Псих

Зима 1980.
Сессия на юрфаке. Дело уже к диплому.
Как и любая сессия – это праздник для студентов, обучающихся «без отрыва от производства». Ибо это полноценный отпуск от постылой работы. Зачастую, более длительный, чем отпуск основной. А то, что во время этого отпуска нужно что-то учить и что-то сдавать – так это ерунда, не подлежащая учету.

Сегодня экзамен по судебной психиатрии. Начало в десять.
Являемся вовремя. И узнаем в деканате, что экзамен переносится на четырнадцать.
Что делает студент, когда ему нечего делать? - Правильно! Идет пить пиво.
Как и положено, пиво студенты юрфака пьют в «Бочонке». 
Это пивбар на углу Среднего и Шестнадцатой . Он много знает наших выкрутас. Нередко, допившись, мы оставляем свои портфели за стойкой у знакомых барменов. Забираем уже на следующий день. А однажды администрация бара охраняла входную дверь в течение получаса от нежелательных визитеров типа ментов. Пока автор этих строк, стоя на столе, декламировал «Евгения Онегина» в матерном варианте.

Итак, идем в «Бочонок».
Пьем. Не только пиво.
К двум часам дня основательно дозреваем.
Но дисциплинированно следуем обратно на факультет для сдачи экзамена.
Нужно заметить, что в эту сессию нам необходимо сдать экзамен не только по судебной психиатрии, но и по судебной психологии. Это хоть и созвучные, но совершенно разные дисциплины. И знание одной никак не компенсирует незнания другой.

Зайдя на этаж, где больше всего наших, спрашиваю у кого-то относительно места приема экзамена по психиатрии. Мои собутыльники тихо стоят рядом, предоставляя мне инициативу. Коллега показывает мне аудиторию, где действительно толпится много народа с нашего курса.
Подхожу туда неверными шагами.
-   Здесь п-п-с-с-ихиатрия? – спрашиваю неверным языком.
-   Здесь, здесь, проходи. Очереди нет, - почему-то радушно предлагают  однокурснички.
Попадаюсь на  удочку и прохожу в аудиторию.
Тут же понимаю, что меня «кинули». Идет экзамен не по психиатрии, а по психологии. И принимает достаточно въедливый Дербенев. Это пожилой полковник милиции, преподаватель из ментовской «вышки», что на Гоголя , дом 8[1] . Дядечка, очевидно, хочет заработать все деньги на свете и «шабашит» вечерами на нашем юрфаке. Гонит нам и психологию, и семинары по уголовному процессу .

Хочу смыться, но Дербенев уже манит меня к столу. Смываться поздно.
Внутренне собираюсь и подтягиваюсь. Стараюсь не дышать на преподавателя.
Отдаю зачетку и беру билет. Буковки на нем немного расплываются, но кое-как вопросы прочитываю.
Соображаю, что готовиться к ответу мне бесполезно. Ибо все равно ничего придумать и записать не смогу. Да еще и засну чего доброго. И отчаянно прошу у Дербенева разрешения отвечать без подготовки.
Срабатывает эффект экстремальной ситуации. Язык перестает заплетаться, а мозги выбрасывают какие-то относительно связные блоки информации.
В режиме туповатого диалога с полковником экзамен сдаю. На «четверку».

Размахивая зачеткой и нагло улыбаясь выхожу в коридор.
-   Ну что, б***ь, думали пролечу? Х** вам!!! Так где тут принимают психиатрию?
Гордо следую в направлении протянутой кем-то руки. На экзамен по психиатрии.

То, что я его в ближайшие полчаса тоже сдаю, уже не столь интересно.
А вечер заканчивается мордой в пивной кружке. В том же "Бочонке".

***

Вспомнил про это событие и давно завалявшийся рассказ, рассказывая внучке, готовящейся к ЕГЭ, с последующим поступлением учиться на юриста, что смелость на экзамене - залог успеха.

2002 - 2015 г.г.
=======================

1. И улица давно Малая Морская. И филиал московской МВДшной "вышки" давно влит в петербургскую "вышку", громко названную "университетом" МВД. А в здании, в числе прочего, консулат Украины.


Рецензии