Собаки и люди

  По мотивам "дня открытых убийств", назначенного подмосковными дог-хантерами на 21 января, одна российская газета напечатала интервью с дог-хантером небольшого подмосковного города. Это некий менеджер, имя его я не запомнила, да оно и не важно. Он систематически травит агрессивных бродячих собак вокруг своего дома. Когда-то собака его укусила и вот он решил отомстить, да и помочь окружающим заодно. Убил уже около тридцати.

 Я думаю, что со временем этот человек пожалеет о том, чем он занимался, потому что то, что он делает очень далеко от цивилизованной жизни и от его цивилизованной профессии. Пещерные времена уже кончились.

 Да, беззаконие, бескультурье кругом, коррупция и т. д. Но мы ведь не в шкурах ходим и не у костра сидим. Может стоит создать общественное движение какое-то...Хотя какое? В бизнесе, обслуживающем любовь людей к собакам "крутятся" миллиарды рублей: и производство еды для собак, и торговля породистыми щенками, и лекарства, и аксессуары для собак. Любому антисобачьему движению быстро "урежут марш"...

 А инфраструктура-то наших городов не приспособленная для выгула и содержания собак! Люди на это нагло плюют. Все дворы и междудворья городов России завалены собачьим калом. Может в столице не так, а в провинции так. Плюс агрессивные и просто наглые собаки во дворах микрорайонов.

 Вот и ответ у общества готов: "дог-хантеры"...И собак мне жалко, и людей я могу понять, которые этим незаконным делом занимаются...(понять, но не оправдать) Пещерный человек живёт в каждом из нас. Хотя во мне он, я надеюсь, спит.

.....

  А как эта проблема решалась в Советском Союзе? А никак. Её не было. Собаки породистые были у редкостных людей в двух-трёх самых сытых городах СССР. В основном, это были овчарки, пудели, колли. У некоторых номенклатурных старух были карликовые пинчеры. У старичков из пролетарской среды были болонки или полу-овчарки какие-то. В зажиточных семьях торговых работников были бульдоги или колли.

Породистая собака была невидалью, экзотикой. Дворняжка могла быть одна на огромный двор. И жила она где-нибудь во дворе, в самодельной будке и подкармливали её всем двором.

 У моей одноклассницы Наты С. был "приятель" во дворе - пёс Бобка. Никому он не был особенно нужен, этот чёрно-белый крупный овчаристый пёс Бобка. Но Ната С. была девочкой хрупкой и болезненной, да и не сильно общительной, особых развлечений у неё не было во дворе (да и друзей тоже), а гулять её было полезно. И вот родители позволили ей иметь собаку. Но ...во дворе. В лютые морозы его брали в квартиру, а потом опять отпускали на улицу. Девочка и собака вместе гуляли, как-то играли вдвоём. Но никто не завидовал Нате С. и собак не заводил.

 Очень редким "зверем" был чёрный пудель. Эта красивая и милая собачонка встречалась только в кино и книжках. мы, дети 70-х годов, жившие в центре Красноярска, между прочим мегаполиса, а не деревеньки какой-то, могли только мечтать о встрече с этим декоративным существом. Обсуждать его в детском саду. Смотреть на рисунки в книге Г.Мало "Без семьи". Не более того.

 ...Помню, мама подарила мне металлическую брошку в виде пуделя. Я прикрепила её к шапке, по детской моде тех лет, и пришла с ней в детский сад. Долго мы обсуждали, где можно увидеть живого пуделя. Некоторые, особо суеверные дети высказали такое суждение о нём, что , мол, встреча с ним не к добру. То есть нечего его и искать. Забавно...

 Вечером того же дня, тётя рассказала мне, что видела как-то пуделя на набережной. Мы пытались его там встретить, несколько раз приходили в тот же день недели и в то же время на берег Енисея, но, как видно, у пуделиной хозяйки были другие дела и планы. Собачки не было.

 Через несколько лет я увидела пуделя в Вильнюсе. Культурного, милого, на поводке...Такого симпатягу! Но взять его в дом мне не захотелось. Он был всё-таки для меня персонажем зоопарка.

 Да, можно было купить собаку в то время, но это не было модным, считалось блажью, частью бессмысленной пенсионерской жизни. Да и проблемы с дворником, с соседями могли быть. Дома - гавкает, на улице гадит... А люди старались не ссориться друг с другом, как-то ладить.

 Но времена переменились, думать о других теперь не модно. Бояться помешать другим - это теперь "неудачничество", рассуждения и образ жизни "терпилы" и т. д. Культура высокая связана с культурой бытовой. Разрушается высокая культура - деградирует и бытовая культура, исчезает, испаряется. И опять всё приходит к пещерам, к праву силы от силы права (термины Богдана Кистяковского).

 Люди друг другу - никто и только верный друг - собака свирепо скалит зубы на врагов. И волчья шкура на плечах так хорошо согревает в холодной пещере...

 Я надеюсь, что мы всё-таки к этому не вернёмся!..

                26 января 2015 г.


Рецензии