19 мая

 
                «Красные галстуки, синие лица –
                то пионеры идут похмелиться!!!»
                - фольклор

       Обязательное вступление в пионеры было чем-то сродни взрослению. Это сейчас закурил-выпил  и ты - взрослый. А тогда нет. Это было очень почетно! Тебя принимали в настоящую организацию, ты делал шаг на новую ступеньку своей жизни.
         Меня наказали, - приняли на полгода позже, чем остальных,  (нашли в портфеле рогатку). Таинство происходило на городском стадионе, перед этим тренировались отдавать друг другу честь, - вскидывали поперек лба гордые руки, то ли крестились, то ли хайль изображали. Прямо на линейке, в строю, впервые в жизни поменялся книжками с товарищем. Помню фразу из нее - «Я ніколи в житі не бачив   крокодила!»  Книжка  была   по   правописанию,  с ошибками понарошку, и надо было писать «в житті» Я ее отдал товарищу, а взамен получил «Приключения Мюнхгаузена»
     Что ли судьба маячила?! Пол жизни провел на книжной «бирже», приобретал, менял, собирал библиотеку.

     Даже сердце сжимается – помню, как  уже в пионерах честно отдавали салют не только пионервожатому, не только  друг другу, но даже настенной тарелке-радио, когда однажды транслировали всесоюзный торжественный  слет  пионеров.  Господи, какие мы были наивные, искренние, другие! Одна девочка от волнения обмочилась даже.
             «На зарядку, на зарядку. На зарядку, на зарядку становись». Потом «Здравствуйте, ребята. В эфире Пионерская Зорька».   А если вдруг проснешься рано, то услышишь утреннюю гимнастику: «Урок проводит преподаватель Гордеев, музыкальное сопровождение пианист Родионов»
     И одно и то же, одно и то же, из года в год!  А «Пионерская зорька» с утра по радио и «В рабочий полдень»?  А журналы: «Мурзилка» и «Веселые картинки» «Пионер», «Юный натуралист», «Юный техник». Чуть позже «Кругозор», «Вокруг света», «Ровесник»? Газета «Футбол» и журнал «Спортивные игры»

       «Когда был Ленин маленький, с кудрявой головой, он тоже бегал в валенках по горке ледяной…» - пели детсадовцы, начиная с 30-х прошлого века и вплоть до застойных времен. Такая поэзия прививала нам любовь к Ильичу. Нет, не лживая, но такая же односторонняя и избыточная, как и весь культ Ленина. В советское время Ленин был однозначно гениален, велик, прозорлив, непогрешим. И вечно живой. И Самый Человечный Человек.
          
          В Советском Союзе человек с самого рождения был включён в странную, и, со стороны, - идиотскую, - игру по непонятным правилам. До какого-то момента расщепления сознания не было: в детском саду дети радостно рисовали  парады  на  Красной площади, радовались дедушке Ленину на портретах и декламировали, -

«Я сижу на вишенке,
не могу накушаться.
Дядя Ленин говорил,
надо маму слушаться!»

или

«Я маленькая девочка,
я в школу не хожу,
я Ленина не знаю,
но я его люблю!»


и даже

«Дядя Ленин дорогой,
ты лежишь в земле сырой,
я, малютка, подрасту,
к тебе в партию вступлю!!!»

