Фиалки

  Этими прекрасными и добрыми цветами я занимаюсь давно. Однажды перед занятиями в вечерней школе, в кабинете химии, я обратила внимание на растущие на подоконнике фиалки. Они были необычные. Голубые лепестки круглого бутона складывались в маленькие розочки. Я таких не видела прежде. Пришла наша классная руководительница и я спросила у неё про эти цветы. Она мне ответила, что такие же растут у неё дома и, что она принесла сюда в класс весной от них розеточки. Цветы прижились, они ещё молоденькие и если я захочу, то могу взять листочки для домашнего разведения. Я так и сделала. Позже узнала, что называется эта фиалка Мотылёк или Голубая Роза. Они у меня расплодились, очень хорошо цвели всю весну и лето. Я раздавала их деток своим знакомым, а сама пересаживала и лелеяла только те первые две, что выросли у меня из листочков. Они жили у меня 19 лет, а потом за одну весну вдруг погибли. Я очень переживала, ездила на ВВЦ в павильон «Цветы», хотела приобрести за ново такой же сорт, но нигде его не нашла. И на Капотненской ярмарке «Садовод» их тоже не было.
  Сейчас дома у меня сидят в горшках другие сорта, они ни чем не хуже тех Мотыльков, но те были первыми. Я очень их любила. А сейчас я стою у подоконника и пересаживаю в горшок побольше разросшуюся ввысь и вширь капустную фиалку. Когда мне давала её Катя, подруга и одноклассница, она говорила почему та так называется. «У неё куча листьев и куча цветов!» Я тогда ей ещё не поверила. Но наступила весна и её полузасохший цветок, который я оживила и облагородила, превратился в настоящую красавицу! Расцвел и разросся, как кочан капусты. И это диво дивное могла запросто погибнуть. У Катьки дома тогда жили 15 кошек, которые уничтожали все зелёные насаждения Катькиной квартиры. И прекрасную капустную фиалку в глиняном горшке ждала такая же участь. Она зачахла, сбросила листья, осталась лишь мелкая поросль, остальную объели кошки, и вот в таком утлом виде Катька однажды вечером ранней весной принесла её мне. На другой день, помню, пришла ко мне моя маленькая соседка Наташка, я и ей дала кусочек отсаженной фиалки. И у неё она тоже разрослась и зацвела в тот же год, летом. Катька заявившись однажды, не поверила своим глазам.
- Это мой цветок?! – спросила она, подойдя к подоконнику.
   Да, не похоже. И листья даже другой формы стали и цветом. Из темно-зелёных стручков, они превратились в салатовые лопухи, по форме напоминающие листья сирени. Вот с ней я и возилась сейчас, устраивая ей удобное гнездышко. Генрих лежит с книгой на диване напротив, и наблюдает за мной. Он любит смотреть на мою возню и, так же, как и я, обожает эти цветы. Рядом с ним на тумбочке стоит ещё не пересаженная Лидия, но она очень прихотлива и к ней нужен особый подход. На его вопрос об этой фиалке, я ответила, что сегодня трогать её не буду. У них, как и у людей, у каждой своя особая история. Вот так же и с Лидией. Однажды на птичьем рынке, когда он был ещё на Таганке в Москве, мы с Катькой забрались в цветочные торговые ряды. Случайно. В тот день мы приехали на рынок за рыбьим кормом. И я и она держали аквариумы. Помню бестолковую давку в рыбном отделе, суету, пинки, толчки и гам множества голосов одновременно, от которого быстро устаешь. И, наконец, среди этого бездонного моря народа, толпа вынесла нас в настоящий сказочный оазис. О, тут был свой особый мир! Мир красок и гармонии. Каких цветов мы только там не увидели! Стояли с открытыми ртами, глаза разбегались, всё хотелось увидеть, потрогать, а ещё больше – купить! Но денег осталось с гулькин коготь. Только на дорогу. Порывшись в кармане куртки, нашла один лишний жетон на метро. Хорошо, уже сэкономили. Но так или иначе, а подобрать для покупки в этот день мы ничего из цветов не могли, не по карману было. И вот уже у выхода, видим, стоит молодой мужчина и в пластмассовых разовых стаканчиках держит в руках две фиалки. Из стаканчиков с землёй торчат по два листочка, а между ними болтается на тонкой ножке фиолетовый крупный цветок.
- Может, хоть этот подешевле, - говорю я Катьке и подхожу ближе.
  И правда, сторговались быстро и дёшево. Но денег всё-равно хватило только на один стакан. Вы, говорит, дома её пересадите в горшок, но не сразу, она очень прихотлива, её Лидия зовут. Сорт та-кой.
  Я пересадила её в настоящий горшок через две недели и она заняла своё достойное место на подоконнике рядом с Мотыльками. Но цветок отцвёл, засох, а новый не распускался и листьев совсем не добавлялось. Так эти два торчащих из горшка листочка простояли в моём горшке два года. Они не погибали и цвели по весне одной цветочной головкой, точь-в-точь такой же, какая и была тогда на рынке при покупке.  Катька приходила и каждый раз возмущалась, называя того мужика шарлатаном и обманщиком. А на третий год произошло чудо. И как у Андерсена, гадкий утёнок превратился в красивого лебедя. Она зацвела так, что ею приходили любоваться все неравнодушные к фиалкам, соседи. Это были крупные, со спичечный коробок, цветы ярко фиолетового цвета, необычного оттенка. Она цвела всё лето и осень, а в декабре, сбросив сухие бутоны, ушла на покой. Я пыталась отсаживать от неё деток, так как листьями она не приживалась, но и они, прожив не более двух лет, потом погибали. Вот такой она уникум. Моя красавица Лидия! Очень хорошо, что она не погибла тогда вместе с Мотыльками. Она тоже болела в тот год, он был очень сырым. А сырость для этих цветов первый враг. Но к счастью, мне удалось её спасти, а вот её детки до будущей весны уже не дожили. И последний предмет моей коллекции, любимый цветок мужа бело-фиолетовая сенполия, купленная мною в Капотне на новом птичьем рынке в отделе «Садовод». Мы назвали её Капотненское Чудо. С подругой Леной мы приехали туда лет шесть назад и я не думала там, что-то покупать. Но увидев ЭТО! – не сдержалась. Таких-то похожих было много. Одни бело-розовые, другие бело-голубые и бело-фиолетовые тоже были. Цветочная головка будто поделена пополам. Один лепесточек синий, другой белый, а третий пополам сине-белый, но она – моё Чудо – была не такая, как все. Из кучи тёмно-зелёных с красной прослойкой листьев, прямо из центра мощной розетки, бил фонтан пёстрых цветов. Не просто торчащий скучный веник, а именно фонтан. Он так и брызгал своей свежестью, так и пленял. Каждый лепесточек был мудро поделён природой пополам и затейливо раскрашен, но не повторял своего соседа. Это разнообразие красок и оттенков фиолетового цвета в одном цветке, меня очень удивило. И вот спустя некоторое время, качаясь на сиденье в вагоне метро, я уже держала это Чудо на коленях. Ах, как бережно я везла его домой, боялась сломать, уронить, испортить. С тех пор она каждый год радует меня обилием свежих красок в своих крупных венчиках. И детёныш-розетка, отсаженная от основного растения через два года, тоже прижилась. Но цвет у неё получился другой. Это удивительно, что при пересадке новое растение сенполии меняет цвет. Теперь это будто два разных цветка в моей коллекции. Но вот Генрих отложил свою книгу, идёт смотреть на мою работу.
- А может ты щёлкнешь их на память? – предлагает он, беря фотоаппарат.
- Нет, не надо. Нужна не память о них, а они сами. Наши живые друзья-цветы!

