Пётр Васильевич Завадовский

Пётр Васильевич Завадовский родился  10 января 1739 года в деревне Красновичи Стародубского уезда (сейчас село Красновичи относится к Унечскому району Брянской области). Прославленная им фамилия Завадовских ведёт своё начало от древнего польского дворянского рода. Прадед Петра Яков Равич-Завадовский после освобождения Украины от польского владычества во второй половине ХVII века перешёл на российскую военную службу и дослужился до полковника. Дед и отец также были людьми военными. Мать будущего министра Мария была дочерью подкомория Стародубского повета Михаила Ширая.
    Получив необходимую учебную подготовку в доме дедушки М. Ширая, Пётр и его брат Иван  были отправлены в иезуитское училище в Орше. Это учебное заведение готовило учеников к активной мирской жизни, обеспечивая им всестороннее развитие. После его окончания Пётр Завадовский продолжил образование в Киевской духовной академии.  Окончив академию в 1760 году, П.В. Завадовский поступил на службу секретарём в администрацию гетмана (т.е. руководителя) Малороссии К.Г. Разумовского.
   В 1764 г. Малороссия перестала быть автономным государством, и для управления её территориями Екатерина II учредила вторую Малороссийскую коллегию, которую возглавил П.А. Румянцев. Генерал-губернатор Малороссии Румянцев обосновался в Глухове, там же находилась его канцелярия, которой руководил А.А. Безбородко. А в 1765 г. начальником одного из отделений администрации был назначен П.В. Завадовский.
  Проявив себя в секретарском деле, с началом Русско-турецкой войны (1768–1774) Завадовский возглавил секретную канцелярию Румянцева. Участие в этой войне стало для Петра Завадовского отправным пунктом на пути к большой славе и состоянию. Высоко были оценены его воинские заслуги. Так, в 1769 году он с небольшим отрядом охранял берега Днестра под Бендерами, несколько раз участвовал в отражении атак турок, за что и был произведён в премьер-майоры. В 1770 году он отличился в битве при Кагуле, где наш восемнадцатитысячный корпус разбил 150000 турок. За атаку силистрийских укреплений Пётр был пожалован в полковники. Ему был поручен Старооскольский полк. Участие в боевых действиях Завадовский совмещал с канцелярской работой. Им совместно с графом Воронцовым был создан текст  Кючук-Кайнарджийского мирного договора, по которому Россия получала выход в Чёрное море и право перехода русских торговых кораблей через пролив. Крым, Молдавия, Валахия также переходили под покровительство России.
  Торжество по случаю долгожданного мира состоялось 10 июня 1775 года. Тогда же Екатерина II просила П.А. Румянцева указать молодых людей, способных занять должность её кабинет-секретарей. Румянцев отрекомендовал Безбородко и Завадовского. Так произошло судьбоносное знакомство полковника Завадовского и российской императрицы Екатерины II.
    В первое время императрица в равной степени награждала усердие обоих секретарей, но весной 1776 года начали замечать, что благосклонность её стала обращаться к Завадовскому. Уже в январе 1776 года он бы произведён в премьер-майоры и пожалован званием генерал-адъютанта. Пётр «получил 
от щедрот монархини 5000 крестьян, от короля польского орден Белого орла и Св. Станислава, и отведены были ему комнаты во дворце с полным содержанием…». Екатерина II поручала своему любимцу составлять важные государственные документы, к нему приходили письма с просьбами о разного рода ходатайствах.    Завадовский был горячо любимым фаворитом, однако интриги Г. Потёмкина разрушили идиллию и положили конец волнующему роману. В мае 1777 года новый фаворит императрицы Семён Зорич был принят ко двору, а Петру предложили взять отпуск.
  К  счастью для Завадовского, с окончанием фавора его карьера чиновника не закончилась, и Пётр Васильевич смог проявить себя как выдающийся государственный деятель. Уже в мае 1778 года Завадовский возвращается в Петербург*, где принимает от императрицы новые должности. Завадовский был назначен тайным советником, сенатором и членом Общества благородных девиц, председательствовал в комиссии о канцелярском делопроизводстве и в комиссии законов, руководил комиссией по сооружению Исаакиевского собора (с 1784 года). В 1786 г. он входит в состав комиссии о дорогах в государстве. Нередко Пётр Васильевич приглашался для совещаний по политическим делам. П.В. Завадовский стоял и у истоков создания системы государственных банков России, содействовал централизации и оздоровлению финансового положения империи. В 1781 г. ему было поручено управление Санкт-Петербургским Дворянским заемным банком. 31 августа 1786 Пётр Васильевич назначается членом совета при высочайшем дворе. По некоторым вопросам через него объявлялись Сенату высочайшие повеления и шли распоряжения по женским учебным заведениям. 31 августа 1787 г., в связи с началом войны с Турцией, П.В. Завадовский был назначен членом Особого совета. В начале 1788 года опеке Петра Васильевича был доверен А.Г. Бобринский – побочный сын Екатерины II и Г. Орлова. Впечатляет также вклад Завадовского в развитие системы российского образования.
