Тхач для новичка

Они просто уходят. Уходят в горы. В мир снежных вершин и  облаков. В мир солнца и тишины. Нам они оставляют только маршрут. Только базовые лагеря и отправные точки, идя по которым мы прокладываем собственные тропы. Собственные тропы жизни.

С собой только самое необходимое. На четверых пятиместная палатка. У каждого по спальнику. В моём рюкзаке ещё хороший озоновский дождевик, шапка, несколько пар сменных носок. Бинокль. Как он попал в разряд самого необходимого никому неизвестно, но наверху было интересно им воспользоваться. И еда на трое суток. В общем-то, налегке.
Из Сахрая двинулись через лес на водопады, затем по дороге до Тайваня. По пути переходя вброд горные речки. Погода была тёплая, солнце не палило, но и не пряталось надолго. Иногда набегали лёгкие тучи и сбрызгивали нас весенним дождём.
Всюду вдоль дороги встречались поляны цветущей черемши, папоротника. То там, то здесь цвели одуванчики. По мере набора высоты начали появляться незабудки, крокусы, и целое море других первоцветов.
До тропы, ведущей к Фирсовой поляне, особых трудностей дорога не представляет. Ну а вот тропой лучше всего пользоваться в сухую погоду. За несколько дней до нашего приезда шли дожди, склоны промокли и под кроной деревьев не успели просохнуть. Так что забираться нам пришлось по скользкой, с лужами, достаточно крутой тропе. Уже через полкилометра я пожалел, что не взял с собой хотя бы лыжные палки из дому. Пришлось сооружать опорные  ходунки из лежащих под ногами веток.
Должен признаться, что в этот поход я пошёл вообще неподготовленным. Не смотря на то, что весь апрель читал обзоры несчастных случаев в горных походах среди туристических групп и альпинистов. С собой не взял даже аптечку. Но нужно отдать должное горе – она приняла. Приняла строго, но с некоторой радостью. Напоследок как будто сказала, мол следующий раз, имейте ввиду, поблажек не будет! А пока хватит с вас ваших сорока километров за два дня.
Выход из Сахрая у нас состоялся около половины десятого утра. В половине четвёртого мы были уже на Фирсовой поляне.  А ещё через час-полтора на Княжеской, где и решили ставить палатку. Честно признаться, я к тому времени прилично устал. Больше всего беспокоили связки на коленных суставах.
Всё-таки пятнадцать лет офисной работы без спорта делают своё мёртвое дело. Дошёл я туда больше благодаря тому воодушевлению, которым был наполнен ещё с мартовской поездки в приэльбрусье, ну и конечно же всеми теми рассказами, которые успел прочитать за эти полтора месяца. Физподготовка тоже была, но не такая уж хорошая. Начал бегать, заниматься йогой. И была самая главная причина этого похода. Тхач звал к себе с того момента, когда я впервые его увидел. Он покорил своим гордым профилем. Невозмутимостью и какой-то необъяснимой магией, которой был пропитан весь воздух вокруг. Это было лет шесть назад. Сейчас даже подумать страшно. Столько времени ушло. Но, как говорили древние, лучше поздно, чем никогда!
При подъёме особенно помогла йога, а именно система дыхания. Я шёл и дышал не на определённый счёт, а по состоянию. То есть позволял телу сделать нормальный полноценный вдох, а потом сильно выдыхал воздух из лёгких, стараясь удерживать время выдоха в два раза длиннее, чем время вдоха. Когда это не получалось, то выравнивал время вдоха и выдоха. Если чувствовал, что мне начинает не хватать воздуха, от есть требуется дышать чаще, то я просто сбавлял темп. Доходило до того, что на крутых участках пути я мог делать один шаг в течение пяти секунд, то есть за минуту пять – шесть шагов. Останавливаться разрешал себе только при необходимости сделать кадр на фотоаппарат. Таким образом сердце работало вполне ровно, без перегрузок.
Фирсова поляна встретила нас облаками, прошлогодней жёлто-серой травой и первоцветами. Впереди лежал склон покрытый лесом, через который вела тропа на Княжескую поляну. Здесь, на Фирсовой, мы выпили по полстакана горячего чая из термоса и двинулись дальше.

