70-летие Победы в Великой Отечественной войне

Я забываю историю. Я… трус? Неумный человек точно.

Я часто ощущаю, что у меня будто нет истории. Я не пошла смотреть парад Победы. Я прячусь. Не испытываю никаких эмоций – ни плохих, ни хороших, проживаю обычный день. Но когда в глаза по дороге домой на стенде бросилась надпись в глаза «Помните тех, кто ушел НАВСЕГДА» и фотографии погибших с горящими свечами в темноте… Стало страшно. Стало грустно. Стало больно.

Я приехала на парад в провинциальном городке N. Город, к которому я учусь привыкать. 30 тыс. – все население.

Парад для меня был радужной затеей, каким-то развлекательным праздником. Я умиленно фотографировала шарики, взмывающие в небо, забыв, что праздник – это не его внешний вид, а его смысл. Я искала высокое место на трибуне, чтобы фотографировать проходящие на параде колоны: лакокрасочный завод, канализационный завод, текстильная фабрика, сотрудники больницы, химзавода, мотоциклы, дети, женщины в мини-юбках и на шпильках, представители администрации города, возглавлявшие колоны с фотоаппаратами на боку, дядьки, снимающие из колоны все на телефон, мамы, фотографирующие детей в форме на айпэд, 70-летняя женщина, трепетно несущая две фотографии в руках, черно-белые, сделанные давным-давно, без бесплатной таблички бессмертного полка, распечатанной в местной типографии.
Женщина с седыми кудрями, мутными глазами, будто потерянными, оставшимися где-то там, во времена этих фотографий. Она часто выходила из колоны и по очереди протягивала фотографии к трибунам. На миг казалось, что она не в себе. Что она лишняя в этой цветастой колоне.
Но именно она была этой колонной, её сердцем, а все люди, многие из которых не помнят своих прадедов и прабабушек были просто горды, что они помнят…
Беспилотник удивительно резко прерывает жужжанием минуту молчания. Новое, все новое.

И я чувствовала, насколько лицемерна моя приобщенность к празднику. И я вспомнила ветерана, который до начала парада шел по дороге. Видимо, его дочь, женщина 65 лет отстала, что-то сказать детям и внукам. Он обернулся и пошел вперед. «Сейчас, я его провожу». «—Да не надо, я сам дойду» - будто насупившийся мальчик пробормотал, но нет. Это шел мужчина, который хотел идти сам.

В толпе мелькнуло инвалидное кресло. Его я тоже не сняла. Вот об этих вещах я жалею, жалею больше всего. Этих людей надо ещё запечатлеть в истории и показать всему миру! Они живы! Их в этом городе осталось всего лишь 33! На парад официально пришло только пятеро.
Но их фотографий у меня нет. Их лица не отпечатались в моей памяти. Но от тени легли на мое сердце. Только они заставили его биться чаще, взволнованно-тревожно, радостно-печально.
__
Никак не могу заставить эмоции бить через край, разум много думает. На улицах везде висят советские флаги, эмблемы красных звезд на плакатах… И я представила правительство, я представила государство, которое 15, даже 20 лет назад расчетливо уничтожала в памяти все, что было связано с советским временем. Сталинизм, диктатура, разруха, застой, красные. Людей качали, и они, как звери, бросались, отдирая чудовищу голову. Но СССР пал, «плохое» время ушло вперед. Мы с президентом двигаемся к новой жизни.
Теперь мертвое чудовище можно рассмотреть пристальнее, спокойнее. И действительно, голова у него одна, клыков нет. Руки есть, и ровно две. И лицо, вообще-то, человеческое…
Но любой идол хорош, если он мертв. Он не может ответить, возразить, повести за собой массы. Очень удобно убить известный народу символ, чтобы занять его место… А на флагах понести его изображение, его мертвую голову, прошлое. Как с бубном — заставить плясать настоящее, чтобы люди слушали, верили. И в этот символ, уже недвижный, можно заложить любой смысл.
«Наш завод стал выпускать коктейли Молотова, по 40-50 машин каждый день отправлялось к линии фронта». А мэр едва ли не пьян.
В 2015 году, 9 мая, в парад победы, в мощь красной армии, советских русских людей, государство вновь вложило смысл.
Нарисовали.
«Не дадим переписать историю».

Политика идет, расступитесь.

Политика
здесь.

______________________________
«Красиво прошел, молодец! – Спасибо!».


Рецензии