Змей

Вынужденную остановку наш поезд сделал где-то на полпути к Москве.

Где стоим и почему – никто точно не знал. Но версий было много. Одни говорили, что какие-то террористы опять взорвали железнодорожные пути, и потому движение в стране приостановлено. Другие уверяли, будто возобновилась после столетнего перерыва миграция лосей, и тропа их как раз лежит поперек железной дороги. Третьи возражали, что мигрируют никакие не лоси, а редчайшая порода ежиков. Словом, объяснения множились, а поезд все стоял.

Как всегда во время стоянки, было невыносимо душно. Многие начали выходить на улицу, и вскоре море помятых и усталых пассажирских лиц заполнило платформу,  удивленную от непривычки видеть у себя столько чужаков.

Вообще-то я обычно не схожу с поезда, пока не доеду до пункта назначения. Все боюсь, вдруг поезд уедет без меня. Но когда проводница заверила, что стоять будем во всяком случае не меньше часа, я все же решилась и вышла наружу.

Был теплый, радостный летний вечер: еще светло, но солнце уже косилось на острозубый сосновый лес в мыслях: «Не присесть ли мне сюда?», и тени были длинные, а предметы – почти все – оранжево-огненные. Не потому ли случившееся в  тот вечер кажется слишком маловероятным, чтобы произойти в действительности?...

Если когда-нибудь поезда и останавливались на этой станции, то перестали,  по меньшей мере, лет сорок назад. Место казалось заброшенным. Здание вокзала – деревянное строение с арочными окнами и резьбой, изображающей классицистические формы – все облупилось, за чешуей из белой краски проглядывала рыхлая, почерневшая древесина.

Поскольку присесть там было негде – на всех подобиях сиденья уже разместились вынужденные гости станции – я пошла дальше, в город. За вездесущим ларьком с пивом и сигаретами обнаружилась детская площадка с несколькими качелями; я села на одну из них.

Место оказалось хорошее, потому что, во-первых, я отлично видела свой поезд, во-вторых, можно было понаблюдать за жителями этого городка: рядом со мной стояли две женщины, присматривавшие за малышом в песочнице. Одна из них – молодая, высокая и на вид очень сильная. Другая постарше, с седой стрижкой каре и множеством мелких морщинок вокруг губ, так что можно было подумать, будто она всю жизнь, не переставая, тянула букву «у».  В общем, обычные люди. Кроме одной детали: у обеих на шее висело по свистку. Хотя и этому удивляться было нечего (в конце концов, почему бы даме не носить свисток вместо украшения?...) Но когда мимо прошагала компания молодых людей – со свистками, - а потом мужчина в строгом костюме – тоже со свистком, - да еще несколько человек – и все с тем же аксессуаром , - я уже не могла не удивиться. Очень хотелось спросить, в чем дело. Но, как человек робкий, я  редко заговариваю первая, и потому была очень рада, когда мать игравшего рядом ребенка попросила меня уступить качели ее сыночку. Я воспользовалась случаем и спросила:

- А почему вы все носите свистки?

Женщины переглянулись, как будто не решались сразу выдать тайну постороннему человеку. Та, что постарше, с загадочной полуулыбкой и не глядя на меня, произнесла:

- Мы ждем.

- Чего ждете?

Женщина улыбнулась еще загадочнее и, наклонившись ко мне (чтобы никто чужой не услышал), ответила:

- Змея-людоеда.

- Да вы что?! Разве такие водятся в здешних местах?

- Вообще-то нет, но у нас живет один. – Лицо ее прямо-таки засияло гордостью.

- Кто бы мог подумать! И часто его здесь видят?

- Нет, не часто. Но он в любой момент может прилететь.

- Так он еще и летает?!

- А то! Как полетит – ууух! – не угонишься!

- Кошмар какой! А известно, где он обитает?

- Вот пойдете по этой улице до магазина, свернете налево, потом направо, и увидите недостроенный панельный дом. Вот там он и живет.

- Может, попробовать дом взорвать? – предложила я. – Вместе со змеем?

- Нашлась умная! Было бы все так просто – мы бы его уже давно истребили, злодея! Его так просто не погубишь.

Качели скрипели так, что почти ничего не было слышно и приходилось кричать, но любопытство не давало мне покоя.

- Неужели милиция никак не помогает?

- Как же, как же, помогает. Она и свистки нам выдает – на случай тревоги, и инструктаж проводит каждый месяц – в школе и на предприятиях.

- Так что же, вы совсем не пытаетесь бороться с этим чудовищем?

- Боремся мы, боремся. У нас в каждом доме ружье. И детей учим, чтоб опасались одни шататься по улицам. Любого ребенка спроси, где живет Змей, так он тебе тут же ответит без раздумий.

Рядом появился угрюмый мужчина в домашних тапочках, очевидно, местный. Его  тоже заинтересовал наш разговор.