  Проводя политику «просвещенного абсолютизма», Екатерина II была убеждена, что все беды и тяготы народа связаны с его невежеством. Доступность образования, по её мнению, могла решить многие проблемы. Реформу системы образования императрица поручила самым близким и доверенным лицам: И.И. Бецкому и П.В. Завадовскому. В 1782 г. Была
создана Комиссия об учреждении народных училищ, руководить которой был назначен П.В. Завадовский. Помимо открытия школ комиссия должна была разработать методику преподавания и издать учебные книги.
   В 1786 году «Устав народных училищ» был утверждён, и в России начали открываться первые общеобразовательные школы, которые являлись всесословными и содержались за счет государства. Фактически именно тогда была создана единая система светской школы, которой мы пользуемся по сей    *В мае 1778 года Екатерина пожелала «восстановить этого спокойного человека». Приказала вызвать Завадовского, но Потёмкин не допустил возвращения Петра Васильевича в фавор, и Зорич был заменён Корсаковым .
день – от малого народного училища (т. е. начальной школы) до университета – с единой методикой преподавания и учебными планами. В следующем, 1787 году был разработан план университетского устройства, который предполагал открытие университетов в Пензе, Чернигове и Пскове. В то же время комиссия П.В. Завадовского открыла дворянский Благородный пансион и реорганизовала Пажеский корпус. Успешная деятельность П.В. Завадовского по решению вопросов образования побудила Екатерину II в 1788 г. назначить его на должность главного директора народных училищ. Кроме того, Петру Васильевичу поручалось управление Медико-хирургической школой, которую он со временем преобразовал в Медицинскую академию. Для подготовки медиков европейского уровня Завадовский изучил зарубежный опыт медицинского образования и организовал обучение русских специалистов в Вене, Париже и Лондоне. Наряду с этим на П.В. Завадовского возлагалась обязанность снабжения армии и флота лекарями и подлекарями. В течение двух-трёх лет общеобразовательные школы были открыты в 25 губернских городах. За успешное проведение образовательной реформы императрица щедро наградила всех участвовавших в этом «великом деле». П.В. Завадовский получил орден Св. Владимира 1-й степени и 6000 душ крестьян в Малороссии [12].
    Возвышение П.В. Завадовского, его сила и влияние стали возбуждать зависть многих современников. Глас недовольных был слышен в иронической оде Г.Р. Державина «На счастье», в которой высмеивался диссонанс между незнатным происхождением и нынешним высоким положением Петра Васильевича. Подобных «доброжелателей» было немало, что печалило Завадовского и омрачало его жизнь в столице. Единственную отдушину он находил в общении с бывшим гетманом Малороссии К.Г. Разумовским. Завадовский часто бывал у него в гостях и общался с домашними графа, в том числе и с племянницей Разумовских Верой Апраксиной. Через пять лет после знакомства 30 апреля 1787 года 48-летний Пётр Завадовский и 19-летняя Вера Апраксина обвенчались в Гостилицах, имении Разумовских. Так к хлопотам по делам государственным добавились приятные заботы о растущем семействе. Однако в 1796 году жизнь графа, да и всей станы была «выбита» из привычной колеи: умерла императрица Екатерина  II.
   Закончилась великая эпоха Екатерины II, и долгожданную власть получил её сын Павел. В день коронации 5 апреля 1797 года, Павел I пожаловал П. Завадовскому графское достоинство Российской империи, а также орден Св. Андрея Первозванного и орден Анны I степени. Пётр Васильевич продолжает заседать в совете при высочайшем дворе, в Сенате и в Воспитательном обществе, управляет Заёмным и Ассигнационным банками.
