Глава 2. Родители

       На фото мой папа Болховитинов Юрий Алексеевич




              ГЛАВА 2.  Родители

     Вначале 1932г. моя мама приехала из Ленинграда к своим родителям в Таганрог, где, 16 февраля в 10 часов вечера произошло первое важное событие в моей жизни. Я в этот день родилась. Мама рассказывала, что в те дни город был занесен снегом вплоть до середины окон роддома. Основная причина, из-за которой мама приехала рожать в Таганрог – это то, что там жила её мама (моя бабушка, см. главу 1) врач широкого профиля, включая акушерство. Первые два года после рождения я жила с родителями в Ленинграде, где на 5-й Красноармейской улице у них была комната в коммунальной квартире. Моя мама Татьяна Ивановна до 18 летнего возраста училась в таганрогском индустриальном техникуме, где  её папа был одним из преподавателей. Вместе с ней учились ёё братья - старший Сергей  и младший Борис (дядя Боба). Об этом техникуме  расскажу немного подробнее, т.к. он не соответствует нашему представлению о техникумах. За время своего существования техникум претерпел несколько названий:
1992 — по наст. время — Таганрогский авиационный колледж имени В. М. Петлякова;
1992—1966 — Таганрогский авиационный техникум имени В.М. Петлякова;
 1930—1966 — Таганрогский авиационный техникум;
1925—1930 — Таганрогский индустриальный техникум;
1920—1925 — Таганрогский механико-металлургический техникум;
1899—1920 — Таганрогское техническое училище.
     С первых лет создания техническое училище становится престижным учебным заведением, и сотни молодых людей мечтают надеть форменные фуражки с молоточками.  Здесь был создан первоклассный преподавательский коллектив,
В 1910 году училище успешно окончил выдающийся авиаконструктор, создатель нескольких знаменитых самолетов, в том числе и прославленный в годы Великой Отечественной войны пикирующий бомбардировщик Пе-2, В. М. Петляков, чье имя ныне носит авиационный колледж.
    Об условиях обучения в техникуме в то время, когда там учились мама с братьями вспоминает их соученик  выпускник техникума 1928 года И. И. Соболев, прошедший в черной металлургии путь от техника до директора крупного металлургического завода, ставший и автором нескольких учебников и изобретений: «… В стране не хватало всего и поэтому студентам многого дать не могли. Слаба была материальная база — плохо оборудованные кабинеты, огромный недостаток учебников и пособий, тетрадей и чертежных принадлежностей. Все делали сами студенты - строили и ремонтировали кабинеты, лаборатории, общежитие, столовую, мастерские.… На ужин, как правило, кусок черного хлеба и чай. Памятна песня-шутка:
„Открой окно,
предайся грезе,
уж чайник закипел давно
и хлеб вчерашний пахнет розой…»
    “Но учились с огромным интересом, впитывали в себя знания, высок был комсомольский задор и горячее желание скорее встать в ряды строителей нового мира».  Мама в течение всей жизни переписывалась с И.И. Соболевым. Все письма она сохранила для потомства. Из них я узнала много не известных мне фактов. Например, в техникуме была отличная художественная самодеятельность, где в одной из пьес мой дядя Серёжа с другом  Николаем Беловым играли издыхающего верблюда. (Некоторые выпускники техникума стали театральными режиссерами).  Несмотря на значительные материальные трудности, студенты получали хорошие знания по своим будущим профессиям и общеобразовательной подготовке. Так, на механическом отделении преподавали: обществоведение, русский язык и литературу, краеведение, техническую механику, основы строительного дела, гидравлические насосы, графику, техническую физику, теплотехнику, электротехнику, техническую математику, немецкий язык, химию, материаловедение, организацию производства, машины и станки и т. д. Ещё больший объем  знаний получали студенты металлургического отделения, которые после окончания техникума получали дипломы инженера-металлурга по доменному производству.  Это было очень своевременно, т.к. в стране возводились крупные металлургические комбинаты, такие как Запорожсталь и Магнитогорский металлургический комбинат. (Магнитка). Необходимо было срочно готовить инженерные кадры для этих заводов. Такой диплом получил мой дядя Борис Иванович. В городе Магнитогорске в марте 1929г. началось строительство магнитогорского металлургического завода, где намечено было, в первую очередь, воздвигнуть несколько доменных печей. 31 января 1932 года была запущена первая доменная печь комбината, летом того же года дала чугун вторая домна, ещё через год — домны № 3 и 4. Вполне вероятно, что дядя Боба был непосредственным участником этих событий. Он проработал на ММК заместителем начальника доменного цеха до 1952г., когда трагически погиб в этом же цехе в результате неосторожности кранового машиниста.  В другой части Союза также строились металлургические заводы. Параллельно  с воздвижением Днепрогэса в городе Запорожье помимо  Запорожстали построили Днепровский магниевый завод и Днепровский алюминиевый завод (ДАЗ); начиная с 1934г. на первом работал папа, на втором – мама. С этого же года меня в 2-х летнем возрасте привезли в Запорожье. Сюда же из Таганрога переехала бабушка.
     На ДАЗе мама попала в группу кристаллооптики. Там руководителем был Пётр Кузьмич Ковшиков. Это знающий и очень добрый человек. Он передал маме свои знания, и она впоследствии стала хорошим специалистом. Здесь же мама познакомилась с Шурочкой Мешечко. Все трое стали друзьями на всю жизнь.
      Папа Болховитинов Юрий Алексеевич приехал в Ленинград из Липецка, учился в одном из технических институтов, а затем работал во Всесоюзном алюминиево-магниевом  институте (ВАМИ), где занимался разработкой технологии производства магния. До революции магнием в России не занимались. Наиболее быстрое разрешение многочисленных задач налаживания производства магния в СССР требовалось от многих организаций, в том числе от института, где работал папа.  Папа был одним из активных участников, работающих над решением этих задач. Совместно с пятью товарищами они разработали технологию получения магния, защищённую патентом. В 1933г. он опубликовал книгу «Производство магния».
  На магниевом заводе папа работал начальником технического отдела завода. Ему выделили большую квартиру. Я с бабушкой жила в отдельной комнате. Папе была положена персональная автомашина с шофёром.   Производство магния на заводе было освоено по технологии, в соответствии
в выше упомянутом патенте, В настоящее время в музее завода это отражено в соответствующей экспозиции.  Папа был очень занят на работе и только один раз вывез нас на остров Хортицу. Там, где сейчас на острове растут замечательные сосновые леса, в то время была голая песчаная равнина, по которой ветры носили кусты перекати-поля.
Последний раз я видела папу Юру   7 февраля 1938г., когда ночью его увели навсегда из дома. 30 сентября 1939г. его не стало.


Рецензии