Нерест леща

Это было давно, в 60…70 – ые годы…

Специализироваться на ловлю леща мне как-то за всю жизнь не пришлось, если и ловил его, то чисто случайно, попутно.

Так был пойман приличный лещ при ловле щук на спиннинг на Балахановском озере, на утренней зорьке, у камыша, на блесну «Кеми».

Или, так же случайно, приличный лещ был пойман в окнах травы на поплавочную удочку на Любимовском озере.

И чёрной завистью я завидую одной отважной форумчанке, рыбачке Тамаре (Tamila) с рыбацкого форума, которая этих самых лещей потрошит, как нечего делать…

Подобной была у меня несколько лет ловля язей с лодки на Вуоксе, в Каменногорске, на перекате выше по течению от ж/д моста. Тоже с прикормкой перловкой из сетчатого ведра с грузом, только не на кольцо, а на ходовую донку. Язи брали попутно с ельцами.

Эта рыбалка была самой захватывающей из всех, что были в моей жизни: и интересно, и спортивно (на крючок номер 4 по старому), и добычливо, и весомо.

До сих пор жалею, что хозяйка отказала нам в даче и пришлось оттуда уехать. И лодочка плоскодоночка, которую сам восстановил, там осталась.

А вот леща я там ни разу не поймал, хотя брат моего друга (тоже старик, глубокий пенсионер) и по сей день живёт за счёт ловли, копчения и продажи лещей, которых он там и ловит.

Знаю где и как можно ловить леща, но не впечатляет стоять на пропускных створах дамбы и ловить леща с них в отвес… Это не интересно. Обо мне речь.

А вот нерест леща мне привелось увидеть дважды и оба раза это было незабываемое зрелище.

По окончании 10-тилетки, начав работать, я купил себе мотоцикл Ява-175. Это было где-то в 1960-ом году. Летние месяцы я жил тогда у своих тётушек в Новосаратовской колонии, так она тогда называлась.

Рядом Нева, рядом Невский лесопарк, рядом на берегу Невы закопчённые на солнышке девочки, у меня Ява-175… Короче говоря, тогда мне было не до рыбалки.

Правда, иногда черпал из деревенского туалета говно с опарышами, мчался с этим добром к берегу Невы, спускался с крутого берега по лестнице к воде, выливал содержимое ведёрка в воду на отмели и вылавливал из воды уже чистеньких опарышей.

Кстати, воду для питья там брали тоже из Невы, и никаких фильтров тогда не было. Однако, как видите, живы - здоровы. Вот иногда и баловался ловлей на опарыша, да не червячка, небольших плотвичек перед травой, с мостков, с которых и брали тогда воду для питья.

Но это бывало не часто, тогда другое было на уме, чаще катал на мотоцикле девочек по Невскому лесопарку…

И вот во время одной из таких прогулок по Невскому лесопарку я увидел, что в мелкой, густо заросшей травой протоке, где и воды-то было чуть выше колена, вода словно кипит, бурлит от того, что кто-то в ней возиться…

Это были лещи, как теперь-то понимаю, нерест лещей… Никаких попыток поймать их у меня даже не было и в уме…, это сейчас там всё было бы прочёсано рыболовами-спортсменами.

А тогда, полюбовавшись на это зрелище, наобнимавшись и нацеловавшись с девочкой, мы покатили обратно домой, в Новосаратовку, позабыв о виденном.

Прошли годы, мне уже было где-то под 55, моему постоянному напарнику младшему сынишке было где-то уже под 20, и мы с ним поехали на рыбалку на карьеры за Лепсари.

Ловили на спиннинг щук, на удочку окуней и плотву. А вот карась днём тогда никогда не брал, а он там был, да какой, под и за килограмм.

Как только наступали вечерние сумерки, эти килошные караси, начинали, дразня нас с сыном, бороздить, как подводные лодки с перископом, поверхность карьеров.

Но мы, как я уже говорил, днём ловили другую рыбу, не карася, перемещаясь по карьерам, а их там множество, и больших и маленьких.

У одного из карьеров отпочковался совсем небольшой участочек с узкой, метра полтора, протокой в него. Мы с сыном с удочками забрели на этот заливчик и увидели то же действо, что я видел когда-то в ручье в Невском лесопарке.

В тихом, заросшем омутке, среди коряг и кустов, нерестились лещи. Мы с сыном, охотившиеся за мелкими плотвичками, увидев такое, аж обалдели…

Но к воде из-за бурелома и топи было не подступиться, а лещи дразнили нас, пересекая водную гладь вдоль и поперёк, прямо у нас перед носом.

Сумев найти более-менее подходящее место, с которого можно было бы 5-ти метровой удочкой делать забросы, мы стали подкидывать лещам своих опарышей на крючках…

Мне одного леща удалось поймать, сыну не повезло. Тогда мы с сыном решили устроить для этих лещей ловушку, сплетённую из гибкого ивняка, и поставить её на ночь, на выходе из этого прудика, в узкой протоке…

Увы, никого в этой ловушке утром не оказалось, как и не было уже и лещей в том водяном закутке… Лещи нас обманули…

Вот такие встречи были у меня с лещами…


Рецензии