История Грузии

Радио «Радонеж», Москва. 2004.
Отекстовка: Сергей Пилипенко, май 2015.


К перевороту в Грузии 2003-2004 года

Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Давно не имел счастья к вам обратиться. И подозреваю, что вас всех интересует нынешняя ситуация в Грузии. Ведь не чужие люди там, все-таки это старинная православная земля.

История Грузии уходит в глубочайшую древность и окутана легендами. Исторически Грузия делилась на Западную и Восточную, то есть на Колхиду и Иверию. Их границы изменялись много раз. Это действительно очень древняя культурная земля. Древнейшим населением Иверии считаются тувалы (или тубалы), которым приписывается изобретение железоделательного мастерства, то есть выплавления железа и великолепной кузнечной работы с ним. И действительно, во все времена потомки тувалов, если таковыми считать грузин, были превосходными литейщиками. Отметим, что только в Грузии делали прекрасные металлические литые или чеканные иконы, когда грузины стали христианами. То их национальное мастерство. Христианство проникало в Грузию очень рано, в первые века христианской эры, не исключено даже миссионерство апостольского века. Не следует забывать и того, что Иверия (Грузия) — один из четырех земных уделов Пресвятой Богородицы, наряду со святой горой Афон, наряду с Киевом, наряду с уделом преподобного Серафима Саровского, то есть Дивеевым. Для православного уха и православного сердца то звучит очень серьезно.

Дальнейшая история Грузии достойна совершенно отдельного рассказа, на который безусловно не хватит времени в одной передаче. Весьма вероятно, что смогу к ней обратиться позднее. В IV веке Грузия — православная страна. Но границы Грузии продолжали меняться. Еще в языческие времена Грузия входит в состав Армянского царства, затем снова входит во времена христианские. Бывало и наоборот, Армения входила в состав Грузинского государства при канонизованном в Грузии великом царе Давиде Строителе на рубеже XI-XII веков. Значительная часть Армении входит в состав Грузии и в XII веке, при царице Тамаре, прославленной и у нас в Святцах.

В течение длительного времени Грузия была под властью абхазских царей, которые еще раньше получили во владение христианскую землю. Абхазия, «страна апсов» или «апсуа», была настолько ранней христианской державой, что епископ Питиунта, нынешней Пицунды, был участником Первого Вселенского собора в 325 году. Кстати, он был на соборе единственным епископом с территории современной Грузии.

Грузии доставалось от иноплеменных. Грузия попадала под власть языческих, точнее, зороастрийских царей Ирана. И в зороастрийские, иранские времена Грузия уже имела своих мучеников. В Грузию частично и ненадолго вторглись арабы, которые появились на Кавказе в VIII веке. Расположение Армении таково, что армянам от арабов досталось больше, чем грузинам. Далее, в XIII веке Грузия подверглась тюркскому вторжению, которое было чудовищным. Думаю, вам полезно будет вспомнить, что монголы с подчиненными племенами в составе Орды совсем не были мусульманами. Более того, даже если во времена Чингисхана и Батыя и были мусульмане, то их было совсем немного. Христиан было гораздо больше, правда, христиан еретического толка, несториан. Так вот, сын последнего хорезмшаха Мухаммеда Джелал ад-Дин был разбит Ордой, бежал из Хорезма, из Средней Азии, угнездился в иранском Азербайджане и совершил чудовищное нашествие на Грузию. Джелал ад-Дин разбил купол кафедрального собора в Тбилиси. Более того, на мосту через реку Куру (по-грузински Мтквари) он положил икону Богородицы и принуждал грузин идти через мост и наступать на икону. Тех, кто отказался, немедленно обезглавливали. То есть, грузинская земля неоднократно славна своими мучениками.