   В 1799 году козни недоброжелателей привели к отстранению Завадовского от должности Директора Ассигнационнго банка. Получив отставку, Завадовский покинул столицу и поселился в Ляличах. Чуть более года наслаждался граф покоем в любимом поместье, пока новый император Александр I не вызвал Завадовского в столицу заступить на пост председателя комиссии по составлению законов.
  В 1802 году графу был поручен новый пост -  министра народного просвещения, на который он был назначен при учреждении министерств. В его ведение входили Академия наук, университеты и другие учебные заведения, типографии, цензура, народные библиотеки, музеи и различные общества по распространению знаний. При Завадовском были учреждены учебные округа, росло количество народных школ, уездных училищ, гимназий. В 1804 году были открыты университеты в Харькове и Казани, а также педагогический университет на базе учительской семинарии в Петербурге. Жива память о Завадовском и в Прибалтике, где в 1802 году была восстановлена работа Дерптского университета, а 4.04.1803 г. образован Виленский университет, при котором по ходатайству П.В. Завадовского была учреждена главная семинария для священников.
  Время шло, вместе с ним шло развитие системы образования в России. Но годы забирали силы и энергию Завадовского. Видя это, Александр I назначил его на более спокойную должность с открытием в 1810 году Государственного совета. Пётр Васильевич начал председательствовать в департаменте законов. Однако бывать в Государственном совете ему было «жалко и тошно», так как граф видел шаткость внутренней политики Александра I. Завадовский был рад поддержать продуманные преобразования, но не мог не осуждать поспешности, с которой осуществлялась ломка старого. Деятельность совета была высмеяна И.А. Крыловым в басне «Квартет». Четыре персонажа басни имели своих прототипов в руководстве четырёх отделов департамента. Завадовский ассоциировался у Крылова с ослом в силу приверженности своим убеждениям. Несмотря на бесплодность труда в совете, Завадовский оставался там ещё два года, вплоть до своей смерти 10 января 1812 года.    П.В. Завадовский был похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры. Спустя 60 лет после смерти Петра Васильевича его родственник писал: «Работал он (Завадовский) для будущей России, которая, воспользовавшись плодами его сеяния, может так и не узнать и сеятеля, и тех скорбей, которые возложил он в её почву». Так и вышло – до сих пор масштаб личности Завадовского и его вклад в переустройство России должным образом не оценены.
                ***
     Заслужив трудом на благо Отечества графский титул для себя и своих родных, Пётр Васильевич мечтал, что бы имя графов Завадовских продолжило свою славную историю. Однако судьба распорядилась иначе. Из 13 детей четы Завадовских выжило только пятеро. А двое сыновей, на которых возлагались надежды на продолжение фамилии, не оставили после себя потомства. Так же и единственный племянник графа Илья Завадовский умер в 48 лет холостым. Зато дочери Завадовских подарили семье 14 внуков, многочисленные потомки которых живут и в наши дни. Судьбы детей и внуков графа весьма интересны.
               Александр Петрович Завадовский  (1794 – 1856)
    Старший сын П.В. Завадовского был поручиком Александрийского гусарского полка (1817 г.), камер-юнкером, служил в Коллегии иностранных
дел. Его сослуживцами по коллегии были А.С. Пушкин и А.С. Грибоедов. Талантливые друзья увековечили Завадовского в своих произведениях. В поэме Грибоедова «Горе от ума» качествами Александра наделён герой произведения князь Григорий, а Пушкин сделал Завадовского прототипом одного из персонажей своего незавершённого романа «Русский Пелам» (1834–1835 гг.). По замыслу, роман должен был дать широкую картину жизни русского общества 1820-х годов. В нём Пушкин описывает «пышный образ жизни Завадовского, он даёт обеды и балы…».
   Кроме того, имя Александра вписано в историю благодаря «Четвертной дуэли» из-за балерины Истоминой, в которой погиб В.В. Шереметьев, а во втором поединке А.И. Якубович ранил в руку друга Завадовского А.С. Грибоедова. Последние годы жизни Александр чурался светской жизни и закончил свои дни в имении Елизаветовка Новомосковского уезда.
                Василий Петрович Завадовский (1798-1855)
   В отличие от своего старшего брата Василий Петрович оправдал ожидания родителей и смог сделать успешную карьеру при дворе. Начинал он в Комиссии составления законов, куда его записали канцелярским служителем в 12 лет. В 1812 году Завадовский был пожалован в камер-юнкеры, в 1818 году поступил на военную службу а после отставки (1828 г.)Василий Завадовский делает блестящую карьеру на государственном поприще.
