Верность

 Прозвенел звонок. Ребятня с шумом выскакивала из класса в коридор. Оно и понятно – последний урок.
-До свидания, Ольга Сергеевна!
-До свидания, Ольга Сергеевна!
-До свидания, ребята!
 Ольга устало опустилась на стул. За окном темнота. Надо идти домой. Зашла уборщица Нина, громко спросила:
-Ну чё, Ольга Сергеевна, как там  Серёжа?
 Смышлёный, но частенько не готов, никто не смотрит за ребёнком.  Мать спросила-то так, между делом. Не ждала ответа тут же начала пересказывать новости местного значения, жаловаться на мужа, который  не даёт ей денег на содержание детей, на государство, которое не помогает, обвинять всех и вся, что ей никто не хочет помогать растить детей. Ольга слышала это ежедневно. Сначала внимательно выслушивала, даже пыталась помочь советом, поддержать, да не тот человек Нина, чтобы советы чьи-то слушать. Поэтому сейчас Ольга думала о своём:
-Вот и снова прошёл день… И уже опять пятница, вроде вот только началась неделя и уже её конец. Так быстро летит время. А ведь раньше так не казалось. Такой длинной всегда была третья четверть! А теперь… Только Новый год прошёл – и февраль уже на исходе.
-Чё домой не идёте, Ольга Сергеевна?- донёсся до неё голос Нины.
-Да-да, пойду, пойду, сейчас.
 Ольга встала, стёрла с доски «ребячью живопись», сложила учебники и тетради(не хотелось здесь проверять) в пакет, собрала портфель и направилась к двери.
-До свидания, Нина Адольфовна!
-До свидания, Ольга Сергеевна!
Ольга спустилась вниз, подошла к расписанию. В коридоре никого уже не было кроме уборщицы, моющей пол на первом этаже, да охранника, разговаривающего с кем-то очень увлечённо.
-А вот и Ольга Сергеевна, - услышала Ольга, направляясь к раздевалке. Она повернула голову, но так и не связала услышанную фразу с тем, что увидела: охранник, казалось, подтолкнул в её сторону мужчину в военной форме. Ольга никого не признала в этом седоватом коренастом военном. Открылась дверь в раздевалку. А он остановился:
-Ольга! Ольга …Сергеевна! А я…вас жду!
-Меня? – удивлённо спросила Ольга, останавливаясь. – Вы что-то хотели?
-Вы меня не помните? Не узнаёте? А помните Тумановскую школу,19.. год! Зима… Новый год. Вернее, не Новый год, а ёлка, ёлка в школе?
-Нет. Не помню. Нет, конечно, я помню Тумановскую школу и ёлку помню. Но Вас не помню.
-Иван. Иван Фёдоров!
-Нет, не припоминаю. В нашем классе не было Ивана, да и в параллельных тоже не помню…Что ж, приятно было познакомиться. Ольга взялась за ручку двери.
-И всё?
-А что же Вы хотели?
-Поговорить хотя бы, - голос военного звучал совсем неуверенно.
-Не армия тут. Не скомандуешь, уважаемый, –  подумала Ольга, – но так тоже, наверное, нельзя?
 Охранник, Николай Иванович, решил спасать ситуацию:
-Иван Васильевич два часа ждёт, чтобы поговорить.
-Да пустяки, - разочарованно произнёс Иван.
-Так нет, почему что же, давайте поговорим. Вот только … о чём?
Ольга оделась. "Странно. Не помнила она Ивана. Но что его привело сюда? Ой, да ладно. Не съест ведь, – решила Ольга, выходя из раздевалки, –  пойдёмте, дорогой и поговорим".
                ***
 Ольга давно жила одна. Никто не лез в душу. Муж погиб – была совсем ещё молодая. Две девочки – тогда ещё школьницы – выросли. У них своя жизнь.
По молодости друзья пытались познакомить Ольгу со своими знакомыми или друзьями. Но она никого не допускала в своё сердце, в свою жизнь. Это скоро поняли все. Приставать не стали, не докучали расспросами-советами. Решили, что так и надо. Даже подруга призналась однажды, что была мысль познакомить Ольгу с другом мужа. Пытались устроить случайную встречу, хотя не надеялись, правда, но всё же… Вера тогда ещё сказала Олегу: «Ты знаешь, зря всё! Не выйдет ничего. Однолюб она». Так что задуманное не воплотилось в жизнь.
 «Подбивал клинья» и друг детства. Учились вместе в школе, был влюблён он в Ольгу сильно. Но вот как-то разошлись пути-дороги. Он часто писал, когда служил в армии  письма, посылал фотографии. И Ольга писала ему дружеские письма, но никаких надежд не подавала. Письма писала как однокласснику, как другу. А на письмо-признание ответила, что любить ей есть кого! Был такой! Вот на его признание ответила по-другому… Но не сразу и Павел покорил её сердце. Ничем не выдала она свою любовь к нему. Ведь сколько поклонниц-то у него, красивого парня, спортсмена, было! «Не буду же я драться за него, если они при нём! – думала Ольга, ещё совсем девчонка, – не  буду лезть ни за что!»