Христианство в Грузии немного иного происхождения, чем в России. Нашей духовной, культурной метрополией была Византия, о которой я немало рассказывал и буду еще рассказывать на нашем радио. То есть, мы получили христианство в восточной, но константинопольской версии. Христианство в Грузии, как и в Армении, еще восточнее по происхождению. Оно сирийского корня. То неплохой корень. Сирия — великая христианская земля IV-VII веков, и даже потом, после завоевания мусульманами она остается христианской землей. Вспомните только имена святых с прозвищами, указывающими на сирийское происхождение. Это преподобный Ефрем Сирин, преподобный Исаак Сирин, преподобный Иоанн Дамаскин. Сирийцем из Антиохии был также Иоанн Златоуст. Но все-таки то немного иное, не греческое христианство. И неслучайно существующие и поныне грузинская и армянская письменности — сирийского происхождения. Сирийская письменность была приспособлена к совершенно другим языкам. Сирийский язык — семитский, в то время как армянский — арийский, а грузинский — кавказский (из кавказской группы языков). Видимо, и церковная живопись была сирийского происхождения. А уж церковная архитектура грузин и армян, которая начинается на Южном Кавказе в IV веке христианской эры, была просто сирийская. И только постепенно, после арабов, уже где-то в X веке, складываются поистине великолепные грузинская и армянская школы церковного зодчества.

Тяжкой была история Грузии. И совсем тяжкой она становится после последних великих царей к XIV веку. С того времени происходили постоянные нашествия на Южный Кавказ. Тогда же одна из земель Южного Кавказа — Кавказская Албания (нынешний Азербайджан) вообще перестала быть христианской. Древняя христианская земля была отнята у христианского мира и полностью омусульманена. Как Армения, так и Грузия устояли. Армяне приспособились жить под властью мусульман, одни из которых, иранцы (в то время персы, часть иранцев) относились чаще всего к армянам терпимо: все-таки дальняя родня, все-таки народ арийского происхождения. С грузинами персы обращались чаще всего гораздо более жестоко.

Но был и другой оккупант. Вот эти не знали жалости к христианам никогда. Это лютый враг православных христиан и в настоящее время, это — турки. Это злодеи, которые и в наше время оккупируют лучшие земли христианского острова Кипр, острова, который был одной из первых христианских епархий, где первым епископом был святой Лазарь Четверодневный, воскрешенный самими Спасителем. Повторяю, все турки, кроме гагаузов, были всегда и сейчас остаются истинными врагами православных народов. А гагаузы — это турки, принявшие православие, они живут в Молдавии. Грузия подвергалась турецким нашествиям и подолгу бывала под властью турок. Именно потому некоторое количество грузин, не выдержав притеснений, приняли ислам. И в настоящее время встречаются мусульмане в Абхазии, значительное количество мусульман живет в Аджарии. Есть очень немного мусульман среди осетин, а часть осетин живет в пределах Грузии. Ну и, наконец, следует отметить, что турки никогда не забывали своего шанса учинить христианам резню как в турецких землях, так и в сопредельных. Человеческая слабость — дело не наше с вами, братья и сестры, то дело Господа. Дело Господа — судить того или иного отступника от веры Христовой. Но мы с вами все-таки должны помнить, что турки усердно старались загнать грузин в ислам.

Давление с обеих сторон, и с турецкой, и с иранской, но особенно с турецкой усиливается в XVI веке. Повторю, иранцы всегда неизмеримо терпимее относились к христианам, будучи мусульманами, чем турки. А единственным серьезным христианским государством в то время оставалась наша Святая Русь. И то была тяжелая ноша. Она обязывала христианское царство и христианских царей защищать других православных. А сил у нас было еще мало.

В конце XVI века Грузия была расчленена, никакой нынешней единой Грузии не существовало и в помине, а было три независимых царства: западное, центральное и восточное — Имеретия, Картли и Кахетия, и если рассматривать нынешнюю территорию Грузии, было еще четыре совершенно от них независимых княжества, среди которых было и одно безусловно негрузинское княжество — Абхазия.

