Прасковья

1929 год. В крестьянской деревенской семье родилась девочка. Первый ребенок. Малышку назвали Прасковьей. В переводе с греческого – «канун праздника», то есть суббота. Ее родители этого не знали. Но обрекли девочку стать творческой натурой.

Девочка росла не капризной, но умела добиться своего. Все горело в ее руках, за что бы она не взялась. Особенно она любила петь и танцевать. Также у девочки были неплохие артистические способности.

Параня не могла обходиться без внимания. Она питалась им как деревце водой. Ей хотелось все контролировать. Даже то, в чем она не смыслила. Советы и подсказки были ее любимым делом. Ее не нужно было просить о помощи. Она всегда находилась в нужное время в нужном месте и с удовольствием помогала в силу своих возможностей. Но если она что-то вбивала в свою голову – ее было трудно убедить в обратном.

Не терпела лжи и предательства. Но могла обмануть сама даже родителей, если решала, что это во благо. Ее заботы хватало не только на близких, но и на животных, живущих во дворе их дома. И они отвечали ей преданностью и лаской.

Из-за своей прямолинейности она могла невольно обидеть человека. Но быстро находила общий язык с любым.

Училась Прасковья не очень охотно. Но вынесла из школы достаточно для себя знаний. Довольно того, что она умела читать и писать. С друзьями по школе она была общительна, в коллективе активна, в играх подвижна. Как и многие ребята, любила бегать босиком.

Порой действия девочки были непредсказуемы. Ребятам было тяжело понять ее намерения. Но они продолжали общаться с ней вновь, как ни в чем ни бывало.

Чуть позже были рождены еще две девочки в семье Прасковьи. С сестрами она всегда ладила, но показывала им свой твердый характер. На правах старшей сестры она была непререкаемым авторитетом в глазах младших детей. В связи с тем, что родители часто отсутствовали в доме, Параня заменяла девочкам их, хоть и сама была еще «метр с шапкой». Она рано научилась готовить, убираться в доме, во дворе, ухаживать за огородом, ходить за скотиной.

В годы войны их семье, как и многим другим семьям, приходилось трудно. Отец среди прочих ушел на фронт, с которого в дальнейшем не вернулся. Семье пришло письмо о том, что он пропал без вести. Так, женский коллектив научился жить без хозяина в доме, без мужа, без отца.

Повзрослев, Прасковья вышла замуж, родила четверых детей.

Всю свою жизнь она работала. Старалась обеспечить свою семью необходимым, чтобы домочадцы ни в чем не нуждались. В ежедневном труде она «заработала» себе болезнь суставов, которая проявилась в ужасающей форме после пятидесяти лет.

Ее тело, руки, ноги сковало и исказило. Страшная болезнь приносила боль и мучение женщине. Но, имея огромную волю, она держалась мужественно и старалась не доставлять хлопот своим родным.

Прасковья очень любила радио. То ли слушать его, то ли просто - чтобы оно «говорило» с ней. Так она чувствовала себя частицей нашего мира. Могла вести диалог с голосом из радио, прекрасно понимая, что ее не слышат. Ей нужно было высказать то, что она думает.

Она знала множество песен, прибауток и частушек. Среди них были и непристойные по тексту. Их она исполняла с особым удовольствием.

В борьбе с болезнью ей помогала вера в Бога и сила молитвы. Молилась Прасковья каждый вечер перед сном. Читала молитву «Отче наш», стоя напротив окна. Видимо, полагая, что так она ближе к Богу. Текст молитвы был немного искажен, как бы в авторской редакции бабушки. Но смысл был сохранен. Била поклоны такие, как только могла нагнуться вниз. А уже лежа, после молитвы, бормотала что-то свое: о прошедшем дне, о своей молодости, журила домочадцев. Могла всплакнуть.

Внуки любили свою бабушку. Она, в соответствии со своими возможностями, иногда готовила нечто вкусненькое.  А внуки в свою очередь старались сделать ее жизнь интересней. Играли с бабушкой в карты, приносили ей книги, газеты, включали ее любимые передачи по телевизору. Иногда она «выползала» погреться на солнышке вместе со своими подружками-старушками, на скамейке возле дома. И тут уж жизнь начинала кипеть. Домой она «приносила» множество новостей со двора, сплетен и даже новостей мира.

Временами ее характер становился несносным. Порой даже самые терпеливые члены семьи не могли вынести ее капризы. Но быстро «приходили в себя», понимая, что бабушке тяжело и она устала от дней, похожих один на другой.

Если кто-то из родных задерживался где-либо – она переживала больше всех. Не могла уснуть и ждала до последнего. Больше не для того, чтобы увидеть родственника в целости и сохранности, а для того, чтобы поругать его как следует. Как не поругает никто из семьи. По старинному, с причитаниями.

Всевозможные лекарства и таблетки продляли ей жизнь. Принимая их, бабушке становилось легче хоть на какое-то время. Ее настроение улучшалось от этого.

Последнюю неделю своей жизни Прасковья лежала почти без сознания и практически ничего не ела. Только изредка просила воды. Умерла Прасковья в 2004 году, в возрасте 75 лет.

Она прожила долгую и насыщенную жизнь. Даже страшная болезнь не смогла сломить ее. В сердцах родных она осталась жизнерадостной старушкой с капризным характером. НАШЕЙ старушкой. Моей бабушкой.


Рецензии