                Ольга Азарова, 2012.


Рецензии
Всегда фотографирую красивые цветы. Но... в 2010-м и в 2021-м много их полегло: высохли. Сейчас одна фиалка осталась, очень слабенькая. Две шикарные пеларгонии, купленные осенью, тоже. Минирозы долго разводила (из "Ашана") - больше нет, потом гибискус - он остался в трёх горшках, но каждое растение давало бутон, который отваливался, чуть набрав силу. Кактусовые, например декабристы - и те слабы.
Всё это связываю с ослабленным здоровьем: при очередном ухудшении гибнут цветы.
Что ещё хотелось сказать: а как же любимый магазин "Фиалка" напротив метро Новокузнецкая? - Всегда там покупаю. Вот решила осенью ничего не приобретать, только по весне поеду. И Вам советую, особенно во время выставки, на которой присутствуют селекционеры.
Прекрасных Вам цветов и настроения!

Кармина Фиолетова   24.02.2022 22:24     Заявить о нарушении
Ой, спасибо! Про этот магазин не знала ничего, я всегда на рынок "Садовод" ездила, а теперь вот, очень долго там не была. Как в этом году - не знаю, живы будем - поедем!
Тёплой Вам весны и дружеских улыбок!
С уважением!

Ольга Азарова 3   01.03.2022 17:36   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.