Творчество Д. Хармса и этолог. концепция смеха

Творчество Даниила Хармса в свете этологической концепции смеха (тезисы)

(Библиографическая ссылка на бумажный вариант статьи: Рог Е. Ю. Творчество Даниила Хармса в свете этологической концепции смеха// VI Конгресс этнографов и антропологов России, Санкт-Петербург, 28 июня — 2 июля 2005 г.: Тезисы докладов/ Отв. ред. Ю. К. Чистов. — СПб.: МАЭ РАН, 2005. — 532 с. — С. 88.)

     Современная антропология постепенно приходит к выводу, что смех — игровая форма антиповедения — является бунтом человеческой природы против культуры и символизации (в первую очередь речи). Смех и юмор всегда направлены против всех без исключения систем правил и соответственно представляют собою идеальный негатив человеческой культуры.
     Литературное творчество участников группы «ОБЭРИУ» (в частности Даниила Хармса) можно назвать своеобразным смеховым отрицанием, взрывом языка, а их поведение на сцене и отчасти внесценическую жизнь — попыткой выйти за рамки культуры. Хармс в своих стихах, рассказах, сценках создает неупорядоченный мир нелепости, стремясь сделать его максимально «дурацким» (элементы балагурства, обессмысливание, коверкание слов и «неуместная» рифма служат цели оглупления слова, фразы, лишения их смысла), произведения писателя являются «перевертышами», опрокидывающими мир культуры, ставящими его с ног на голову. При этом цель такого «опрокидывания» — вызвать смех над самим собой и подвигнуть на это читателя.
     Каждое слово хармсовских творений призывает нас вернуться к докультурным истокам человеческого состояния, играя, нарушить вместе с автором все существующие жизненные и языковые запреты и правила и получить от этого удовольствие, потому что смех — это и есть выражение «удовольствия, испытываемого людьми при реализации их безотчетной и бескорыстной потребности вести себя не так, как они сами считают нужным».


Рецензии