Так вот, давление на грузин было таково, что то одно, то другое грузинское государство молили русских царей принять их в свое подданство. Первое такое прошение официальное посольство вручило нашему несомненно праведному, боголюбивому, богобоязненному государю Феодору Иоанновичу, последнему в династии Рюриковичей, потомков святого благоверного князя Даниила Московского. Но Федор не мог принять грузин в подданство. На таком расстоянии от тогдашней Руси мы просто не могли вести войну. А войну пришлось бы вести с весьма могущественной, устрашавшей Западную Европу Турцией. Но мы помогали деньгами — царям, монастырям, митрополитам-католикосам, то есть всеобщим грузинским митрополитам, тогда они еще не были патриархами. Мы также помогали, принимая беженцев. На протяжении XVII и XVIII веков в Москве было несколько грузинских слобод. Грузинских князей царского рода хоронили в их любимом Донском монастыре. Существовала грузинская слобода, где нынче грузинские улицы в Москве. У метро «Сокол» существовала пригородная грузинская слобода, где жили, в том числе аристократы. Среди них встречались и царевичи. Всехсвятская церковь у метро «Сокол» была вначале церковью грузинских иммигрантов, она была построена в XVIII веке.

Мы принимали и, чем тогда могли, помогали. А грузины продолжали валяться в ногах. Причем, повторяю, разные грузины: западные, восточные, горные. Умоляли взять их в подданство. То валяние в ногах продолжалось два века. По признанию целого ряда грузинских историков к концу XVIII века грузины как народ (этнос) были поставлены на грань «депопуляции», то есть исчезновения, распада народа. Но Российская империя сложилась, и государыня императрица Екатерина Вторая смогла оказать покровительство Грузии. Затем следует знаменитый Георгиевский трактат о покровительстве России Грузии и принятии грузинских царей в качестве вассалов императорской короны, тогда уже Картли-Кахетинских царей, потому что Центральная и Восточная Грузия все-таки объединились в одно царство. Они оставались местными государями, но принимали подчиненное положение в отношении русских царей. И на Южный Кавказ были посланы русские войска. Мы сейчас говорим «Закавказье», но слово это советского, большевицкого происхождения. Правильно говорить не «Закавказье», а «Южный Кавказ». Вы думаете, что нам это ничего не стоило? Нам это стоило двух войн с Персией и одной Русско-Турецкой войны, которую мы еле-еле успели закончить победоносным миром в 1812 году, когда на нас уже был готов навалиться Наполеон. В ней отличился Голенищев-Кутузов, в ней погиб сын Суворова-Рымникского генерал Аркадий Суворов. Россия по-прежнему исполняла долг первенствующего православного царства, православной империи. Тут-то грузины и бросились во все тяжкие, а может быть, наоборот, во все светлые. Представители грузинских царствующих домов присягнули русскому императору. Заметьте, добровольная присяга другому государю делала их больше не государями. И когда говорят о царской крови, например, Леониды Георгиевны, матери нынешней княгини Марии Владимировны Романовой, то говорят неправду. Царского рода Багратиони не существует с начала XIX века, есть только княжеский род Багратиони. Из этого рода вышел и великий русский полководец, князь Петр Багратион, который, между прочим, всю жизнь называл себя русским человеком и русским офицером.

Самую большую ошибку делают нынешние патриоты, когда говорят, что Грузия добровольно вошла в состав России. Не было такого. Два царства (Имеретия и Картли-Кахетия) в разные годы независимо друг от друга и четыре княжества в разные годы независимо друг от друга приняли российское подданство. В том числе совершенно независимо от грузин приняли российское подданство в 1815 году и абхазские князья Шервашидзе, кстати, не абхазского, а грузинского происхождения, но от имени абхазского народа, от имени абхазской аристократии. Притом они даже по-разному приносили присягу. Отдельно присягали владетельные князья и дворяне православные, и отдельно — мусульмане, ибо в Абхазии были и мусульманские дворяне.