Нужно отметить, что по тропе пришлось встретить большое количество желающих подняться на Тхач. Людей было как в метро! Такое сложилось впечатление. Кот-то даже стоял лагерем на Фирсовой. К Княжеской мы уже устали здороваться со всеми кого обгоняли. Наверху я насчитал десятка два уже установленных палаток. В общем, свято место пусто не бывает! Не даром майские праздники. Только ставя палатку, мы вспомнили, что на дворе международный день труда!
Ещё на тропе, до того как выйти на склоны с преобладанием камня я чуть не лишился обуви. Дело в том, что это был урок. В гору я пошёл в резиновых сапогах. Пока шли по дороге, всё было хорошо. Но вот тут, на скользкой горной тропе резиновые сапоги это зло. В это время мы уже поднимались в слое облаков, и тут гора решила со мной поиграть! Облака расчистились на небольшом пространстве, над нами выглянуло солнце и осветило впереди лес с его первыми весенними листочками. Лучи заиграли, зазвенели, засмеялись, отражаясь в каплях на ветках и в лужах. Я быстро перехватил палки в одну руку, другой начал доставать из бокового кармана телефон с фотокамерой и при этом продолжал идти. Тут моя левая нога соскальзывает и проваливается по колено в лужу, заполненную раскисшей грязью. Я сразу остановился. Выругался (что было совершенно ни к чему, так как моё положение увидели друзья и поспешили на помощь), стараясь не дышать и не шевелиться, чтобы не провалиться глубже, убрал телефон в пакет, а затем в карман под молнию. Потом, перенеся вес на правую ногу, взялся двумя руками за сапог и потянул на себя. Ногу с сапогом удалось вытянуть только с третьей попытки. Естественно я оказался весь в грязи. Сделав пометку себе на будущее, зашагали дальше.
Собственно вот несколько уроков, которые преподнесла нам гора. Не смотря ещё и на то, что троих из нас можно смело назвать опытными альпинистами (Казбек, Белуха, Эльбрус и много других скалолазно-туристических выходов) мы однозначно поставили себе дисквалификацию за этот поход. Итак, первое, я был обут вообще как городской житель (трудно было идти всю дорогу), я не взял с собой палки (проблему частично решили ветками, но большую нагрузку они нести не могут), Жека не взял с собой очки, хотя мы прекрасно видели из базового лагеря снег на вершине. Не было с собой аптечки. Она то и не пригодилась, но факт есть факт. За это минус. На везении далеко не уедешь.

В дороге мы то шли все вместе, о чём-то говорили, то разбивались на пары или по одиночке и шли не теряя друг друга из виду.
Для меня самыми ценными оказались минуты самостоятельной работы. Когда идёшь один. Впереди вижу Жеку, уверенно и ритмично шагающего с телескопическими палочками по склону. Иду и стараюсь брать с него пример. Не гонюсь за ним. Иду в своём ритме. Слушаю своё сердце, дышу ровно. Только через нос. Женьке легче, у него опыта столько! Он с шестнадцати лет в горах. Несколько лет назад на Казбек поднимался. В парилке в два раза дольше меня выдерживает. Стоп! Ты зачем себя с ним сравниваешь? – спрашиваю себя. Это же бессмысленно. А ну ка давай посмотрим что я делаю?! А я иду. Ровно иду, ровно дышу. Не задыхаюсь. Несу рюкзак. Отлично! Этого вполне достаточно чтобы дойти. До куда дойти? Да какая разница? Вон до туда, до того поворота. А там опять набор высоты. Ну и что? Медленнее. Дыши ровно. Не суетись. Тут же воздуха вполне достаточно, это же не высота ещё. Тут даже сама вершина ниже трёх километров. Так что работаем. Просто работаем и дышим. По таким подходам ребята в больших горах десятки километров отматывают. А у тебя только один день. Вечером уже будем наверху. Так и иду.
Левая палка, правая нога. Упор. Шаг правой ногой и левой палкой. И отвлекаемся на цветочки, на листочки, на лица людей. Очень много разнообразия на тропе, куда можно отвлечь внимание ума.

