5. Это скучное слово подвеска

5.Это скучное слово «подвеска».
Продолжение. Начало здесь:  http://www.proza.ru/2015/05/15/1541

   Наличие допуска для работы с внешней подвеской было  среди обязательных требований к личному составу вертолетных экипажей, выполняющих логистические задачи тыловых подрядчиков войск НАТО в Афганистане.  Действительно, приземляться на той или иной дальней точке, с ограниченным пятачком земли и небольшим гарнизоном может быть опасно. Зачем подставлять людей и машину?
  Когда груз идет на подвесной системе, в контейнере, то задача упрощается. Главное, выйти точно по координатам на заданное место сброса, где находится блок-пост или же мобильная разведывательная группа. Случались прецеденты, когда контейнер с имуществом сбрасывался отнюдь не натовским военным, а талибам. Но это, скорее исключение из правил.
- Тыловики оценивали груз в подвесках как расходный материал, - вспоминал Дед. – В идеале, их надо так же доставлять из пункта А в пункт В. Только тогда полетное задание считалось выполненным. Но если борт попадал в сложные метеоусловия, пыльную бурю, а тем паче, обстрел с земли, получая повреждения, то мы имели полное право скинуть подвеску в воздухе, до назначенного квадрата и вернуться назад, на базу.
  Как не странно, оплата работы с грузами на выносных подвесках у разных подрядчиков шла так же по своим тарифам. Например, «Скайлинк» платил одинаково за транспортировку внешнего карго. Имеется ввиду, экипаж мог перевезти за день одну подвеску, а мог пять. Но доплата к летному часу осуществлялась только за одну единицу груза.
  «Съюприм» подходил к проблеме более щедро, стимулируя пилотов выкладываться по полной программе.
- При работе с подвесками запомнились некоторые тактические «фишки», которые американцы пытались применять  в поле для безопасной переброски максимального объема груза в назначенную точку. Например, их боевое подразделение находится в горах, в опасном районе. Туда можно таскать грузы напрямую с базы. Амеры тестировали другой вариант…
   Дед прерывается, отвечает на телефонный звонок, закуривает, потом продолжает.
- …они загружали десяток грузовиков контейнерами с имуществом. Колонна выдвигалась ранним утром к границе безопасного района, где можно не ожидать нападения талибов. Расстояние до точки сброса сокращалось примерно вдвое. Мы подлетали двумя-тремя парами, цепляли по очереди подвески прямо с грузовиков, доставляя в назначенный квадрат. Таким образом, достигался определенный элемент внезапности или рассеивания сил и внимания талибов. Им же приходилось решать: то ли вертолеты гасить у точки сброса, то ли организовывать нападение на колонну. Когда на земле завязывался бой с охраной грузовиков, большая часть карго уже оказывалась доставленной по назначению.
- Подобную карусель можно назвать методом «коротких челночных рейсов»?
-    Как не назови, главное, потерь избежать и потенциальной опасности.
      Рассказывая о работе российских пилотов с подвесными грузами в Афганистане, нельзя не вспомнить случай, когда в 2010 году наш МИ-26 из компании «Вертикаль» эвакуировал с поля боя подбитый «Чинук». Амеровская машинка смотрелась скромной игрушкой на фоне нашего тяжеловоза. Обама тогда выразил благодарность президенту РФ Путину за мужественные и профессиональные действия российских пилотов в сложных условиях Афганистана. Многие российские СМИ подали на своих страницах тот случай как сенсационный. Хотя, на самом деле, он был уже далеко не единственным в списке достижений русского духа и техники в далеких талибских горах.
Отступление первое.
   В наших разговорах с дедом мне интересен не только процесс полетов за границы больших баз, типа Кабула, Кандагара или Баграма, но и события – картинки непосредственно с маленьких точек или гарнизонов где-то в горах. По фотографиям можно понять, что служба там не сахар. Собеседник конкретизирует некоторые моменты.
- Прилетаем, Маркус, на точку в ста милях от «Бастиона». Привезли контейнер с водой на подвеске плюс еще немного груза в салоне. Пока нас разгружают, перекуриваем в стороне, наблюдаем за окрестной жизнью. Несколько амеровских бойцов заняты строительными работами, мешают вручную раствор в банке. Видно, смесь получается суховатой, потому что один из них берет несколько упаковок ПИТЬЕВОЙ ВОДЫ и, не мудрствуя лукаво, подливает ее в свою мешанину.
- Парни, вон же у вас речка бежит в десяти метрах, внизу. Разве сложно туда ведро забросить на веревке и вытянуть проточной воды? – спрашиваю у служивых.
     Те смотрят на меня, словно на пришельца из космоса.
- Нам нельзя приближаться к обрыву и брать воду из реки, - пояснил ситуацию самый разговорчивый воин.
Все понятно. Америка – страна богатая. А бутылированная жидкость гораздо лучше идет для строительных работ.
- В другой раз прилетели в расположение небольшого гарнизона тех же амеров в провинции Газни. Был зимний месяц, декабрь или январь, вертолетный пятачок, где мы приземлялись, превратился в одну большую лужу. Причем, глубина ее составляла сантиметров 15-20, а внизу вязкая грязь, - продолжает делится воспоминаниями Дед. - Спрашиваю у лейтенанта, что пришел с бойцами на разгрузку:
- А щебенки подсыпать тут можно, да бы не плавать по колено в воде?
Офицер махнул рукой, типа и так сойдет. Причем, заметь, точка считалась относительно спокойной. Ее не часто обстреливали, поэтому найти время для благоустройства расположения можно, при желании.
- В Южном Судане индусы и бангладешцы так же спокойно-пофигистично относятся к разливам воды и грязи в сезон дождей. В лучшем случае, накидают мешков с песком, по ним и ходят. Но копать – осушать расположение ни за что не станут.  Менталитет такой или национальные традиции, не знаю. 
   Тема быта, жизни и отношений на дальних точках заслуживает отдельного рассказа, даже не одного. Вот один из них, например: http://www.proza.ru/2013/09/07/80
      А мы снова перейдем к работе пилотов – вертолетчиков.
Продолжение следует. http://www.proza.ru/2015/05/21/1208
На фото: русский МИ-26 за работой.


Рецензии