О школьной реформе в России

Укрупнение школ – огромная ошибка, которая неизбежно выйдет боком.
Я не специалист, но за время своей антипедагогической деятельности в мутные девяностые высшую категорию получила, хоть и не педагог по образованию. Какой-то опыт имеется.

Чтобы ребенка научить, его нужно полюбить; чтобы полюбить, его нужно узнать; чтобы оценить, уважать и прийти к пониманию, его нужно узнать.
Иначе учитель превращается в поучителя, общение с ним становится тоскливым и его не понимают.

Когда-то мне довелось работать в школе, где параллели были по восемь-девять классов. Имена и мордашки путаются, где уж ты кого узнаешь!

Нет, до сотни человек в году – самое комфортное.  Ну двести. Тогда они для учителя не безликая масса, а Наташи, Сережи, Леночки…

Глупость – на информатику идти в одну школу, на физкультуру – в другую…
О каком взаимопонимании и доверии может идти речь?

Дети страшно одиноки на самом деле. Им так хочется кому-то нравиться, им хочется, чтобы их любили. Когда подросток видит, что симпатичен учителю, то старается ради него. На самом-то деле ради себя, но поймет это потом.

Я не говорю, что программа должна быть облегченной, знания – подслащенными, а учитель – свой в доску. Но взаимное понимание и уважение должно быть. Иначе дети будут стрелять в учителей, а те примутся отстреливаться.

Мне казалась нормальной ситуация, когда я на перемене обсуждала с учеником черные дыры, затем на уроке ставила ему двойку за невыученный урок, и на перемене мы снова продолжали спор. Личные отношения – это личные отношения, учить или нет – его выбор, а у меня не выбор, а нормативные документы. И – никаких обид.

Для меня было нормой не выставлять хорошему ученику плохие отметки. Одну плохую среди хороших я списывала на плохое самочувствие, усталость, и давала возможность пересдачи.
Было нормой дать возможность ученику предупредить о плохом самочувствии в начале урока, и позволить отработать после уроков в другой день.
Было нормой за маленькую, но яркую мысль давать балл, который ученик мог прибавить к любой отметке по своему выбору. Скажем, говоришь: «Сегодня – только шесть», а ребенок: «У меня два балла, забираю!». Ставишь восемь, светлые мысли пропадать не должны, а ученик должен озаботиться пополнением  запаса.

В маленьких школах, не больше полутора тысяч человек, норма, если разные учителя помогают ученику с его творческой работой по любому предмету, на моей памяти от просьбы ребенка никто не отмахнулся. Когда делается работа по информатике, можно привлечь математиков, учителей ИЗО и музыки – для оформления.
Информатика привлекают постоянно. И это замечательно. Пока ребенок разбирается с образом Богородицы или с биографией Есенина, или с преимуществом разных марок бензина, или с серединными треугольниками, он учится делать презентации, работать с фотошопом, поисковиком и т.д.

И все это становится невозможным, если учитель будет бегать по школам. Как готовиться к конкурсам, конференциям, олимпиадам? А ведь даже слабые ученики с удовольствием принимают участие пусть не в олимпиадах, так в творческих конкурсах. Они другими становятся, начинают себя уважать. И на них уже смотрят не как на посредственность, а именно как на творческую личность. Я предлагала участие и слабеньким, и хулиганам признанным – с какой отдачей они работали.

Нет, школа должна быть небольшой. Со своими компьютерными классами и спортзалами. С танцевальными и музыкальными классами, иметь швейную мастерскую, кухню, столярно- слесарную мастерскую… В Минске, слава Богу, пока так. Например, в моем микрорайоне, рядышком, пять школ.

Ученик должен знать, что школа – место, где его знают, любят и встречают улыбкой.
Где у каждого ученика найдется друг и заступник среди учителей, человек, к которому можно прийти пожаловаться на судьбину и посоветоваться.

Иначе страна заплатит намного больше. Несоизмеримо.


Рецензии
Ирина. Очередные школьные реформы, укрупнения школ не улучшают качество образования. И конечно должно быть понимание и уважение учителей и учащихся. Результаты этого не уважения стрельба, драки в учебных учреждениях. Изменение этой обстановки может начаться только с повышения культуры педагогов. А вот как это сделать? В учебные учреждения пришли работать поколения учившиеся у педагогов с психологией специалистов в торговле.
С уважением и пожеланием всего Вам доброго!

Алёна58   18.04.2022 17:01     Заявить о нарушении
Алёна, я не педагог, а программист. Но много подрабатывала и в школах, и в вузах. В девяностые вычислительные центры шли ко дну, выживали, кто как мог. Я на четыре года ушла только в педагогику. Очень забавное занятие, и больше всего любила работать с трудными подростками, как ни смешно, у них менее зашореное мышление. Вот тогда я и дурачилась с литературными произведениями, ведь чтобы написать толковую программу, сначала математическую модель разработать надо, а перед этим разобраться с информацией досконально. Вот я и заставляла ребят отвечать на вопросы: "Отец сестер Лариных был бригадиром. Когда это звание ввели и когда упразднили? Упоминаются ярмарки. Когда они проводились? Упоминается рожковый оркестр. Когда он существовал? Исходя из этого, дело было перед войной 1812 года или после? Ленский был ранен в правый бок. Что находится справа? Согласно медицинской энциклопедии, ранение в печень вызывает мгновенную смерть? А почему труп грузили заледенелый? А какие пункты дуэльного кодекса были нарушены?..."
Ну и так далее, забавно было заставлять их анализировать, искать ответы, после этого анализ математической задачки был детской игрушкой. С одним парнем мы так довеселились, что вылезли на конференцию по литературе с доказательствами, что "Золотой ключик", "Маленький принц" и "Сказка о царе Салтане" всего-навсего шифровки. С какой злобой на нас литераторы смотрели! Я потом год смеялась.
А потом временно прекратила свою антипедагогическую деятельность, только программы писала, потом не выдержала, и вернулась. В этом учебном году сижу на пенсии, мне ведь 64... Ребятам нужны молодые педагоги.
Но со мной еще в прошлом году работало много способной и увлеченной молодежи, поверьте.
С самыми теплыми пожеланиями добра, здоровья и мира!

Ирина Комова   18.04.2022 23:41   Заявить о нарушении
Ирина, жаль, что моему сыну не встретился такой педагог.

Алёна58   19.04.2022 07:48   Заявить о нарушении
Про шифровки чрезвычайно интересно!!!

Алёна58   19.04.2022 07:52   Заявить о нарушении
Кажется, "погоня за маленьким принцем", если интересно!
Спасибо!

Ирина Комова   19.04.2022 15:41   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.