Д. Хармс и традиции евр. ср. -век. карн. культуры

Традиции европейской средневековой карнавальной культуры в творчестве Д. Хармса (тезисы)

(Библиографическая ссылка на бумажный вариант статьи: Рог Е. Ю. Традиции европейской средневековой карнавальной культуры в творчестве Д. Хармса// Россия — Восток — Запад: проблемы межкультурной коммуникации. Программа и тезисы научно-практической конференции. – Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2003. — С. 49-50.)

     В современном литературоведении до сих пор серьезно не ставилась проблема карнавальных традиций в творчестве Даниила Хармса (1905-1942?) – русского писателя, автора стихов, драматургии, прозы, члена ленинградской литературной группы конца 20-х гг. «ОБЭРИУ». Критика рассматривала произведения данного автора главным образом в синхроническом аспекте, то есть в контексте культуры современности, делая акцент на влиянии таких направлений искусства XX века, как модернизм и авангардизм с его течениями (сюрреализм, экзистенциализм, дадаизм), забывая о жизнерадостной стороне творчества Хармса, о том, что все - и плохое, и хорошее - в его произведениях относительно и эта относительность придает рассказам, сценкам и стихам веселый, игровой тон.
     Если же подойти к творчеству писателя с точки зрения традиций, в диахроническом аспекте, то при анализе художественных текстов можно обнаружить явные проявления гротескного карнавального начала, которое исследовал М. Бахтин в работах «Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса» [2] и «Проблемы поэтики Достоевского» [1]. Конечно, карнавализация в текстах Хармса присутствует лишь в виде отдельных элементов, но сама, воспользуемся выражением Бахтина, «карнавальная закваска» этой литературы ясно ощущается читателем.
     Так, рассматривая рассказ Даниила Хармса «Неожиданная попойка» [3: 115] в свете карнавальной культуры, мы обнаружили, что преобладание материально-телесной стороны жизни, дух праздничности, веселой относительности всех понятий и явлений позволяют говорить о традиции народно-смеховой культуры в данном рассказе. Важно заметить, что возрождающий элемент здесь сведен к минимуму и смех, ослабленный до юмора, не достигает всенародности и универсальности, присущей смеху средневекового и ренессансного гротеска. Но, тем не менее, главные черты карнавальных жанров: амбивалентность, сниженность и относительность миропорядка, проявляющие себя через смех, - являются не просто художественными приемами, но лежат в основе мировоззрения писателя. Это позволяет нам говорить о традиции карнавальной смеховой культуры в творчестве Хармса.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. - М., 1979. - 320 с.
2. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. - М., 1990. - 543 с.
3. Хармс Д. Собр. соч.: В 3 т. - Т. 2. Новая анатомия (Проза) – СПб., 2000.


Рецензии