — «Покровские ворота», Мосфильм — песни «Живописцы», «Песенка об Арбате», «Часовые любви»
1982 — «Оставить след», Мосфильм — автор песни «Есть муки у огня»
1983 — «Из жизни начальника уголовного розыска», Киностудия им. М. Горького — песни «Пиратская лирическая» и «Песня про дураков»
1984 — Капитан Фракасс — песня «Дождик осенний» (музыка Исаака Шварца)
1984 — «Милый, дорогой, любимый, единственный», Ленфильм — песня «Стать богатеем иной норовит»
1985 — Непрофессионалы, Казахфильм — песни «Живописцы», «Возьмемся за руки, друзья»
1985 — «Законный брак», Мосфильм
1986 — «Храни меня, мой талисман», Киностудия им. А. П. Довженко
1986 — «Тайны мадам Вонг», Казахфильм, автор песни «Солнышко сияет, музыка играет»
1999 — сериал «С новым счастьем!» — песня «Дождик осенний» (музыка Исаака Шварца)
2005 — «Турецкий гамбит» — песня «Дождик осенний» (музыка Исаака Шварца, исполнение Ольги Красько)
2013 — «До свидания, мальчики» — песня «Ах, война, что ж ты сделала, подлая»
Документальные фильмы
«Я помню чудное мгновенье» (Ленфильм)
«Мои современники», Лентелефильм, 1984
«Два часа с бардами» («Барды»), Мосфильм, 1988
«И не забудь про меня», Российское телевидение, 1992


Дискография
Грампластинки
Песни Булата Окуджавы. Мелодия, 1966. Д 00016717-8[23]
Диск (Париж, фирма «Le Chant du Mond» в 1968)
Булат Окуджава. Песни. Мелодия, 1973. 33Д-00034883-84
Булат Окуджава. Песни (стихи и музыка). Исполняет автоp. Мелодия, 1976. М40 38867
Песни на стихи Булата Окуджавы. Мелодия, 1978. М40 41235
Булат Окуджава. Песни. Мелодия, 1978. Г62 07097
Булат Окуджава. Песни. Исполняет Булат Окуджава. Мелодия, 1981. С60 13331
Окуджава Булат. Песни и стихи о войне. Мелодия, 1985
Диск песен. («Балкантон», Болгаpия, 1985. ВТК 3804)
Булат Окуджава. Песни и стихи о войне. Исполняет автоp. Запись всесоюзной студии гpамзаписи и фоногpаммы кинофильмов 1969—1984 годов. Мелодия, 1985. М40 46401 003
Окуджава Булат. Новые песни. Запись 1986 г. Мелодия, 1986. С60 25001 009
Булат Окуджава. Песенка, коpоткая, как жизнь сама… Исполняет автоp. Запись 1986 г. Мелодия, 1987. С62 25041 006
Песни на стихи Булата Окуджавы из кинофильмов. Мелодия
Кассеты
Булат Окуджава. Пока земля ещё вертится. Записи М. Крыжановского 1969—1970. По лицензии SoLyd Records. ТОО «Московские окна», 1994. МО 005
Компакт-диски
Булат Окуджава. Пока земля ещё вертится. Записи М. Крыжановского 1969—1970. SoLyd Records, 1994. SLR 0008
Булат Окуджава. А как первая любовь… По лицензии Le Chant du Mond, запись 1968. SoLyd Records, 1997. SLR 0079
Альбомы
Переиздание французского альбома Булата Окуджава, записанного в студии Le Chant du Monde в 1967 году
Первый советский альбом Булата Окуджавы. Запись 1974—1975, выпуск 1976 года
Второй советский альбом Булата Окуджавы. Запись и выпуск 1978 года
Альбом «Автор исполняет новые песни», середина 80-х
 ЛИТЕРАТУРА
Булат Шалвович Окуджава: [Библиогр. 1945—1993] / Сост. И. В. Ханукаева // Рус. писатели. Поэты: (Совет. период). Библиогр. указ. — Т. 16. — СПб.: Рос. нац. б-ка, 1994. — С. 180—275.
Быков Д. Л. Булат Окуджава. — М.: Молодая гвардия, 2009. — 784 с. (Серия «Жизнь замечательных людей»). — ISBN 978-5-235-03255-2.
Голос надежды: Новое о Булате Окуджаве. Вып. 1—10 / Сост. А. Е. Крылов. М.: Булат, 2004—2013. — ISBN 5-98557-001-0.
Гизатулин М. Булат Окуджава: «… из самого начала» — М.: Булат, 2008. — ISBN 978-5-98557-010-6
Кулагин А. В. Лирика Булата Окуджавы: Науч.-попул. очерк. — М.: Булат; Коломна: КГПИ, 2009. — 320 с. — ISBN 978-5-91457-003-0.
Tumanov V. Listening to Okudzhava: Twenty-Three Aural Comprehension Exercises in Russian. Newburyport MA: Focus Publishing R. Pullins & Company [accompanied by audio CD]. 1996. 2nd. Ed: 2000.
Примечания

 Гизатулин М. Булат Окуджава. Несклоняемая фамилия // Виноград. — 2011 — № 3.

