Зачарованный дворец из арабской сказки

 С Альгамброй (мавританским дворцом в испанской Гранаде) я познакомилась давно, хотя не была там ни разу. Да-да, так тоже случается в жизни! Когда-то мама дала мне книжку новелл Вашингтона Ирвинга с загадочным названием "Альгамбра" и сказала: "Прочитай, тебе будет интересно"... С тех пор и длится моя любовь к этому архитектурному чуду, овеянному таинственными легендами и преданиями.

Вашингтон Ирвинг, американский писатель, историк и дипломат XIX века, назвал Альгамбру зачарованным дворцом из арабской сказки. Путешествуя по Испании в поисках материалов о Колумбе (естественно, потому, что тот открыл Америку), он три месяца прожил в этом дворце, в то время полузаброшенном и полуразрушенном, заселенном контрабандистами, впитывая в себя арабскую древность из рассказов, баллад и легенд, и был настолько очарован им, что написал об этом чудесную книгу, которой буквально зачитывались и в Америке, и в Европе. Американцы даже шутили тогда, что Европа знает США по Ниагарскому водопаду и книгам Ирвинга.

Конечно, в наше время пожить в Альгамбре, прислушиваясь к стонам убитых Абенсеррахов или игре прекрасной царевны на серебряной лире, уже не придется, но все же давайте попробуем посмотреть на нее глазами Ирвинга, который также назвал Альгамбру микрокосмом, а свое пребывание в ней - "одним из сладчайших жизненных снов"...

Основателем Альгамбры был Альгамар (Мухаммед Ибн Аль-Ахмар), правитель Гранадского эмирата – последнего арабского государства на территории Испании. На скалистом уступе гор Сьерра-Невады, где сливаются реки Хениль и Дарро, на месте древнеримской крепости, в 1239 году он начал возводить дворец, который должен был стать и укрепленной крепостью. Мавры (так называли арабских и африканских завоевателей Испании, от древнеримского mauros – «темный») считали его чародеем, который с помощью алхимии добывал золото для строительства. Он лично руководил работами зодчих и каменщиков.

Однако до нашего времени дошли более поздние постройки XIV века – строительство дворца завершил Юсуф Абуль Хаджи, не менее мудрый и благородный государь, который знал толк в архитектуре, сам сажал прекрасные цветы и деревья и слыл замечательным поэтом. О том, как искусно Юсуф I украсил Альгамбру, свидетельствуют многочисленные орнаментальные надписи на стенах дворца.
"Для путешественника, наделенного чувством истории и чутьем поэзии - а история и поэзия неразрывно сплетены в анналах романтической Испании, - Альгамбра может служить местом поклонения, как Кааба для правоверного мусульманина. Сколько сказаний и обычаев, исконных и позднейших, сколько песен и баллад - арабских и испанских - о любви, войне и и рыцарских подвигах связано с этим монументом Востока!" - писал Ирвинг.

Прошло несколько веков, мавры перестали существовать как народ, рассеявшись бесследно и оставив после себя чудесный замок, прекрасный архитектурный памятник своего существования. "Альгамбра: мусульманская крепость посреди христианского края, азиатский дворец среди готических строений Запада - прекрасный памятник доблестному, разумному, вежливому народу, который нагрянул, владычествовал, процветал, исчез".

Снаружи Альгамбра укреплена стенами из красноватого камня и состоит из лаконичных разноуровневых построек, настоящую же свою красоту она открывает только тем, кто оказывается внутри. ("...Мы перешли порог и были враз, точно по мановению волшебной палочки, перенесены в иные времена и в иное царство: мы попали в Аравию. Резкий контраст - между невзрачной наружностью дворца и сценой, нам открывшейся".)

Главный вход в крепость через Ворота правосудия, на замковом камне арки ворот высечена огромная рука, а на противоположной стороне изображен ключ. Предание гласит, что рука и ключ – колдовские знаки судьбы Альгамбры, заклятие, наложенное чародеем. Как только рука протянется за ключом, башни и стены превратятся в прах и откроют мавританские сокровища.
 
Вообще вся история Альгамбры полна увлекательных легенд: о прекрасных девушках, зарытых кладах, которые стерегут призраки-мавры, и сокровищах, которые достаются беднякам, имеющим доброе сердце и веселый нрав. Влюбленные в этих легендах, пройдя непростые испытания, почти всегда соединяются и живут долго и счастливо. А в подземном дворце ждет своего часа зачарованный султан Боабдил с зачарованным войском… Но пока рука не делает никаких попыток взять ключ, и туристы спокойно проходят через ворота.

