Проходной персонаж. Мой брат Толик. ГЛ 1

      
                1

                Можно ли относить к проходным персонажам родственников? Наверное, если они прошли рядом с тобой небольшой отрезок жизни и оставили только смутное чувство недоумения.
                В повести «Оглянуться назад» мой  двоюродный братец Толик, годом меня младше,  сыграл роль бедного узника собственной мамы. Та запирала его в доме на весь свой рабочий день – учительницы немецкого языка. Толик созерцал летние денечки с родного подоконника, а я скрашивала его тюремное существование, танцуя  перед окном, заманивая его обещаниями поиграть  на берегу речки или в саду. Голубоглазый Толик улыбался мне, но стойко выдерживал режим затворника.
                – Не-а, не могу выйти, – говорил он мне через форточку, поднимаясь с коленок. – Мамочка не разрешает.
                – Тогда впусти меня к себе! Будем у тебя дома играть, – предлагала я коварный вариант. Ведь в любой момент можно было удрать, едва тетя Галя, мама Толика, появится  в калитке.
                – Не-а, – вздыхал братец печально. – Мамочка заругает.
                Иногда он не выдерживал соблазна и меня впускал. О том, как весело мы проводили время вдвоем, используя в качестве игрушек подушки (ими вроде бы дрались) и покрывало с кроватей (из них строили «халабуду»), моя тетка не догадывалась: мы успевали прибрать за собою следы моего пребывания в камере заключения несчастного шестилетнего  пацанчика.
                Толику запрещалось со мною играть, потому что наши мамы  были в глубокой ссоре. Папа так опекал  свою младшую сестру, Галю, оберегая от разных бед, что готов был вынести любые мамины упреки.  Семья тети Гали бесплатно жила в нашем доме, построенном руками моих родителей. Она не была сироткой: ее мужбыл призван в армию перед войной, и его офицерской зарплаты  хватало на приличное содержание своей  семьи. Они питались и одевались лучше нашей, тратившей на строительство свою скудную учительскую зарплату. Но ни разу  и ничем не помогли нам, и это маму обижало.
                – Сима, – говорила она моему папе, – пусть они ни копейки не вложили в материал для дома, в котором живут. Но руками помочь ведь могут? У меня тоже трое детей, но я работаю как проклятая, а твоя сестра, барыня…
                На этом месте папа сурово одергивал маму:
                – Мне Вася завещал  помогать Галочке всю жизнь!
                – Но твой брат говорил это, не зная, что Галочка  выйдет замуж и будет самостоятельной! Ты всю жизнь будешь трястись над нею?
                Довоенная тетя Галя помнится мне женщиной суровой, хмурой, неулыбчивой. Я ведь была в этом споре о ней – за маму! За свою маму, худенькую, страдающую язвой желудка, маму, которая всегда что-то делала по дому или в саду. Отдыхать она не умела, так что созерцание семьи тети Гали, которая усаживалась под вечер на лавочке, под своими (нашими!) окнами, и лузгала семечки, пока мама поливала цветы, было еще тем испытанием для нее!
                Послевоенная тетя Галя запомнилась уже другой. Они купили дом, куда меньше нашего, но познали все радости обладания частной собственностью, когда то крыша течет, то еще что-то выходит из строя.
                С мамой она помирилась, изредка приходила к нам в гости, с Толиком. И мы ходили  к ним, и тетя Галя  была теперь хлебосольней, чем раньше, добрее. Провожая, угощала нас вишней из своего сада, яблоками.
                А мы с Толиком болтали на равных. Он тоже много читал, был любознательным мальчиком, добродушным, покладистым, смешливым и внешне симпатичным. Его старший брат, Василий, ровесник моей сестры Наты,  – рыжий, полный, с веснушками, молчаливый, казался мне куда менее симпатичней Толика. Да он и не обращал никакого внимания на мою персону, вроде бы не замечал. Из-за этого казался надменным и мне не нравился.
                Через много лет я убедилась в своей ошибке. Как все-таки у любителей внешней красоты иногда плохо срабатывает чутье на человека! Вот Толик – это да! Тем  более, что метит в артисты! Какая романтическая мечта! Мне до нее не дорасти никогда, я всего лишь хочу быть учителем! Как мои родители до войны.  В общем – проза жизни! А Толик…
                Но Толику  не разрешили идти в артисты. И, послушный от природы,   мой братец пошел на самый ненавистный для его творческой натуры факультет – мехмат! Потому что его папа,  учитель математики до войны и после нее,свою мечту видел  именно в такой передаче профессии по наследству.
                Однако Толик на втором курсе университета,  приобретя длинный хвост по основным предметам,  добровольно покинул мехмат. Это был поступок-протест!  Ну, хотелось ему в артисты! Правда, не помню, чтобы он проявлял какие-то актерские способности.  Да и послушным характером не вышел в артисты.  Но вот – на протест все-таки мужества хватило!
                Родители оказались практичнее: папа просто попросил в университете отпуск на время прохождения сыном армии. Пусть лучше армия, чем театр – решил папа-математик.
                И отправился Толик в армию - учиться стрелять и…
                Чем он в армии занимался, не знаю. Но вернулся через два года и благополучно закончил университет. Старший его брат, Вася, уже был к этому времени хирургом.

 Продолжение  http://www.proza.ru/2015/05/19/1453
               


Рецензии
Сестра - это святое! Родственников не выбирают, какими Судьба наградила, с такими и надо уживаться. Что меня удивило: Людмила, простите, ради Бога!, но, Вы же старше меня на 9 лет, в нескольких историях про Ваших друзей или родственников читал, что они отслужили два года и вернулись, а мой призыв служил ещё три года, последний, мой брат Лёня, он на полтора года моложе меня, служил уже два года. Были какие-то причины, что они служили так мало? Р.Р.

Роман Рассветов   29.06.2020 23:11     Заявить о нарушении
Роберт, объяснения есть. Пришлось для этого звонить старшей моей сестре, Нате. Она помнит ВСЕ! Толика после двух лет восстановили в универе на том факультете, где была военная кафедра (на физтехе). Это закрытый факультет, который выпускал специалистов для военной промышленности и космонавтики. У нас в Днепре было мощное производство ракет и спутников.
Я писала и о Юре, который после школы не попал в институт, а загремел в армию.Вернулся через два года, поступил во Львове в Политехнический институт. Откройте личное сообщение (там кое-какие уточнения).

Людмила Волкова   30.06.2020 11:23   Заявить о нарушении
Понял, спасибо, Людмила! Р.

Роман Рассветов   01.07.2020 20:17   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.