Человечество спешит

              "Спеши, да не торопись" (русск. пог.)            

              Случайная моя попутчица в поезде – Светлана Шевелёва. Это молодая женщина. Живёт она в городке Булаево, улица Батыр-Бате, 39, под Петропавловском, на севере Казахстана. Жизнь у неё нелёгкая, как была всегда и у всех – у её мамы, бабушки, прабабушки, у всех соседей, родных, знакомых и незнакомых…   Мы так к этому привыкли, что праздная, лёгкая, весёлая жизнь большинству из нас  покажется невыносимой.
              Света  с грустью рассказывает мне о своих проблемах. Самое последнее огорчение – это то, что ласка забралась в сарай, и отъела головы у подросших уже молодых курочек. Всех погубила - целых шестнадцать штук! А вырастить их до подросткового возраста было совсем не просто, ведь шестнадцать выжили из сорока! Куры  должны были стать подспорьем в молодой семье, а пришлось  отдать собакам – сами съесть побоялись: дикие животные могут быть переносчиками опасных болезней.
              - Ну, а как у вас вообще жизнь, в деревне? – спросила я её.
              - Плохо. Работы ни молодым, ни тем, кто постарше, нет. Не то, что при Советской власти! Тогда нам странным казалось, что на Западе какая-то безработица есть.  Пятьдесят шесть семей из Советского совхоза Булаевского района продали подешёвке дома и переселились в Беларусь – там работой обеспечены все, и, практически, сохранился социализм, гарантирующий право человека на труд, а не только декларирующий его.
               Сейчас Светлана СПЕШИТ в Алматы по делам, чтобы скорее вернуться назад – хозяйство осталось на муже, а это чревато непредсказуемыми последствиями…

                Знакомлюсь  с оралманом, казахом-переселенцем из Монголии. Он совсем плохо говорит по-русски. Рассказывает, как  с семьёй вернулись на историческую родину, в Казахстан. Неподалёку от Петропавловска, под Бишкулем, вырос целый городок для таких переселенцев с красивым названием  «Байтерек». Дома стоят просторные, красивые, стандартные – несколько улиц. Там же детсад, школа. Выглядит посёлок, когда едешь мимо на автобусе,  очень впечатляюще!
Местные, наши  казахи, обижаются: многие из них родились и живут в  ветхом жилье,  у них по бедности нет никакой надежды построить новый дом, так и бедуют. А для приезжих казахов из России, Узбекистана, Монголии, Китая, Таджикистана ставят  хоромы, выделяют скот, деньги дают  на обзаведение!
              - Ну, и что, на новой родине, в Казахстане,  лучше, чем в Монголии? – спрашиваю у попутчика-оралмана, не сомневаясь – конечно, лучше, раз переехали.
             - Что вы! Там, в Монголии, у самого бедного казаха или монгола пасётся в степи отара овец по меньшей мере из пятисот голов!  А чаще – намного больше, – возражает он. – Дома-то здесь построили красивые, а жить в них нельзя, некачественные – без фундаментов, холодные! Вот многие и раскинули во дворах современных усадеб  древние юрты. Местное население нас принимает плохо, смеются, завидуют. А чему завидовать-то?
            Он подтверждает, что правду говорят – приезжие скот, выделенный государством на обзаведение, режут, съедают. Дома продают или бросают,  и возвращаются на старые места проживания. Вот и мой собеседник едет в бывшую столицу Алматы, чтобы договориться с родными о возвращении в Монголию. СПЕШИТ… Я тоже СПЕШУ - завтра у меня самолёт на Урумчи, в Китай, и дальше - в Австралию. Там меня ждёт дочь, опаздывать нельзя!

             А пока мы продолжаем путь - едем в сторону Алматы  в плацкартном вагоне, уже за Карагандой. Бескрайние степи сменяются другим пейзажем – на горизонте начинают появляться горы Казахского мелкосопочника, некоторые – с белыми вершинами. Где-то здесь рождается наш Ишим, протяжённость которого почти две тысячи километров. А степь за окном синяя-синяя: цветёт дикий миндаль, как цвели до этого маки. Приближаемся к Балхашу. Скоро понесут по вагонам роскошную копчёную рыбу.  Такую и не захочешь – купишь! Трудно будет сдержаться, а надо  – куда мне с ней?
              В соседнем купе на нижней полке сидит, подогнув под себя ноги калачиком, старая казашка в национальном платье - она тоже из оралманов. На коленях она расстелила белую простыню, и вычёсывает густым гребнем голову с распущенными, длинными, негустыми волосами. Истово так, тщательно вычёсывает, внимательно наблюдая, что выпадает с головы. А там, кроме отдельных волосинок, ничего и не выпадает. Старуха аккуратно собирает время от времени каждую волосинку, скатывает их пальцами в колобки, и снова продолжает своё занятие. Ехать ещё далеко, можно не торопиться, и она продолжает своё занятие, ни  на кого не глядя, полностью поглощённая происходящим.
             Что-то древнее  почудилось мне в  образе старой женщины из Монголии, вычёсывающей свою голову – ведь этот обряд из давней глубины веков. Вши – давние враги человека, переносящие болезни, в частности, тиф. Накидываются они в голодные, неблагополучные годы, поражая всех подряд. Надо сохранить способность с ними бороться.
             Я тоже помню - вши бывают иногда очень  большими. У них хорошо видно внутреннее строение – они прозрачны. Поймаешь такую, с зубчатыми  боками, шевелящую лапками, положишь на гребень или ноготь, и раздавишь! Раздаётся громкий хруст. Куда они подевались – вши, клопы, блохи, тараканы? Существуют ли ещё в природе?
            Я сижу на боковой полке, а напротив меня,  за столиком, другая женщина наблюдает ту же картину. Мы молча переглядываемся:  и самим доводилось вычёсывать или ловить у кого-нибудь вшей руками в голодные послевоенные годы. Азартное занятие!
            -  Лет десять назад я работала медсестрой в инфекционном отделении областной больницы, - начинает она первой разговор. – У нас  умирала молодая девушка от последствий гепатита. Медицина ей уже не могла помочь. Рядом – страдающая мать. Мы, младший персонал,  подсказали ей: надо найти вшей, и скормить девушке несколько штук. Поможет! Убеждались в этом не раз.
             Мать схватилась, ищет – не может в городе найти. Поехала в деревню, к знакомым – нет нигде! Тогда она пришла в сельскую школу, поговорила с директором. Под предлогом общей профилактики, стали осматривать учеников на предмет педикулёза. Нашли паразитов!..
             Случай с больной девушкой был совершенно безнадёжный, однако она  после манипуляции совершенно выздоровела!

               Мы беседовали, старуха вычёсывала несуществующих вшей, кто-то спал, кто-то флиртовал, кто-то пил чай, кто-то смотрел в окно… На путь, который раньше занимал недели,  мы тратили всего полтора дня, но и они  казались нам вечностью… Уже ходят по этому же маршруту особенно скоростные поезда... Время ускоряет свой бег... И Человечество СПЕШИТ...
              Куда? Не туда ли, где, как на заре цивилизации, всем могут понадобиться густые гребни для вшей?..
             


Рецензии