     В школе декламировали – Ленин всегда живой! – и с вожделением ждали момента, когда к их белой рубашке или
на белый фартук возле сердца прицепят звёздочку с изображением золотоволосого херувима. Чуть позже, в 3-м классе, также торжественно кое-кто ожидал, когда звёздочку с кудрявым мальчиком заменит пылающая звёздочка с лозунгом «Всегда готов!» и на шее окажется красный галстук.
          Но с какого-то момента всё большее и большее число детей начинало понимать, что вовлечены в какой-то бесконечный спектакль  с одним  и  тем  же сценарием,  в  котором им отведена роль статистов с узким набором действий и совершенно непонятной функцией «голосующих». Причём наперёд известно, что голосование будет – единогласно «за».
      «Будь готов!» – и десятки глоток в ответ радостно орут: «Всегда готов!». В какой момент это произошло? Я не помню. До какого-то момента все эти пионерские сборы кажутся интересными, а потом вдруг ощущаешь, что объявление учителя - «Сегодня после уроков собрание» вызывает дикое желание с этого собрания сачкануть. А потом вступление в ВЛКСМ. И опять, поначалу, кажется, что вот уж теперь точно будет что-то необычное и важное. И даже волнуешься, дрожа возле кабинета, в котором грозные члены комитета комсомола школы по одному допрашивают кандидатов в ВКЛСМ, задавая им страшные вопросы типа: «Что такое принцип демократического централизма?  Кто  сейчас  занимает  пост  первого секретаря ЦК ВЛКСМ? Выписываешь ли ты газету “Комсомольская правда?” или, на худой конец, - Что ты читаєш?». Но, наконец, заветный билет с бордовой обложкой и значок у тебя есть. И что же дальше? А дальше… ВСЁ КАК ОБЫЧНО.
          Снова тягомотные и никому не нужные собрания. Снова утомительные речи под копирку ни о чём. Снова единогласное «за» и полная бессмыслица происходящего. А комитет комсомола – сторожевая собака, озадаченная тем, чтобы по звонку из райкома выгнать на субботник или на овощную базу всех комсомольцев школы.

      К концу школы каждый советский ребёнок твёрдо усваивал следующее: в повседневной жизни периодически часть своего свободного времени надо тратить на бессмысленные ритуалы. И повлиять на это никак невозможно, а противодействовать – опасно. В итоге самое лучшее – это просто запастись терпением и по возможности поприятнее провести ритуал «собрания», в нужный момент вытягивая руку вверх, выражая свою полную солидарность с происходящим.
     Так происходило расщепление общественного сознания и появлялось двоемыслие, двойная мораль. Так нас приучали к черно-белому. И многие множества преуспели.   
               
      Мы были когда-то пионерами, но наши души были чисты и мы по-детски искренне верили в будущий коммунизм. По утрам мы наглаживали красный галстук, мы собирали металлолом и макулатуру и в кино болели за «наших», за красных. Мы, «дети рабочих», маршировали под барабан, дневной распорядок нам диктовал горн, мы обожали костер до поздней ночи, пели патриотические песни и верили, что нас ждет светлая пора. Мы были «всегда готовы» - на целину, в космос, в забой и даже на войну, чтоб «сказку сделать былью»

          Кумачовые галстуки истлели, пионерский салют, и песни у костра забыты, горны сданы в цветмет, а коммунизм так и не наступил. С грустной улыбкой теперь вспоминаются былые идеалы и дни. Девятнадцатое мая теперь обычный весенний день.               

     P. S. На протяжении нескольких десятилетий после выхода в 1940 году кинокартины "Подкидыш" Фаину Раневскую преследовали фразой – «Муля, не нервируй меня!», которую в фильме произносит ее героиня. Говорят, что когда Раневскую в очередной раз плотной толпой окружили дети с "мулей" на устах, она не выдержала и воскликнула – «Пионэры, идите в жопу!» Так великая актриса выдала модельный ответ, до сих пор пригодный для разных житейских ситуаций.







(с использ. Сети)


Рецензии
Все тоже самое, только в маленьком масштабе.
Родился. Крестился. Пока живой.

Значит вам надо было именно этот путь жизни пройти и прожить. Мы всегда и везде ходим под волей Божией, под Его непрестанным Всевидящим Оком. Только вот любовь у Бога не такая какая у нас. За грехи ближнего мы здесь его наказываем, а Господь вечным адом грозит, что гораздо страшнее, чем что либо земное наказание. Вспомнить только святых мучеников, которые принимали смерть сладко. Этого многим не понять. Потому что это идет полностью в разрез с пониманием сего мира. Да, мы все жизнелюбцы, со-творцы, любвеобильны для узкого круга. А жить, творить, любить нужно всех! Помогать всем, а любить Своего Бога! Ну мы же называем папу - мой папа, свой папа, так мы и Бога называем: Мой Бог, Свой Бог.

Родился. Крестился. Пока живой.

Установка РТУТЬ, Краснуха и пр. - Не обидно за Россию!

Николай Катаев   19.05.2015 10:49     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.