    В 26 лет наследник известной фамилии женился на 17-летней красавице Елене Влодек. Художники вдохновенно писали портреты Елены, а поэты слагали стихи о её красоте. Среди них И.И. Козлов, П.А. Вяземский и, конечно, большой ценитель прекрасного А.С. Пушкин. Стих «Красавица» был вписан поэтом в альбом Елены. Неравнодушный к красоте госпожи Завадовской, Пушкин запечатлел её образ в своем знаменитом романе «Евгений Онегин». Нина Воронская, которую читатель встречает в 8-й главе, не кто иная, как Елена Завадовская.
   Личная жизнь супругов сложилась менее удачно, чем их карьера и успех в свете. Отчуждения добавила смерть единственного сына Петра (1828-1842), на которого возлагались надежды на продолжение рода Завадовских. Василий, Елена и их сын похоронены в Фёдоровской церкви Александро-Невской лавры.
            Аглаида Петровна Завадовская (Мержевская)  (1799–1854)
     Аглаида вышла замуж за предводителя дворянства Могилёвской губернии Феликса Ивановича Мержевского (1785–1851). У супругов была одна дочь, Мария (1840–1907) , которая стала женой предводителя дворянства Суражского уезда Ивана Степановича Листовского (?–1912). Его перу принадлежит биография П.В. Завадовского, опубликованная в журнале «Русский архив» в 1883 году. У Листовских было два сына и две дочери. Большую часть времени семья проживала в селе Ущерпье Суражского уезда, которое досталось в наследство Марии Феликсовне. Сын Листовских, Сергей Иванович (1875–1922 гг.), известен тем, что основал в Ущерпье общину последователей Л.Н. Толстого. Все дети кроме младшего сына создали свои семьи, но о дальнейшей судьбе Листовских и их потомков ничего не известно [7].
              Татьяна Петровна Завадовская (Каблукова) (1802-1884)
    Избранником младшей дочери В.П. Завадовского Татьяны стал кавалергард, генерал-майор Владимир Иванович Каблуков (1781–1848).На момент свадьбы графине было 17 лет, а жениху 38. К этому времени Владимир Иванович успел сделать блестящую военную карьеру и прославиться своим бесстрашием на полях сражений. Как и братья, Татьяна была лично знакома с А.С. Пушкиным. По одной из версий замужество Татьяны Лариной в романе «Евгений Онегин» с заслуженным израненным боевым генералом поэт «списал» с четы Каблуковых. В свете поговаривали, что Завадовская и есть «та самая Татьяна». В счастливом браке у Каблуковых родились 3 дочери (Клеопатра, Вера и Олимпиада) и сын Александр. Самым богатым на потомство оказался брак Олимпиады, которая вышла замуж за А.В. Барятинского, отпрыска знаменитого рода, дружившего с царской семьёй.
    Браки правнуков Татьяны изобиловали громкими именами. Среди них Романовы, Щербатовы, Мальцовы, Апраксины, Волконские. Одна из праправнучек Татьяны стала женой поэта И.Бродского.
                Софья Петровна Завадовская (1795-1830)
    В 17 лет Софью выдали замуж за представителя древнего княжеского рода В.Н. Козловского, но брак распался. Законы того времени не позволили официально оформить развод, что не помешало Софье тайно обвенчаться с новым возлюбленным А.М. Исленьевым (1794-1881). Из шестерых детей, родившихся в этом браке больше всего известно о Любови Иславиной (Берс), т.к. одна из её дочерей Софья вышла замуж за писателя Л.Н. Толстого. Муж, дети и внуки С.П. Завадовской неоднократно становились прототипами героев произведений великого писателя. С другим известным литератором С.Есениным связала свою судьбу внучка Льва и Софьи Толстых С.А. Толстая. В настоящее время в мире более 300 прямых потомков Софьи Андреевны и Льва Николаевича Толстых. В России их всего около 20.
   Бурное время стёрло память о великих деяниях екатерининского чиновника, быстро пресеклась фамилия Завадовских, и потомки довольно скоро забыли о некогда знаменитом прадеде. Память о графе вытеснили громкие фамилии старинных родов, и теперь мало кто из ныне живущих потомков П.В. Завадовского знает о министре, который стоял у истоков большинства великих реформ конца XVIII – начала XIX веков и кровь которого течёт в их жилах


Рецензии