В Грузии нашлись недовольные, было два заговора, они были раскрыты. С заговорщиками обошлись в высшей степени милостиво: никого не казнили. Грузины оставались «за гранью дружеских штыков», как напишет Михаил Юрьевич Лермонтов, благоденствовали, были освобождены от призыва на регулярную военную службу. В этом я усматриваю прегрешения русских императоров перед русским народом. Слишком за многих, например, за финнов приходилось сражаться русским. Одобрить этого, как русский и православный, я не могу. Представьте себе, что значит жить «за гранью дружеских штыков», за защитой русской армии, одной из самых могущественных армий в мире, да еще к тому же самим не воевать!

Наши враги в Грузии встречались, но большинство были все же друзьями и охотно поступали на русскую службу. Мы знаем многих героев, офицеров, генералов из грузин. Они всегда к этому стремились. Мы знаем героизм многих грузин добровольцев, которые сражались в Русско-Турецкой войне 1850-х годов, именуемой Крымской, потом в Русско-Турецкой войне 1870-х годов, в Первой мировой войне.

Но когда разваливается великая держава, всякая шушара, всякая человеческая мелочь старается урвать свой кусок. Первая мировая война и последовавшая за ней богопротивная, преступная революция прикончили Россию, и грузины бросились создавать свое государство. Каждый ухватил тогда столько, сколько смог. И на месте множества царств, княжеств, ханств, турецких владений на Южном Кавказе образовались три государства, причем совершенно не в исторических границах: Грузия, Армения, Азербайджан. Азербайджан — это вообще часть территории Ирана, и значительный кусок Азербайджана сейчас находится в Иране. Слово «азербайджанец» придумали после революции, раньше нынешних азербайджанцев называли «кавказскими татарами».

Что сумело ухватить меньшевицкое, то есть революционное и следовательно преступное правительство Грузии? Они успели ухватить грузинские православные земли, православную южную Осетию, прихватили Аджарию, которая в XVIII веке еще принадлежала Турции и в которой больше половины населения — омусульманенные грузины. Прихватили совершенно чужую Абхазию, с чем абхазы не согласились. А кроме того, грузинские меньшевики включили в состав Грузии область исторически грузинскую, но населенную армянами — Джавахетию. На карте вы не найдете Джавахетию, но найдете города Ахалцихе и Ахалкалаки. Там и сейчас живет почти исключительно армянское население.

Затем большевики начали подбирать земли, они включили все эти земли в состав Советского Союза, не без насилия, но заметьте, что в 1921-22 годах в состав российской державы, в состав Советского Союза, вступила не большевицкая Грузия, а «Закавказская Социалистическая Федеративная Республика». Закавказскую федерацию составили Грузия, Армения, Азербайджан и Абхазия. Заметьте, Абхазия вошла в федерацию, будучи совершенно независимой от Грузии. Не мы составили ту федерацию, а местные большевики: товарищи Шаумян, Орджоникидзе, азербайджанские лидеры, Багиров (любимый сталинский правитель Южного Кавказа). Далее всё переиначил Сталин. Но заметим, что Сталин был грузин. И Орджоникидзе, наместник и палач Южного Кавказа, тоже был грузин. Потому Аджарию, Абхазию и Осетию включили на правах автономий в Грузию, а Джавахетию, армянскую по населению, даже не выделили в автономию. И Грузия стала такой большой, какой она не была со времен царицы Тамары!

Но все эти границы были такими же незаконными, как и все прочие советские границы — границы так называемой Латвии, так называемой Эстонии, так называемого, совсем смехотворного «Казахстана». Эти границы нарисовали в Кремле, нарисовали товарищи большевички. Следовательно, они незаконны и сейчас. Всё, что было совершено после последнего нашего государя, убиенного Николая Александровича, то есть, начиная с 3 марта 1917 года, всё, что было сделано вопреки воле, согласию последнего законного правителя России, адмирала Александра Васильевича Колчака, который не соглашался ни на какие расчленения и изменения границ, для нас, православных людей, — незаконно.

