Мой брат Толик. Гл. 2

                2

                В общем, наши родственные пути разошлись.  Моя студенческая  жизнь была наполненной таким количеством впечатлений и друзей, что места для Толика не осталось. Родители снова перестали общаться, потому что папа не любил вообще ходить в гости, а тетя Галя была полностью поглощена  своей семьей. Вася женился, появились внуки. Потом и Толя уехал в Москву, там женился.
                Родственники мои по материнской линии были куда общительнее, дружнее и не теряли из виду друг друга. А семья тети Галя открытостью не отличалась.               
                И вот прошло много лет, и мы с мужем и сыном попадаем в Москву. Путешествие по Золотому кольцу в «запорожце» никак не могло обойти столицу, которую я очень любила. Бывала там не один раз еще в студенческие годы, и позднее. И останавливалась у маминых друзей – настолько гостеприимных, что они стали мне ближе многих родственников. О брате, который женился на дочке генерала и стал большим  начальником в каком-то министерстве, не вспоминала.
                И вдруг как прорвало! Захотелось его увидеть, прикоснуться к детству.
                – А давай заедем к моему брату, – сказала я мужу, едва  наш  «запорожец» поехал по улицам Москвы.
                – Зачем? Ты же его не помнишь! Ты не знаешь, каким он стал, – пытался отговорить меня супруг. – Ты думаешь, что он обрадуется?
                Но я помнила его добрым парнем, простецким, даже застенчивым. И на подоконнике помнила –  шестилетним.
                – Я все-таки позвоню, – заупрямилась я. Мне так хотелось, чтобы Толик понравился моему мужу! – Он хороший, добрый!
                Помню, как звонила с автомата под ироническим взглядом супруга.
                Был август 1985 года. Значит, мне исполнилось 49 лет, сыну было  16.
                К телефону подошел брат.
                – Привет, Толя! – бодро начала я. – Это Люся, твоя сестра.
                В трубке молчание, словно Толик пытался вспомнить, есть у него такая сестра.
                – Люся Курач, – уточнила я.
                – А-а, здравствуй! – услышала я вялое приветствие.
                И опять  - пауза. Вот тут бы и сказать:
                – До свиданья!
                И положить трубку. Я ведь не из навязчивых, но ирония мужа  заставила меня  сопротивляться.
                – Мы в Москве. Я, муж Витя и сын. Проездом. Очень бы хотела тебя увидеть.  Ты не бойся,  у нас есть, где ночевать! Мы в Бутово остановились, в кемпинге.
                Растерянное молчание, потом:
                – Конечно, конечно! Просто у нас пустой холодильник, и мы сейчас идем всей семьей на пляж.
                «Положи трубку, дура!» – подсказывает гордыня. Но я свое гну,  тем более что Витенька уже кривит губы в ехидной ухмылке.
                – Так мы приедем вечером, не надолго. И привезем продукты. 
                – Хорошо, – оживляется немного братик Толя. – Записывай адрес.
                Напоминаю, шел 1985 год. В стране якобы перестройка. Полки в магазинах совсем опустели – так перестроились с простого социализма на социализм с человеческим лицом. Потому мы и набили багажник тем, что могли достать в длинных очередях. А также фруктами и овощами. Хорошими, выращенными на даче. Перли их в такую даль, хотя  уже убедились, что Москва по овощам не тоскует, в ней есть все!
                В Москве в то лето играл наш «Днепр» с московским «Спартаком». Под вечер Витя подбросил меня на улицу, где жил брат,  а сам с Денисом  поехал на стадион.  Договорились, что после футбола они  заедут за мною к Толе.   Потом назад, в Бутово, если не предложат переночевать. Теплилась еще такая надежда. Ведь мы в этом кемпинге плохо устроились. Мест не было, нам разрешили свою палатку натянуть между стационарными.
                Встретили меня с такими вежливыми улыбками, что хотелось утопиться. Жена Толика, симпатичная молодая женщина (имени не помню, кажется – Лена), проводила меня в гостиную и оставила с Толиком наедине, а сама пошла в кухню готовить ужин.   Я ведь помнила про «пустой холодильник», так что принесла купленную по дороге хорошую колбасу, сыр, еще что-то  - к чаю.
                – Положите в холодильник, – сказала мне из кухни жена Толика.
                Я открыла шикарный импортный холодильник, и оттуда попадали на пол свертки с продуктами. «Пустой» холодильник просто лопался от переизбытка снеди! Пришлось женщине повозиться, чтобы пристроить туда мою колбаску и все остальное.
