Архетип трикстера в творчестве Д. Хармса

Архетип трикстера в творчестве русского писателя-абсурдиста Даниила Хармса (тезисы)

(Библиографическая ссылка на бумажный вариант статьи:
Рог Е. Ю. Архетип трикстера в творчестве русского писателя-абсурдиста Даниила Хармса // Россия — Восток — Запад: Проблемы межкультурной коммуникации: программа и тезисы научно-практической конференции. — Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2007. — С. 91-92.)

     Говоря об антиповедении и шутовстве в творчестве русского писателяо-абсурдиста Даниила Хармса (1905-1942), необходимо обратить внимание на связанный с этими понятиями архетип трикстера — первобытного плута-озорника, сочетающего черты демонизма и комизма. Этот персонаж описан швейцарским психологом и психиатром К. Г. Юнгом в статье «О психологии Трикстера».
     Целый ряд персонажей Хармса вполне соответствует тому, что Юнг понимал под архетипом трикстера. Эти персонажи обладают многими трикстерскими чертами: любовью к коварным и злым выходкам, способностью изменять облик, двойственной природой. Сознание хармсовских героев находится в зачаточном состоянии, они, как и трикстеры, примитивны и воплощают в себе физические страсти, желания, неподвластные разуму, их поведение определяется не сознательными размышлениями, а бессознательными порывами. Можно даже утверждать, что некоторыми качествами, присущими трикстеру (бессознательной агрессией, стремлением совершать злонамеренные поступки, примитивностью), обладают в определенной степени все персонажи Хармса.
     Почему миф о трикстере живет и развивается? По Юнгу, он предназначен для того, чтобы держать ранний низкий интеллектуальный и моральный уровень перед глазами высоко развитого индивида, чтобы тот не забыл, как все было еще вчера. Иными словами, чтобы подняться, нужно сначала опуститься ниже своего уровня, на какое-то время скинуть с себя бремя культуры и предстать эдаким доисторическим существом, лишенным моральных устоев и каких-либо систем ценностей. Вернуться к такому состоянию, в свое докультурное прошлое и помогает нам образ трикстера.
     Вероятно, внимание Хармса было заострено на людях подобного рода, и он осмыслял те же явления бессмыслицы, что и Юнг в своем архетипе, поэтому образ трюкача нашел свое воплощение во многих произведениях писателя и его творчество так созвучно мифологеме швейцарского ученого.


Рецензии