В этом состоянии Грузия дожила до махинаций Горбачева. Министра иностранных дел Советского Союза, грузина Шеварднадзе называли тогда «министром его странных дел», то есть министром странных дел Горбачева. Всё до махинаций Горбачева, Ельцина, Шеварднадзе оставалось вот в этих советских границах. После Беловежского заговора и преступления Грузия самовольно объявила себя суверенной, но в чужих границах, и продолжала существовать сначала во главе с лютым антирусским шовинистом Звиадом Гамсахурдия, а затем во главе с кагебешником Шеварднадзе. Гамсахурдия же был убит четырьмя грузинами: двумя уголовниками и двумя кагебешниками.

А что происходит сейчас? Сейчас идет очередной переворот. Видные политологи и социологи предполагают, что переворот этот — американский, что это блестящая агентурная работа, которую проделали американские спецслужбы, заменив престарелого и недостаточно люто антирусского преступника Шеварднадзе на отъявленного грузинского шовиниста Саакашвили. Я не берусь судить об этом, я не знаю, американцы или не американцы. В любом случае американцы в этом заинтересованы. В любом случае, если то делали американцы, то с согласия правительства РФ в Кремле, ибо даже нынешняя ослабленная Российская федерация не могла не влиять на эти события. Убирают Шеварднадзе. Что происходит затем? Лидеры всех трех грузинских автономий — Абхазии, Аджарии, Южной Осетии немедленно приезжают в Москву. Армянская Джавахетия, как мы знаем, автономию так и не получила. Заметьте, что Абхазия давно ушла из Грузии. Она уже давно не часть Грузии и более не желает ею быть. Южная Осетия подвергалась грузинской агрессии, грузинскому погрому. Там шли бои. Зачинщиком был Тбилиси при Звиаде Гамсахурдия. Правда, при Шеварднадзе в Южной Осетии было тихо. Аджария никогда не имела вооруженного конфликта с официальным Тбилиси. Заметим, что хотя среди аджарцев много грузин мусульман, говорят там по-грузински, и президент Аджарии не мусульманин, он грузинский князь Абашидзе. Однако Аджария тоже обеспокоена приходом к власти шовиниста Саакашвили.

Мы не знаем, что в Москве ответили абхазскому, аджарскому и южноосетинскому руководителям. Но мы знаем, что если Москва официально поддержит антирусского шовиниста и русофоба Саакашвили, то будет предательством русских интересов, в том числе русского национального меньшинства в Грузии, то будет предательством русских геостратегических интересов на Черном море, а также предательством интересов абхазов, аджарцев, частично осетин и армян, живущих в Джавахетии. И тогда единственным достойным итогом переворота в Грузии будет изгнание нынешнего правительства Российской федерации на этих или на последующих выборах. Другого мы даже не можем себе помыслить. Мы должны изгнать изменников, засевших в правительстве.

Что может Грузия? Она может пойти на распад, на утрату готовых уйти Аджарии, Абхазии, Южной Осетии, а может быть, и армянской Джавахетии. Она может попытаться, пролив море крови, превратиться в унитарное государство. Но пока Грузия может еще одно, она может объявить себя федерацией, предоставив негрузинским землям не меньшие права, самую широкую внутреннюю автономию, представительство в грузинском парламенте, то есть может пойти по примеру Российской федерации. Тогда официально должна быть даже не федеративная республика, а Грузинская федерация с четырьмя автономиями. На то могут согласиться даже абхазы и южные осетины. Думаю, скорее всего, согласятся аджарцы и армяне. То сейчас соответствовало бы православным и российским интересам. Только трудно того ждать от лютого грузинского шовиниста Саакашвили, которому не нравятся две несчастные российские военные базы в Грузии, но которому нравится, что русские бегут из Грузии, а грузин из России пока никто не заставляет бежать. Ему вот это нравится, а нравится ли нам с вами? Задумайтесь и внимательно следите за грузинскими событиями, братья и сестры. Повторяю, это древняя православная земля. Уже потому грузинские дела касаются каждого из нас. Храни вас Бог!


Рецензии