А с нами ещё один парень Саша и девочка, Александра. Так вот у неё за плечами лет шесть активных туристических выходов по Памиру и Тянь-Шаню. Идёт ровно. Такое ощущение, будто на прогулку по городу вышла. Это в какой-то степени подстёгивает не расслабляться. Хотя я и стараюсь больше наблюдать за работой и изменениями в собственном теле.
Саша с шестнадцати лет в горах. Сейчас ему двадцать пять. Был на Эльбрусе, Белухе. Работал гидом на Бали. Очень интересно рассказывает об этом острове. Года четыре занимается скалолазанием. Когда вышли на гребни, то он большей частью шёл не по тропе, а ближе к краю. Наблюдал сбросы. Фотографировал.
Мой друг Жека вообще уникальная личность. О нём стоит наверное отдельно написать. А в двух словах Зен это Зен. Неутомимый труженик. Он всегда полон идей. Всегда работает над собой. Замечательный преподаватель. Да и просто настоящий человек.

Таким небольшим составом преодолели мы не глядя около десятка бродов через горные реки на подходе к тропе. Поднялись на километр высоты. Поставили палатку на самом краю Княжеской поляны. Над сбросом высотой около ста пятидесяти метров. Приготовили ужин. Потом напились чаю и легли отдыхать слушая сказки про медвежонка и ёжика, которые читала нам Александра. Получилась прекрасная сюрреалистическая картина.
Обрыв. На краю стоит ярко-жёлтая палатка. Пропасть затянута облаками и их можно потрогать рукой стоя на самом краю. Мы, трое вполне взрослых мужчин лежим в полудрёме после трудового дня ходьбы и смотрим полусны, которые рисуются голосом Александры. А она продолжает читать какие-то волшебные сказки про ёжика и медвежонка. Да это те самые герои, которые из тумана. И вокруг нас туман. И в теле приятная усталость. И мы засыпаем.

Просыпаюсь около девяти вечера и с Жекой делаем ещё по чашке горячего чая с шоколадкой. Облака немного рассеивается. Уже видна пропасть под нами. И становится понятно, что утро будет ясным. Пьём чай и ложимся спать.

Утро в горах это особое состояние. Тишина. Ветра нет. Небо манит синевой своей бесконечности. За необыкновенным рельефом просматриваются внизу облака. Их нижняя кромка ниже двухсот метров, там внизу лежит Майкоп. Там пасмурное утро. А у нас тут праздник. Солнечный оркестр сияет во всю свою мощь. Переливается в капельках росы на сиреневых крокусах и белых подснежниках. Люди просыпаются. Идут за водой и здороваются все друг с другом. Желают доброго утра. Они между собой не знакомы. Они больше никогда не увидятся. Но тут, на горе, им это не важно. Они наполнены чистой радостью бытия. И они желают друг другу добра. И сегодня они все пойдут наверх. На вершину. Все это знают, но никто об этом не говорит. Это особая тайна, которой пропитан утренний свежий воздух.