Быков Д. Булат Окуджава Главы из книги. Вступительная заметка автора // Дружба народов. — 2008. — № 11.
 Быков Д. Л. Булат Окуджава. — М.: Молодая гвардия, 2009. — 784 с. (Серия «Жизнь замечательных людей»). — ISBN 978-5-235-03255-2.
116 и 126 тяжелая гаубичная бригада // Победа 1945.
Булат Шалвович Окуджава // Журнальный зал.
Булат Шалвович Oкуджава (9 мая 1924 — 12 июня 1997). Поэт, прозаик, киносценарист. Основоположник направления авторской песни // deol.ru.
Булат Шалвович Окуджава. Библиография / Сост. А. Е. Крылов, В. Ш. Юровский // Старое литературное обозрение. — 2001. — № 1.
 Пархоменко М. Шипы и розы Булата Окуджавы // Вечерний Донецк. — 23.05.2014.
9. ; Главная // Булат Окджава.
Федотов М. Первый и последний // Старое литературное обозрение. — 2001. — № 1.
 Николаев А. Булат Окуджава: «Мы больны, мечемся в бреду» // Столица. — 1992. — № 24.
Рост. Ю. Война Булата // Новая газета. — 05.05.2005.
 Улыбышева М. Валентина Невинная. Стихи о поэзии и вечности // Свояси-Холл.
Чистяков Г. Оба потрудились на славу, чтобы мы были людьми… // Русская мысль. — 26.06—2.07.1997.
 Истомин С., Денисенко Д. Самые знаменитые барды России. — М.: Вече, 2002.
Медведев Ф. Запретная любовь Булата Окуджавы. Жизнь и смерть поэта в воспоминаниях Натальи Горленко // Версия. — 2004. — № 17.
Смольянинова Галина Васильевна (1926—1965). Окуджава Игорь Булатович (1954—1997) // Вozaboza.narod.ru.
 Женщины Булата Окуджавы // Vilavi.ru.
Окуджава Антон Булатович // Кino-teatr.ru. — 25.12.14.
Аллюров В. Булат Окуджава — Библиография // Fido7.su.ksp. — 13.06.1997.
Государственная премия имени Булата Окуджавы / Литературные премии // Вooksite.ru.
 Фестиваль «Песня Булата на Байкале» // Бурятия. Пространство впечалений. — 5—8.09.2012.
 Соколов Д. П. Булат Окуджава // Deol.ru. — 13.07.1997.
Ссылки
  Окуджава, Булат Шалвович в Викицитатнике?

  Окуджава, Булат Шалвович в Викитеке?

  Окуджава, Булат Шалвович на Викискладе?

Сайт, посвящённый творчеству Б. Окуджавы
Булат Шалвович Окуджава. Библиография
Булат Шалвович Окуджава в «Журнальном зале»
Страница Булата Окуджавы на сайте «Шестедесятники»
Государственный мемориальный музей Б. Ш. Окуджавы
Поэзия и проза Окуджавы в библиотеке М. Мошкова
Булат Окуджава на Уoutube.com.
Григорий Померанц о Булате Окуджаве
Рекомендации библиотекаря Майи Уздиной-  http://www.proza.ru/2014/07/18/1473
Видео:
https://www.youtube.com/watch?v=XQRYUUnBxVw-         последний концерт в Париже.
Смотреть: 9 мая у музея Булата Окуджавы в Переделкино-

 https://www.youtube.com/watch?v=WWd916pCLc0#t=57


Рецензии
Здравствуйте. Кто автор действительно:
Я в весеннем лесу пил берёзовый сок...
_______________________________________
Александр Александрович Алексеен
Гениальное творение поэта и композитора Михаила Ножкина, написанное видимо по случаю создания фильма "Ошибка резидента" и его продолжений. Песня стала как бы лейтмотивом всего фильма и отражает состояние души человека, в своё время покинувшего родину

Я в весеннем лесу пил берёзовый сок

Музыку написал Е. Агранович
Я в весеннем лесу пил березовый сок,
С ненаглядной певуньей в стогу ночевал,
Что имел не сберег, что любил - потерял.
Был я смел и удачлив, но счастья не знал.

Был я смел и удачлив, но счастья не знал.
И носило меня, как осенний листок.
Я менял города, я менял имена.
Надышался я пылью заморских дорог,
Где не пахли цветы, не светила луна.

И окурки я за борт швырял в океан,
Проклинал красоту островов и морей
И бразильских болот малярийный туман,
И вино кабаков, и тоску лагерей.

Зачеркнуть бы всю жизнь да с начала начать,
Полететь к ненаглядной певунье своей.
Да вот только узнает ли Родина-мать
Одного из пропащих своих сыновей?

Я в весеннем лесу пил березовый сок,
С ненаглядной певуньей в стогу ночевал,
Что имел не сберег, что любил - потерял.
Был я смел и удачлив, но счастья не знал.

Белоконь Виктор Викторович   28.11.2020 23:33     Заявить о нарушении
На это произведение написана 21 рецензия, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.