Шёл Господь пытать людей в любови
* * *
Украинская прокуратура требует передачи Киево-Печерской и Почаевской Лавр из ведения Патриарха Московского в Киевскую патриархию (Вести Новороссии).
***
Как только какая конфессия объявляет себя единственно правильной, она сразу перестает быть даже просто правильной. Это как Коммунистическая партия Советского Союза, на голубом глазу объявившая себя умом, честью и совестью нашей эпохи. Или как ваххабиты, заявившие себя истинно правильными головорезами. То же происходит на наших глазах и на Украине. Единственно верной православной церковью, как нам сообщили, является Украинская церковь Киевского Патриархата. И патриарх её Филарет. Тот, что заповедь "не убий" проповедует без приставки "не".
Горько на церковный раздрай глядеть простому человеку. Такое впечатление, что все эти самостийные патриархи, скороспелые митрополиты рвутся по головам к трону Христа, доказывая именно своё право быть самым первым и самым правильным Его представителем на земле. А Он терпит. Он вообще, как известно, терпеливый.
А ведь если что и скрепляет славянский мир - так это православная вера. И когда я гляжу на беснующегося Филарета, на униатов, громящих православные церкви на Украине, я вижу за их спинами кого-то другого. Кукловода в черном, дергающего за ничточки фигурки в рясах и саккосах.
А ведь столетия требовались, чтобы наладить наше единство. Помните - когда Владимир Крестил Русь, то призвал митрополита Михаила из Византии. И Киевская митрополия стала канонической территорией Константинопольского Патриарха.Или Второго Рима, если вам угодно.
К слову - тогда же случился и первый раскол. Черниговские князья Ольговичи не признали Владимирова крещения, и сами призвали себе митрополита. Но уже от Папы из Охрида, из Болгарии. И в таком виде православие в Киевской Руси существовало до Монгольского нашествия. Когда Батый сжег Киев и разгромил города по Днепру, вся общественная жизнь начала перемещаться на северо-восток, и столицей новой Руси стал город Владимир. Туда из Киева был перемещен митрополичий стол, а вскоре Патриарх Константинопольский признал право новой столицы Владимир на автономию Русской православной церки.
А в разграбленном Киеве жизнь не затихла. Постепенно она возрождалась, как продолжалось существование и Киевской митрополии, но не самостоятельной, а под скипетром того же Константинопольского патриарха. На севере митрополичий стол святитель Петр скоро перенес из Владимира в Москву, а при Борисе Годунове Московская Митрополия провозглашена была отдельной автокефальной церковью, и избран первый Патриарх Московский Иов.Это уже стал Третий Рим, если вы помните.
Киев же продолжал существовать в прежнем статусе. И канонической территорией Киевской митрополии оставались все те же русские зимли, которые входили еще в ту митрополию, что была учреждена по крещении Владимиром. Кстати, земли нашей нынешней Белгородской области тогда тоже канонически входили в Киевскую митроплию и в духовном плане оставались под управлением Константинопольского патриарха.
И лишь по присоединении Правобережной Украины к России, с большим скрипом, Москве удалось взять Киевскую митрополию в лоно Русской православной церкви.
Это стало настоящим расцветом Украины. Именно тогда, как предтечи грядущего раскола, в Великкороссию потянулись монахи, попы, епископы "из хохлоов". Очень скоро они заняли в структурах Московского патриархата ведущие места. Вспомним вереницу первосвященников-малороссов, сильно повлиявших и на церковную жизнь, и на государтсвенную политику. Феофан Прокопович, Пафнутий Славинецкий, Стефан Яворский, Мелетий Смотрицкий, и ещё тысячи священников и монашествующих саном пониже. Именнно внедрение южнорусской традиции в догматику и богослужебную практику Московского государства стало причной ракола. Та часть верующих, которая не признала правленых пришельцами книг и иных отступлений от веры предков, и составила многомиллионную старообрядческую церковь.
Но при всем этом каноническое единение Москвы и Киева и создали ту великую державу, которая триста лет именовавлась Российской империей.
Но даже костоломный переворот 1917 года не разруших единства Русской православной церви. Она оставалась целостной, хоть и гонимой, уничтожаемой. И до начала ХХ1 века в нашу местность , в основном, священников поставляла едва ли не единственная, уцелевшая в СССР, Одесская духовная семинария. Это её чада - наш нынешние отцы Винцурики, Маслеи, Гонтари, Вивчарики. Почти все они - западноукраинцы, но наши прихожане в них души не чают. Если кого и задевает больнее прочих желание Киева оторвать православную Украину от Москвы - так это именно их. Надо помнить, что у нас в России и Архиереев из хохлов и ныне добрая половина.
Такая церковь неразрываема. Хорошо это понимают во всем православном мире, кроме Киева и его непризнанного Патриакрха. Не случайно ведь, совсем недавно, на киевском майдане, патриарх Контстантинопольский буквально осадил презиента Ющенко, когда тот пытался подарить ему Киевскую митрополию.
И еще, мне кажется, всей беды не осознает сама Москва. Очень уж она уступчива и терпелива. Её церкви громят и закрывают, а она лишь грозит пальчиком. У нее отбирают Киево-Печерскую и Почаевскую Лавры - а она вообще молчит.
Слушайте, а ведь в такие грозные дни Первопастырь - да и другие святые отцы - просто обязан быть со своей бедствующей паствой. Место Кирилла сейчас - на Донбассе, в Киеве, у русинов в Закарпатье. Боится, что машину подобьют? Так пусть ходит пешком. От села к селу, от воронки к воронке. Как ходили по разбитой Римской империи апостолы Пётр, Павел, Иоанн, Филипп. Ходили, чтобы спаспать не империю, но - веру! А застрелят, что ж. Так и скажем. Принял смерть, как подабает христанину. Господь даровал ему мученическую кончину.
И боюсь, что без такого подвижника спасти единство церки невозможно. Забрали церкви, отнимут Лавры. Отберут дома, а потом и самих животами возьмут.
А ведь церковь затем и существует, чтобы помогать людям в беде. "Убойтесь меча, ибо меч есть отмститель неправды (Иов, 19.29)". Да, наверное мудро пересидеть эти грозные дни в тереме с охраной. Можно правильно и доходчиво объяснить, что не дело церкви - вмешиваться в мирские дела. Всё можно объяснить. Но "Мудрость мира сего есть безумие перед Богом (Рим.5.18)"
Наша сегодняшняя церковь очень больна. За тысячу лет она с честью прошла через все испытания, через огонь и воду, через гонения и запреты. Но испытания златом для неё оказались непреодолимы. А там, где крутятся большие деньги, и вера не в Бога, а в деньги.
Ну, тогда уж выкупили бы Лавры у бандеровцев, что ли! Они ведь тоже верят только в деньги.Не можете молитвой повлиять - попробуйте кошельком.Хуже не будет.Ведь Четвёртому Риму всё-равно не бывать, если верить старцу Филофею.
Свидетельство о публикации №215051900191