Мы выползаем из палатки. Ходим по краям пропасти. Фотографируем. Наслаждаемся красотами нового дня. Потом завтракаем и собираемся наверх.
Выход начинается сразу с крутого подъёма по северному снежному склону. Он уже протоптан. Но подтаивает. Иногда проваливаемся больше чем по колено. Зато через полчаса выходим на более пологую часть маршрута, на которой снег уже растаял и движемся по направлению к вершинам Тхача. Справа и чуть сзади оставляем прекрасный вид сверху на скалу Колокольня и через некоторое время поднимаемся к первому зубу.
Тут практически уже нет травы. Под ногами мох и камни. Гора встречает облаками, которые поднимаются из пропасти и улетают вверх. Слегка клубятся вокруг нас, но видимости не уменьшают. Они висят плотной завесой, закрывая вид на цирк у подножия. Нам остаётся только любоваться северными пологими склонами и рельефом зубов, по которым тропа продолжает свой витиеватый путь к вершине. То слегка вниз, то снова вверх. Порой уклоны доходят до сорока пяти градусов. Тут уже вокруг везде снег.
Ещё несколько поворотов и мы выходим к главному зубу. Тропа огибает небольшой пупырь. Проходит несколько метров прямо над пятидесятиметровым сбросом и предлагает слегка вскарабкаться по каменистым выступам, чтобы потом сделать десяток шагов и оказаться на самом верху.
А на самом верху уже полно народу! Тут находится группа, которая пришла с другой стороны и у них уже греется чай на горелках, у них уже разложены бутерброды. Они все поздравляют с нас подъёмом. Отвечаем взаимностью и располагаемся на вершине.
Гора приняла. Это только половина пути. Вокруг нас клубятся облака. Очень плотные. Но иногда они рассеиваются и нас греет весеннее солнце. А иногда нам даже открывают панораму внизу. Правда целиком мы её так и не увидели, но саму седловину рассмотреть успели. Навигатор показывает две тысячи триста тридцать шесть метров (хотя в картах Генштаба указана отметка 2368,4м). Но это не так уж важно.
Полчаса живём на вершине. Время около полудня. Отдыхаем. Потом дорога вниз. Траверзом продолжаем путь. Обходим Тхач с восточной стороны и выходим через полтора часа на седловину.

Тут решаем устроить привал. Сорок минут на обед и отдых. Пока варится каша и греется чай знакомимся с седловиной. Здесь очень комфортно. Просторная площадка для устройства большого лагеря. Тут уже разместилось несколько синих палаток, которые мы наблюдали с вершины. Из их обитателей познакомились только с двумя видимо дежурными, они оставались с собаками в лагере. Остальные видимо были где-то на маршрутах. В лагере были четыре взрослых хаски. Великолепные добрые и общительные собаки. Вполне бесцеремонно просили у нас что-нибудь вкусненькое. Но оказались вполне вменяемыми. Хватило одного раза объяснить, что сюда не нужно лазить (в миску или в рюкзак). Причём объяснение выглядело как с человеком. Глядя в глаза я просто объяснил псу, что это не его еда и здесь он ничего не получит. Он всё понял и пошёл пытать счастья у моих спутников.

После обеда решили разделиться. Саша рванул вперёд, так как ему предстояло ещё подготовка к лекции через два дня. А мы не спеша собрались и в своём ровном ритме пошли вдоль подножия горы к реке Сахрай, и дальше домой.

Спуск проходит по живописному склону, покрытому не очень густым смешанным лесом. Когда рассеиваются облака, то справа нам открывается стена Тхача, уходящая в небо. Вокруг разбросаны камни и валуны разных размеров. Один из них был с небольшой трёхэтажный дом. Уже успел обрасти всякой зеленью и вырастил на себе с десяток деревьев.
Навстречу нам всё также попадаются группы, идущие на вершину. Все интересуются долго ли ещё идти вверх. По пути на GPS-навигаторе ставим метки с родниками. Часов с пяти вечера временами немного моросит дождик.
Спустившись к реке, ощущаю сильную боль в обоих коленях. Болят сухожилия. Болят так, что хочется плакать. Остановиться и никуда уже не ходить. Но спуск практически закончен. Дальше путь пойдёт по грунтовой дороге. Тут можно и разогнаться. Временами накатывает такое состояние, что хочется петь и плясать. Да, не смотря на боль в ногах настроение улучшается, ведь с каждым метром мы всё ближе к дому. Где тепло, сухо и где нас обязательно накормит оставшаяся с братом моя жена.

Домой добираемся только к девяти часам вечера. Уставшие. Промокшие. Последний час шли под дождём. И броды на обратном пути пересекали уже не переобуваясь. Всё равно периодически шёл дождь.
Приняв душ, переодевшись в сухое, поужинав (жена постаралась на славу, не смотря на то, что сама провела этот день не без серьёзных приключений – за малым не потерялась в лесу, про это нужно отдельно рассказывать), ложусь около печки и понимаю, что ноги мои на сегодня своё отходили. Боль адская. Ни согнуть, ни разогнуть колени. Понимаю, что перегрузил с непривычки. Нужно лишь время на отдых.