 Павла призвали в армию, а подруга Ольги дала ему её адрес.
 Письма от него всё же ждала, ведь нравился очень, любила. Кажется, больше жизни любила, но ни у кого отбивать не хотела –  «...не надо чужого! Не хочу так!»
И вот после первого письма, они, как град, посыпались. Каждый день, каждый! А после воскресенья – сразу два! Ольга была счастлива. Она ждала Павла, они считали дни до встречи. Павел приезжал в отпуск. Сделал Ольге предложение, но свадьбу решили отложить до его возвращения. Ольга поступила в институт. Теперь Павел ждал, когда она ответит на его предложение. После третьего курса была свадьба. Шумная, весёлая. Свадьба в деревне, где все приходят посмотреть на невесту и жениха. Пожелать им счастья.
 Прожили Ольга с Павлом четырнадцать лет душа в душу, понимая, поддерживая друг друга. Жили в великой радости! Завидовали им люди. Сглазили …
 Чёрной тучей грянул тот день, когда Павла не стало. Горе смело улыбку с лица Ольги. Не стало праздников (не было поводов для веселья). Даже дочери, которых они с Павлом очень любили, не радовали Ольгу, а как девчонки старались! И учились хорошо, и дома старались всё делать, во всём помогать. Замкнулась она как-то, не замечала ничего, не воспринимала мир без него, без Павла, который, казалось, взял с собой её сердце и душу. Шли годы… Нет Павла больше двадцати лет, а Ольга всё ждёт его…
 По-прежнему всё в её жизни  напоминает о Павле, всё связано с ним. Жизнь её связана с ним, с памятью о нём. Работа только и отвлекала от мыслей-дум: планы, тетради, ученики, уроки… А когда оставалась одна – погружалась снова и снова в ту жизнь, где она была вместе с Павлом.
 Сколько они поколесили по свету, где только ни бывали!  Павел, если  она возвращалась раньше обычного, звал её с собой: «Поедем со мной, хоть поговорим!
-А Любушку из садика забрать, Наталка из школы придёт!?
-Пиши записку, чтоб Наташа забрала Любашу. Мы же скоро вернёмся!
-Поехали!
                ***
…Вышли из здания школы, когда было уже часов семь. Медленно, большими хлопьями шёл снег. Ольга вспомнила, как они с Павлом гуляли в Новогоднюю ночь вот под таким же снегопадом! Когда было-то? Да, давненько, пожалуй, лет тридцать-тридцать пять  назад! Павел только в тот год вернулся со службы. Да … Ольга улыбнулась своим воспоминаниям, забыв о своём спутнике.
-Хорошо-то как! – вернуло Ольгу в действительность.
-Ну что ж, какими судьбами? Как говорится, что привело? – заговорила Ольга.
 Иван как будто целую вечность ждал этого вопроса.
-Да вот, решил оставить службу, сколько же нужно служить?
-Всю жизнь, коль выбрал.
-Так итак, всю жизнь. После службы в армии поступил в военное училище, а там пошло-поехало. Гарнизоны, военные городки. Академия. В Москве теперь… Женился сразу после выпуска из училища. Два сына. Оба служат: старший – на юго-восточной границе, младший – лётчик-испытатель. Я дед.
-Понятно, столько отслужил, ясно, что не лейтенант.
-Да я не в том смысле…
-Ясно, ясно.
-У старшего два пацана, а вот младший, Антоха, не хочет семьёй обзаводиться, рано, по его соображениям, не налетался ещё, да и профессия у него опасная. А жена три года назад … погибла в автокатастрофе, возвращалась от сына. По дороге из аэропорта водитель не справился с управлением. Вздремнул, видать…
-А сам-то почему не встретил?
-Да был я в госпитале… «после горячей точки»… Вот её и вызвали. Она тогда Вадьке помогала. Он всё время на службе – начальник заставы. А Валюша – жена – родила второго. Решили, что надо молодёжь поддержать. Была у них два месяца. Я – тоже в командировке. Да так случилось, что вертолёт наш сбили… В горах нас подобрали. Хорошо, что никто не погиб. Раненные, конечно, были...
 На недельку вот, мать повидать приехал. Зашёл в школу, встретил Витьку Громова, мы ведь с ним одноклассники. Они с Татьяной работают в Тумановской школе. Посидели вечером, повспоминали былое. Вот и про тебя я всё от них знаю.
-Ну что ж, оно и к лучшему. А сейчас-то что хотел?
-Да…
 Иван как-то засмущался, но скоро овладел собой (офицер же!)
-Хочу позвать с собой, – выпалил он.
-Интересно…
-А как ты..., а как ты отнесёшься к моему предложению?
-… А никак.
-Да подумай.
-Я понимаю тебя, но принять такое предложение не могу.
-А я надеялся… Я думал, что смогу тебя убедить.
-Не стоит. Ладно уж, Москва там и без меня стоять будет.
-Ведь не тороплю, подумай.
-А чего думать. Вопрос давно решён. Его я люблю, Павла.
 


Рецензии