- Как он выглядит-то, змей-людоед?

- Большу-у-ущий такой, зеленый, с крыльями, - объяснила пожилая дама.
Тут вмешался мужчина.

- Не слушай ты эту бабу! «Зеленый!» «С крыльями!» Аж противно! Змей на самом деле темно-коричневый, и никаких крыльев у него нет. Он вообще, между прочим, не летает – просто прыгает высоко.

Не осталась в стороне от беседы и женщина с ребенком.

- А мне муж говорил, что с крыльями! И рога у него по всей спине; а сам он в крапинку.

- Ничего подобного! – Возмутилась на этот раз пожилая женщина. – Никаких рогов! А то, что с крыльями – это точно.

- А я говорю, без крыльев! – Взревел мужчина. – Брось чепуху молоть, старуха!
Начинало темнеть, и меня одолевало ощущение, что все это мне снится. Хотя нет, не мне, а какому-то сумасшедшему. Я не выдержала:

- Подождите, откуда столько разногласий? Вы сами-то его видели?

Местным жителям такой вопрос оказался очень не по душе. Мужчина, недовольно хмыкнув, исчез куда-то, женщина помоложе тут же взялась собирать игрушки из песочницы, а та, что постарше, приняв высокомерный вид, осталась отстаивать честь города.

- Разумеется, Змея никто не видел. Надо быть больным на голову, чтобы лезть к нему в пасть! У нас таких ненормальных нет.

-Тогда вполне может быть, что никакого змея нет, - заметила я.

Эта последняя реплика оказалась последней каплей, переполнившей чашу терпения моей собеседницы. Она выглядела смертельно оскорбленной, и перед тем, как уйти, буркнула только:

- Приехали тут, и еще рассказывают небылицы! Змей был, есть и будет! И никто нам не указ!

Я тоже не стала задерживаться на детской площадке, так как заметила, что народ уже затекает обратно в вагоны. Здесь странности моей поездки закончились. Об этом чудо-городке я больше не слышала. Скорее всего, пройдет еще не одно десятилетие, прежде чем какой-нибудь поезд по странному стечению обстоятельств снова остановится у старого вокзала, уставившегося своими мутными стеклами на темный, темный лес. Но если такое все же случится, готова поспорить, заезжие путники услышат все тот же рассказ о страшном Змее.


Рецензии
Остроумный рассказ, но не хватило какого-то действия, которого читатель ожидает. Например, змеем оказался некто (начальник, выпивоха, либеральный деятель.., словом, НЕКТО), который Змей не настоящий, аллегорический и миф о нём был бы слегка развенчан, но с другой стороны, усилен массой разных змеев, которых оказалось больше, чем ожидалось. Рассказ бы выиграл в плане юмора и стал бы ещё более неожиданным и увлекательным. Это в порядке совета, пожелания. А так, и стиль, и язык убеждают, кроме словосочетания "классицистические формы". Оборот тяжеловатый для избранного стиля, лучше было бы "классические формы" или "классицистские". Чем проще, тем лучше.

Валерий Грунер   17.06.2015 12:40     Заявить о нарушении
Спасибо большое за рецензию, Валерий! Мне не хотелось развенчивать миф о Змее, ограничивая его одним конкретным персонажем, потому что в настоящей жизни их, Змеев, так много! Вы правы, говоря, что их больше, чем ожидалось. Это наши выдуманные враги и коллективные страхи. Воинственные соседи с того края света, где заходит Солнце. Смуглые люди с Юга. Древняя нация, представители которой имеют трудности с произношением звука "Р". Одиночество. Независимость. Мало ли чего мы боимся? А кроме общественных Змеев, есть еще и личные - у каждого свой. Мы их холим, лелеем и страшимся до смерти. Или я ошибаюсь? :)

Надя Бельцова   18.06.2015 19:51   Заявить о нарушении
Согласен, Надежда, змеев много и это наши страхи. Говоря о событии, я как раз имел в виду, некое полумистическое внедрение, возможно, в гротесковом, ироническом плане. Например, реальность увязанная со сновидением, а может ещё что-то... тут уж что получится. Но нужна кульминация, куда движется материал и идея. Поверьте, целое выиграет, появится динамика и соберётся форма.

Валерий Грунер   18.06.2015 23:09   Заявить о нарушении
Спасибо за совет! Надо будет поразмыслить над этим :)

Надя Бельцова   19.06.2015 22:49   Заявить о нарушении
Пожалуйста, Надежда. Если Вам хоть чем-нибудь поможет мой совет, буду счастлив. Но я глубоко уважаю Вас как человека талантливого и Вы, конечно, можете сделать свой выбор, как автор, который при создании произведения много о чём размышлял. Я не претендую на истину в последней инстанции. Выбор всегда за творцом.

Валерий Грунер   20.06.2015 00:56   Заявить о нарушении