Утром меняем гранату на Жекиной машине. Монтируем батут для будущего детского лагеря и после обеда уезжаем домой.

Три дня отдыха были прожиты так, будто прошла целая неделя. Насыщенность новыми впечатлениями играет очень важную роль в этом. Самое важное, мне удалось побыть одному. С самим собой наедине. При подъёме на гору и при спуске. Я поймал музыку Тхача поднимаясь к Фирсовой поляне. Это непередаваемое состояние особой вибрации, когда начинаешь слышать как гармонично существует весь окружающий тебя мир. Гора, её деревья, цветы, трава, камни, облака клубящиеся над тропой, тропа, которая то сужается, то расширяется, то поднимается круто вверх то выполаживается и на ней человек, люди. В этот момент произошло полное опустошение ума, мысли прекратили своё существование, и осталось лишь восприятие.
Сердце билось ритмично около ста двадцати ударов в минуту уже длительное время. Я двигался вперёд и улыбался, потому что внутри меня звучала прекрасная музыка горы. Наверное так слышат музыку великие композиторы. Как я им завидую! Они не подвергая себя тяжёлому труду могут поймать это состояние. Это потрясающе!

Вопрос, почему я не ходил в горы раньше пытался всплыть и поднять внутри меня сильнейшее сожаление об упущенном времени, но я вовремя его остановил. Упущенного времени не существует. Есть лишь понимание. Понимание приходит в своё время. Значит я не был готов тогда. Значит моё время наступает сейчас. Не важно, что мне не шестнадцать лет. Не важно! Важно, что на следующий год летом запланирован подъём на Эльбрус. Важны ежедневные тренировки. Важно непередаваемое ощущение молодости и силы внутри после похода. Важно спокойствие и уверенность в себе и в будущем, а значит счастливое настоящее.
А перед отъездом из Сахрая, я повернувшись на юг спросил у Жеки показывая на другую снежную вершину, что это? Это Пшекиш. Она была прекрасна! И манила к себе. Что же, значит есть следующая цель.

По грунтовой дороге к Даховской в зеркале заднего вида периодически появляется Тхач. Вокруг вершины всё также клубятся облака, но уже гораздо меньше, чем вчера. Тем кто поднимется сегодня откроется прекрасный вид на начало Большого Кавказского хребта. Не зря они вчера мокли под дождём на подъёме в гору.

P.S.
Смешной момент произошёл уже на подходе к дому. Нам оставалось идти минут пятнадцать и чтобы сократить расстояние мы решили свернуть с дороги и пройти через лес. Отойдя на пару метров мы включили фонарики и решили одеть куртки, так как усиливался дождь. И тут по дороге подъезжает по направлению из деревни подготовленный для внедорожных работ УАЗ-Патриот. Останавливается и водитель предлагает нас подвезти до Тхача! Мы в ответ рассмеялись и сказали, спасибо, но мы только что оттуда. Пожелали друг другу удачи и разошлись по своим...

Таганрог. Май. 2015.


Рецензии
Дима, видимо одинаковые мысли могут возникнуть у людей, независимо от времени, места, от ситуации. В Гималаях у меня в голове возникла фраза "музыка гор". Она развилась и переросла в миниатюру. Так и называется "Музыка гор"
Только что про читала "Тхъач для новичков" и вижу там эти же слова.
Наверное, в горах происходит что-то такое, что настраивает людей на одну волну.
Удачных походов и восхождений. И пусть в душе у тебя всегда звучит музыка гор)))

Тамара Бабенчук   14.11.2015 16:31     Заявить о нарушении
Благодарю!!!
Даст Бог свидимся дома. В горах )))))

Малунин Дмитрий   16.11.2015 10:09   Заявить о нарушении