Монастырь. отрывок из романа

Лишь старым горам, ровесникам Геи(15)  известны истоки реки времени. Лишь горным пикам Кавказа, немым наблюдателям и беспристрастным судьям, видны изгибы и крутые повороты драматической истории здешних народов, разворачивающейся на протяжении веков.
В памяти этих величественных, молчаливых гор, несравнимой с людской, видящей историю как отрывок протяжённостью в человеческую жизнь, запечатлелись пласты исторических эпох, в горниле которых переплавлялись империи. Помнят они, как заселялись эти земли пришедшими с юга, через Аравию племенами, объединялись, смешивались, становясь народностями и народами, как разделялись, истреблялись и исчезали с лица Земли, оставив редкие свидетельства своих достижений. Как приходили на помощь людям Боги, Титаны, Великие Герои, Пророки, Водители человеков, Учителя. Вели за собой народы по пути эволюции, увлекая возвышенными идеалами, выводя примитивных существ из тьмы дремучих веков к свету, взращивая в них семя Добра, хранящееся под грубой твёрдой скорлупой. Зная Великий замысел Творца, веря в Человека, стараясь помочь ему быстрее вырасти, и стать совершенным, преодолеть трудные и опасные участки на пути эволюции, отдавали свою жизнь служению людям, своим примером указывая на идеал, которым, без сомнения, станет человек.
Среди отрогов Кавказского хребта, защищённый со всех сторон от набегов кочевников горными кряжами, на высоте более тысячи метров над уровнем моря, спрятанный от глаз, расположился православный монастырь. Духовная крепость, основанная монахом-пустынником, чудом спасшимся из захваченного османами Царьграда – Константинополя(16), унаследовала и сохранила православную веру порфироносной(17) Византии, донеся до здешних мест Благую Весть в первозданном виде. Вместе с иконой Богородицы, что удалось спасти из объятого пожарищем города, подвергнутого разграблению и опустошению полчищ турецких басурман, святыней, свидетельствующей о существовании великой православной державы, унёс он с собой как трепещущий свет в лампаде, искру веры, чтобы сохранив, передать людям и разжечь от него пламя в новых очагах.
Долго скитался он по горам, жил в пещере, пока не явилась ему во сне Богородица и не указала безопасное место, где в лесном уединении можно заложить монастырь.
В том сакральном месте, расположенном подобно орлиному гнезду высоко в горах, земные законы перестают действовать, удивляя безбожников творящимися чудесами, и укрепляют веру во всесилие Создателя Вселенной, людей духовных.
Там находились развалины древнего зороастрийского святилища, где за две тысячи лет до рождества Христова горел, как зримый образ Творца Неба и Земли, неугасимый, вечный огонь. Столетиями, а может и тысячелетиями, непрестанно поддерживаемый последователями пророка Зороастра(18), подбрасывающих дрова в жертвенник, светил он до тех пор, пока был жив последний преданный служитель Единого Всемудрого Господа Ормузда (19).
Путники, встречавшие по дороге одинокого монаха, облачённого в ветхое рубище и с дырявой сумой, разнесли по окрестностям славу о преподобном, денно и нощно молящемся о всеобщем благоденствии. За помощью к нему со всех сторон стали стекаться люди. Недужные просили помолиться за них, страждущие прикоснуться к светочу во тьме –  умоляли во имя Христа разрешить остаться рядом с ним.
Будучи людьми разного положения, а среди них оказались даже и раскаявшиеся разбойники – изверги, с обагрёнными по локоть руками, они стали его учениками и последователями. Испытавшие немало трудностей в жизни, настрадавшись, они хотели теперь, вверив свою душу Воле Всевышнего, обрести покой и хотя бы на йоту приблизиться к идеалу, указанному Христом.
Руками этих первых учеников и были возведены стены монастыря. Благодаря заступничеству Богородицы, небесной покровительницы, неустанным трудам и молению монастырской братии, сохранилась духовная цитадель под натиском веков, эпох войн и социализма.
Растворившись в природе, святая обитель своим присутствием благословляла окрестные селенья, оберегала от бедствий и просвещала коренные народы, могуществом православной веры потеснив местных языческих божков.
Само по себе строительство такого монументального сооружения руками монахов, которым пришлось в буквальном смысле ворочать горы, было иноческим подвигом во славу Единого Бога.
Молясь денно и нощно, трудясь не покладая рук, возводили из каменных глыб твердыню христианства, как символ небесного и земного порядка. Отвоевывая у камня по пяди, выдалбливали углубления и ниши для посадки, приносили из долины плодородную землю, то единственное, чего здесь так не хватало и, взращивая сад, превратили неприступные скалы в райские кущи. Крепло и разрасталось монастырское хозяйство благодаря неусыпной заботе общины. В тени самшитов и кипарисов, среди вечнозелёных олеандров, был разбит сад из яблонь и груш, рядом произрастала целая рощица мандариновых деревьев, украшенных яркими плодами. Изгородь из высоченных амарантов, увенчанных пурпурными султанами, отделяла большой огород и пасеку, где улья в окружении кустов роз примыкали к стенам монастыря.
 С другой стороны, на искусственных террасах был разбит виноградник, а рядом ручей, питаемый талой водой с гор,  пойманный в искусно устроенный каскад чаш, создавал водопад, приспособленный для хозяйственных нужд.
Урожай обильных угодий кормил общину, а излишки меняли в посёлке на предметы обихода. Раз в год, перед приходом зимнего ненастья, дружной когортой спускались монахи в долину, чтобы сделать запасы, встретиться с миром, из аскетической, изолированной жизни посмотреть на мирские соблазны и искушения. А найдя подтверждения древним пророчествам, ужаснувшись мерзостности грехов человеческих, вернуться восвояси, чтобы с новым душевным подъёмом предаться неусыпным молениям о всеобщем спасении.

КОММЕНТАРИИ
15. Гея – в греческой мифологии богиня Земля.
16. Царьград – Константинополь. Стамбул.
17. Порфира – длинная пурпуровая мантия, парадное одеяние монарха, как символ высшей власти.
18. Зороастр – Заратустра –Заратуштра (жил примерно 3 тыс. лет назад) – основатель древнеиранской религии, получивший откровение Свыше. Положения зороастризма изложены в священной книге "Авеста", написанной самим пророком Заратустрой. Все явления мира в ней представляются в виде борьбы двух изначальных сил, добра и зла. Заратустра учил о едином Боге, пришествии Спасителя, воскресении мертвых,  Суде Божьем,  вечной жизни. И о конечной победе Добра.
19. Господь Ормузд или Ахура Мазда – «господь премудрый» — имя высшего божества древних иранцев и современных парсов. Относится к зороастрийскому пантеону богов. Будучи Светом Светов, он ассоциируется с Солнцем, главным символом этой религии является огонь. Он считается творцом всех вещей, принадлежащих к царству добра.


Рецензии