День ворон

Когда некоторые мамы спешат со своим малышом куда-нибудь, они часто бросают ему на ходу: «Не глазей по сторонам!» или «Не считай ворон!» А ведь по сторонам-то как раз и прячется самое интересное.

Спешим мы, конечно, почти всегда… Я вот прожила на Никитском бульваре около 20 лет. Сколько километров за эти годы набегала по близлежащим улочкам! (Особенно во время первого кризиса начала 90-х, когда прочесывать приходилось все окрестные продуктовые магазины...) Так вот, почти два десятилетия ходила по Малой Бронной, и только прошлым летом, гуляя в тех местах и глазея по сторонам (конечно, я поставила себе такую задачу – глазеть, поскольку гуляла с фотоаппаратом), вдруг в первый раз увидела чудную архитектурную деталь в арке одного из домов – головку Принцессы Грезы.

Но вернусь к воронам… Недавно на одной из оживленных марьинских улиц я, посмотрев в сторону, увидела на дереве воронье гнездо. Листья слетели, и гнездо обнаружилось. Если есть гнездо – значит, в нем выросли птенцы. И значит, эти птенцы росли под непрерывный шум большого города… И что вообще за люди – эти городские птицы?

Серую ворону, которую мы чаще всего видим в городе, надо отличать от того мистического черного ворона, про которого поется в известной песне. И, как популярно объяснила Википедия, «ворон – это не муж вороны…» Тем не менее, это очень сообразительные птицы. Когда я работала в журнале Step, напротив окна нашей редакции, в ветвях раскидистого старого тополя, очень любила сидеть одна ворона. Внимательно вглядывалась она в наше окно, любопытничала. А когда по Москве в 1998 году прошел ураган, большую ветку, на которой всегда располагалась наша «соседка», сломало ветром… Вы бы видели, как, горестно сгорбившись, будто недоумевая, за что на нее свалилось такое горе, уселась птица на оставшиеся ветки…

Обустраивать свое гнездо серая ворона начинает, оказывается, в конце марта. А в середине апреля уже откладывает яйца. Высиживает птенцов одна самка, а будущий папаша в это время снабжает ее провизией. Так проходит около трех недель. Когда птенцы появляются, их кормят уже оба родителя – тут уж только успевай кидать в разинутые клювы червяков и прочую мелкую живность… Через месяц птенцы подрастают и начинают учиться летать. В середине июня они вылетают из гнезда – прощайте, мама с папой, мы уже взрослые…

Интересно, что к своим гнездам вороны привязываются и возвращаются к ним.
В тот день, когда я углядела гнездо, мне нужно было проехать энное расстояние на автобусе, а не на метро. И я, естественно, по пути уже специально вглядывалась в кроны деревьев. Мое любопытство было вознаграждено еще 3 или 4 гнездами, устроенными прямо напротив окон жилых домов. И, в довершение ко всему, когда я почти достигла цели своего путешествия, то увидела парочку ворон, деловито ковыряющих клювами землю около дома. Вот я и назвала тот день Днем ворон…
 


Рецензии
Да, вороны очень умные птицы. И за ними интересно наблюдать.

Ирина Валуева   19.05.2015 02:21     Заявить о нарушении
Да, это так. Есть много рассказов, фотографий и видео о том, что умеют делать вороны. Недавно в сети было видео, как ворона каталась с крыши дома на какой-то крышечке...

Ирина Геналиева   19.05.2015 12:51   Заявить о нарушении