Русский маскарад

Я в коридоре дней сомкнутых,
Где даже небо - тяжкий гнет,
Смотрю в века, живу в минутах,
Не жду Субботы из Суббот.
Конца тревогам и удачам
Слепым блужданиям Души...
О день, когда я буду зрячим
И странно знающим, спеши! Н. Гумилев.

Вся наша жизнь - маскарад? Мы вместе с природой меняем одежды, маски, иллюзии, взгляды     с темных на светлые, застываем на середине, живя в полутонах.

 Тиха и томна ночь, сотканная из счастливых мгновений. Но на смену ей приходит обязательно новый день, который  прячет  «кусочки» счастливых мгновений» миллиардов людей в темный, затхлый угол. Человек сопротивляется дню, пытаясь отстаивать право на свое, личное, которое нельзя трогать, но день неумолим. Чего только не сделает человек в судьбоносные минуты своей жизни, но вот те, прошлые счастливые мгновения жизни,  вернуть не в его силах.

В эти минуты примолкает даже  звездное небо, подумав «… им не помочь!».

Волнистые волосы, чуть тронутые сединой, красивые глаза , скромное платье, подчеркивало красоту рук , благородство и изысканную простоту манер этой стареющей женщины, которую она, совершенно случайно, встретила в молодости в кукольном театре на премьере «Процесс над Жанной д Арк». Женщина  была одна, и ей, почему - то очень захотелось познакомиться с ней и обменяться мнениями о спектакле. Они  познакомились, и на всю последующую  жизнь  стали  самыми лучшими подругами. Именно Вера Павловна научила ее создавать свой мир , в котором  необходимо  принимать людей «любыми». Ей было стыдно признаться в том, что  много читая, тем не менее  она  не чувствовала слово, мысль несущее,  чтение тех лет «не входило в нее», а проходило «сквозь ». Вера Павловна, заразительно смеясь, беседовала с  ней  о прочитанных книгах, ненавязчиво обращая внимание на потрясающие мысли, образы, невидимые ее неискушенному восприятию. Эта, стареющая женщина, стала для нее  - маяком судьбы. Окружающие  ее  люди, в одночасье,  перестали быть «Иванами», проходящими мимо, и в «маскараде жизни» она  видела их истинное лицо. Она стала «странно знающей». Весь Мир  был поделен ею  пополам между Гете и Толстым. Соединяла ее «двумирье»  одна мысль:  к мечте так просто не пускают - «обжечь крылья» придется.

В  повседневной жизни она испытывала дискомфорт от того, что в ней постоянно боролись две личности: первую воспитали родители, книги, а вторую — жизнь. Какой быть в тени, решение Он оставлял за ней. Выбрать она не могла, просто меняла маски...

Каждый из нас может вместить  в себе много всего. Каждый решает каким ему быть: быть , как все, - значит быть никем, или быть собой, изменяя себя вдохновенно и отчаянно.

В  мире, созданном ею, апокалипсис давно наступил.  После наступившей глобальной катастрофы она не видела  в нем  порядка, власти и законов. Она страдала от одиночества в толпе.

 Как правило, в любом  постапокалиптическом мире, а ее не был исключением,  нет привычных удобств, которые ей уже были просто необходимы из — за вполне объективных на то причин: возраст и состояние здоровья. Для нее это было шоком.  Вся ее жизнь,  основанная на зыбком фундаменте альтруизма, разваливалась... Это касалось, прежде всего, ценностей, которые, на ее взгляд, не должны быть зыбкими. Но мораль нового мира диктовала новые ценности. Новое  сталкиваясь со старым, не просто вытесняло одно другим, но разрушало все  до основания в ее мире. Для нее наступило то время, когда  она стала  руководствоваться  в своих действиях мотивом «благо для себя». Но ведь это был эгоистический принцип, который та, другая не принимала для себя ни в каком виде. Менять «маски» уже не получалось.  Она замкнулась.., ушла в себя. Для нее это стал  единственный способ быть по-настоящему свободной. В этом случае, игра стоила  свеч...

Информация к размышлению.

Термин «аномия» (др. гр. - безнормный, беззаконный) встречается у Платона, в Библии, у английского историка XV в. У. Лэмбейрда, у французского философа XIX в. Ж. М. Гюго. В научный оборот это понятие ввел Эмиль Дюркгейм. Р. Мертону принадлежит концептуальная разработка понятия аномии, как противоречивого единства - рассогласования между социальной и культурной структурами. Культурная аномия означает разрушение прежней системы ценностей, что ведет к разрушению социального контроля за поведением людей и социальных связей между индивидами. В эпоху перемен, социальных кризисов человек переживает своего рода культурный шок.

P\S В один момент в обществе  вдруг стало выгодно держать в забвении, что по большому счёту мы один народ, пусть исповедующий разные ценности. И никто не должен превозноситься над другим или думать, что одна часть может учить другую.

 На нашей планете живет около семи  миллиардов людей, которые разговаривают на сорока языках  ( и это только популярные ) , а сколько еще тех , чей язык не является известным , международным, а общаются они только в своем племени, селе, маленьком поселении? И каждый человек ,без исключения во что-то верит, исповедует свои ценности, которые по сути одни и те же, потому что они связаны с жизнью, человеком и любовью...






 




Рецензии
Ирина, извините, не могу ничего сказать. Впечатление двойственное.

Успехов и здоровья. Александр

Александр Брыксенков   17.08.2015 09:06     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.