                Потом мы с Толиком сидели в большой комнате, обставленной, как и положено дочери генерала и художнице по профессии… Я только незаметно оглядывала эту роскошь, делая вид, что привыкла к такому и меня не удивить.
                Сидели мы в креслах – друг против друга – и …молчали.
                – Ну, как живешь? – спросил наконец-то вежливый братец.
                Я кратко отчиталась: все в порядке. Он стал рассказывать о своей работе в министерстве, но  жена из кухни отдавала приказы, и Толик срывался с места их выполнять.  Потом входил в роль хозяина положения и что-то лепетал о своих достижениях в министерстве финансов, где он был чуть ли не первой рукой министра.
                Как я живу, его не интересовало, так что я быстро перевела стрелки на его детей, и Толик оживился, стал рассказывать о дочке- художнице, как и ее мама, и о младшей, где-то там отдыхающей с дедом-генералом.
                Жена пару раз входила, поглядывая на супруга с подозрением (чтобы чего-то не ляпнул?), и каждый раз Толик начинал как-то угодливо суетиться. «Э, брат, да ты, брат,   из породы «тюфяк обыкновенный»,  – думала я сочувственно.
                Потом приехали Витя и Денис. Притащили овощи и фрукты, которым хозяева обрадовались. Правда, возникла неприятная пауза, в которую мне удалось подсмотреть панический взгляд  моего братца на родной холодильник. Ведь его жена не знала, как он мне сказал по телефону о пустом холодильнике. И вдруг она говорит:
                – Ой, не знаю, куда и класть… Здесь полно всего!
                Лена открывает холодильник, пытаясь   уложить овощи в предназначенный для этого ящик. Но все валится из рук. А Толик поспешно говорит:
                – Сделай салат.
                Ужинали нашими овощами, колбасой, сыром и «их» сырниками. Застолье было в кухне, довольно тесной, за столом, где с трудом поместилось пять человек. Потом еще дочка пришла откуда-то, ровесница моего сына.
                И  на какое-то время  за столом воцарилась почти семейная теплая погода, которую делали Денис и юная художница.  Та кокетничала, стреляя глазками в моего сына, и он шутил, волновался…
                Мы болтали ни о чем.
                На закуску хозяйка повела нас на экскурсию в спальню – полюбоваться новым мебельным гарнитуром белого цвета.
                Белая спальня, с позолотой  и разными завитушками, огромные зеркала в рамках – опять же с завитушками, о…было чем любоваться и хвастать!
                Нет, нам не предложили переночевать в этих хоромах или хотя бы на раскладушках в гостиной! Да мы бы и сами отказались.
                Вернулись мы в Бутово, разлеглись на надувных матрасах в палатке, не помывшись ( администрация запирала на ночь все службы), и заснули…
                Вру. Не все заснули. Я – не могла еще долго. Все думала, что же делает с человеком его врожденный характер! Послушные дети – далеко не лучший вариант человеческой личности. Я люблю строптивых. Умеющих отстаивать свои убеждения. Умеющих идти против течения во имя другого человека. Послушный Толик превратился в тряпку – дорого стоящую, может, – и любимую для семьи.
                Что бы сделали мы с мужем, если бы на нашу голову свалились дальние родственники в полном семейном составе? Не сомневаюсь, что накормили бы, уложили спать, проведя с ними приятный вечер воспоминаний и расспросов!
                И было такое, когда родня моего мужа в количестве четырех человек  без всякого предупреждения приехала из Воронежа в наш  город, разыскала по телефону нас и была принята, как и положено. А жили мы тогда вчетвером в двухкомнатной квартирке, размером в 24,5  кв. метра! 
                Они тоже ехали на своей машине транзитом на юг, отдыхать. Им хотелось искупаться, постирать что-то… Все это они и получили. А для нас это  было интересным знакомством и даже приключением, но никак не трагедией!

Продолжение  http://www.proza.ru/2015/05/20/1184            
               


Рецензии
Людмила Евсеевна, меня тоже удивило, как Вы бросились защищать своего братца, у которого "пустой холодильник" после оценки Мореаса, а ведь они с Эллой правы, если человеку жалко продуктов и он не хочет оставить ночевать своих родственников, то с ним и его женой всё ясно и понятно. Ну, да ладно, Вам виднее. Р.Р.

Роман Рассветов   29.06.2020 23:42     Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.