Съезд побежденных. Сергей Киров Игорь Сечин
В Новый 1934 год открылся очередной 17 съезд ВКП(б), вошедший в историю как «съезд победителей». Газета «Правда» в своей передовице так и озаглавила статью, в которой писала: «Рабочий класс с исключительной быстротой построил фундамент социалистического общества и сейчас упорно работает над завершением всего здания социализма. Революционной романтикой веет от сказочных сроков, в течение которых воздвигнуты тысячи новых промышленных предприятий, сотни заводов-гигантов, десятки тысяч совхозов и колхозов. Счастливая страна, счастливая эпоха напряженного героизма, когда фонтаном бьет творчество миллионов, кующих свою собственную жизнь!» («Правда», 26 января 1934 г.)
Интересно, но число 17 связано не с победой, а поражением. Действительно, пройдет совсем немного времени, и вчерашние победители превратятся в побежденных и поверженных в пух и прах.
Прошло всего 10 лет после смерти Ленина, но главные политические тяжеловесы, друзья и соратники Ильича, а это – Алексей Рыков, Григорий Зиновьев, Георгий Пятаков, Лев Каменев, Николай Бухарин все еще определяли вектор развития страны. Из лиц, перечисленных в «политическом завещании» Ленина, не было всего лишь Троцкого.
Изначально организационную работу по подготовке партийных съездов поручали Алексею Рыкову, главному шахматному сопернику Ильича. В Москве он был избран делегатом на третий Лондонский партийный съезд. Благодаря огромному опыту и заслуженному авторитету после революции он был выбран на один из ключевых постов в первом Советском правительстве – народного комиссара внутренних дел.
Уже в 1919 году Рыков становится председателем Высшего Совета Народного Хозяйства (ВСНХ). По мнению современников, именно он Алексей Рыков создал ВСНХ. После национализации отдельных предприятий совершалась национализация целых отраслей с разработкой программ, планов материально-технического обслуживания, осуществлялось сведение разнородных элементов хозяйства в единую систему под централизованным руководством.
В период НЭПа Рыков сознаёт, что «теперь мы должны побеждать не путём приказаний и монопольного положения, но путём лучшей работы», переходить на систему «коммерческого управления» и наладить товарообмен города с деревней.
Борьба за власть после болезни и смерти Ленина в 1924 году шла не за жизнь, а на смерть. Сначала против Троцкого выступили Зиновьев, Каменев и Сталин, потом Сталин вместе с Бухариным повёл наступление против Троцкого, Зиновьева и Каменева. Неожиданно Сталин стал против своего союзника и вроде бы друга Бухарина.
Дискутировали и спорили о разных вопросах: о возможности построения социализма в одной стране, о мировой революции, о нэпе и национальном вопросе, словом, как и положено, в любой системе власти – о путях и методах решения экономических и, в первую очередь, политических проблем. Все они любили спорить, ведь и Ленин их к этому приучил, он был страстный едкий полемист, хлебом не корми, дай поспорить по любому поводу со всеми подряд.
Однако уже чувствовалась кровожадность Сталина. Не зря Лев Каменев с трибуны 14 съезда партии пророчески изрёк: «Мы против того, чтобы создавать теорию «вождя», мы против того, чтобы делать «вождя». Мы против того, чтобы Секретариат, фактически объединяя и политику, и организацию, стоял над политическим органом. Мы за то, чтобы внутри наша верхушка была организована таким образом, чтобы было действительно полновластное Политбюро. … Я пришёл к убеждению, что тов. Сталин не может выполнить роли объединителя большевистского штаба».
Да, на 14 съезде партии ещё можно было открыто обсуждать вождя, ещё не было самого вождя, а был человек, который возглавлял всего лишь Секретариат и фактически пытался подмять под себя решение всех вопросов политики, экономики.
Протестуя против применения силовых методов в сельском хозяйстве, «чрезвычайных мер в наших отношениях с крестьянами», во время хлебного кризиса Рыков с Бухариным и Томским подаёт в отставку. Их позиция квалифицировалась как «правый уклон», связанный с черепашьими методами и темпами индустриализации, и расходилась с мнением Сталина и другими боевыми партийцами. Согласно Сталину, «правый уклон» с его «комическими воплями по поводу «чрезвычайных мер» - это главная, оппортунистическая опасность в партии, эта линия объявлялась оппортунистической и позицией мелкобуржуазных либералов. «Склоните головы перед партией» - это требование адресовалось этой группе, а потому летом 1930 года на 16 съезде партии Алексей Рыков выступил с самокритикой. Это не спасло его.
Позже не раз вся оппозиция каялась в своих грехах. Уже в 1933 году все склонили свои головы перед партией и Сталиным. После многочисленных покаяний в 1933 году Каменева и самого Зиновьева, который героически охранял Ленина в шалаше накануне революции, даже великодушно восстановили в партии.
Съезд побежденных
Очередной 17 съезд ВКП(б), «съезд победителей» открылся в Кремле 26 января 1934 года через три с половиной года после 16 съезда. На съезде было 1225 делегатов с решающим голосом, из них 80% тех, кто вступил в партию до 1920 года, и 736 делегатов с совещательным голосом. Как обычно, в соответствии с утвержденным порядком сначала были отчетные доклады ЦК ВКП(б), Центральной ревизионной комиссии, ЦКК – РКИ, делегации ВКП (б) в ИККИ, план второй пятилетки, оргвопросы, выборы центральных органов партии. Первый доклад сделал Сталин. О достижениях тяжелой промышленности рассказал Г. Орджоникидзе, о развитии торговли – А. Микоян.
Особо радостным выглядел Григорий Зиновьев, еще бы исполнилось 15 лет со времени основания его любимого детища, коммунистического Интернационала, который объединял в своих рядах компартии 65 стран.
Киров и Сталин
Высказывалось предположение упразднить пост Генерального секретаря ЦК, сделать Сталина главой правительства – председателем Совнаркома. В ЦК создать нормально действующий секретариат, как коллективный руководящий орган, избрав одного из секретарей первым секретарём ЦК. В качестве первого секретаря ЦК называлась кандидатура любимца партии – Сергея Кирова. Обо всём этом рассказал Сталину преданный, кристально чистый коммунист Киров, который не мог не помнить о «политическом завещании» Ильича («Смена, 1988, №12,13).
Не мог Киров и не помнить о том, как в 1929 году его спас Сталин. В конце 1929 года группа ленинградских функционеров (в том числе руководители Ленинградского совета и областной партийной контрольной комиссии) потребовали у Москвы снять Кирова с должности за дореволюционное сотрудничество с «левобуржуазной прессой». Дело рассматривалось на закрытом заседании Политбюро и Президиума ЦКК ВКП (б). Во многом благодаря поддержке Сталина Киров вышел из этого столкновения победителем.
Преданный Киров не столько советовался со Сталиным, сколько высказывал озабоченность коммунистов, возникшую после коллективных дебатов и обсуждений «Съезда победителей». Потрясённый Сталин поблагодарил Кирова за разговор по душам и столь ценную информацию. Конечно, Сталин не выполняет «завещание» Ильича, хотя и обещал свято следовать указаниям Ленина.
Свидетельство о публикации №215051902160
Ольга Не 19.05.2015 23:34 Заявить о нарушении
вопрос интересный, кадры старые, но мозги и установки у кадров в новой реке времени изменились, в частности понятия равенства, справедливости. на 17 съезде рассматр понятие равенства по-сталински, у Хрущева вновь эта тема, у Путина - отказ. В публикации о Хрущеве тема будет подробнее.
есть еще пример в книге "Судьба: свобода или рок" (2012 год) глава 8 "Раскол украин цивил".
Ольга Ильинична Горшенкова 20.05.2015 16:35 Заявить о нарушении