Центральная часть комплекса – это парадный дворец Комарес с Миртовым двориком.
Вдоль пруда перед входом посажены миртовые деревья, а зеркальная гладь водоема кажется продолжением мраморного пола, и в нем отражаются, зрительно расширяя пространство, 45-метровая башня Комарес, голубое небо, ажурные арки и глазурные плитки дворцовых стен. "А вот и чудное, ясное утро: солнце еще не в силах прогнать ночную свежесть. Как прекрасно таким утром взойти на башню Комарес и с высоты птичьего полета обозреть Гранаду и ее окрестности!"
 
В башне Комарес находится Тронный зал (или Зал послов) – прямо напротив входа в нише стоял трон гранадских эмиров. Толщина стен достигает здесь 3 метров, и каждое из 9 больших, начинающихся от самого пола, арочных окон образует самостоятельное помещение – своеобразную лоджию. Внешняя простота башни скрывает роскошное внутреннее убранство, а украшенный звездами резной потолок из кедрового дерева заканчивается куполом и символизирует семь небес ислама.

Весь искусный декор Зала послов – затейливая резьба, сложные орнаменты-арабески, позолота, цветные витражи и игра света – должен был восхищать и поражать посетителей и показывать могущество и богатство властителей Гранады.
 

Ко дворцу Комарес примыкает окруженный ажурной резной аркадой Львиный дворик – самое изящное сооружение Альгамбры, полное чувственной роскоши и восточной неги. Здесь располагались личные покои гранадских правителей. «Легкая игра воображения, – пишет Ирвинг, – и появится грустная гаремная прелестница, блуждающая средь затворнической роскоши Востока».

В центре дворика находится фонтан, окруженный 12 львами. Число 12 неслучайно – столько львов поддерживало трон царя Соломона. На фонтане сохранилась надпись: «Смотри на воду и смотри на водоем, и ты не сможешь решить, спокойна ли вода или струится мрамор».

Для арабских садов фонтаны так же характерны, как колонны для греческих зданий. Вода, по акведукам поступающая с гор Сьерра-Невады, в изобилии наполняла ручьи, бассейны, пруды и фонтаны Альгамбры, и питала благоухающие сады и цветники.
Из Львиного дворика можно попасть в Зал Абенсеррахов. С этим залом связана уже мрачная история. Когда-то здесь вероломно убили 36 потомков сильного рода, который представлял опасность для правящей династии. А на дне фонтана, если верить легенде, вода иногда становится красной, как кровь...
 
Множество садов украшают Альгамбру. Чистый горный воздух, обилие солнечного света и голубого неба, пруды и фонтаны, миртовые и апельсиновые деревья, кипарисы, вечнозеленые кустарники и душистые цветы создают здесь особую атмосферу. На стенах дворца написано: «Как чарует этот сад, где цветы земные не уступают красою звездам небесным!» Один из таких садов – Сад Линдарахи – назван именем прекрасной девушки, дочери придворного, который выказал преданность своему эмиру.

Рядом с Альгамброй находится старый летний дворец – Хенералифе, построенный в 1250 году. На террасах, лежащих на крутом склоне, разбиты сады с бассейнами, фонтанами, изобилием зелени и цветов. "Легкий дворец на той горе, с высокими белыми башнями и длинными аркадами, стесненный пышными рощами и висячими садами, - это Хенералифе, летний дворец мавританских царей, куда они перебирались в жаркие месяцы, дабы насладиться прохладой, которой нет даже и в Альгамбре".

С дворцом Хенералифе связана занимательная легенда о царевиче Ахмеде, которому звезды предсказали излишнюю влюбчивость, и отец предусмотрительно заточил маленького мальчика в отдаленный горный дворец, где в уединении старый ученый-философ должен был обучать ребенка всевозможным наукам и оберегать от самого слова "любовь". На свою голову старец обучил мальчика языку птиц, и однажды весной, когда птицы щебетали только одно слово "любовь", голубь объяснил юноше его значение и сказал, что видел в одном прекрасном саду прекрасную девушку, которую мог бы полюбить царевич Ахмед. Так и случилось: голубь передал письмо Ахмеда красавице, а красавица (кстати, тоже заточенная своим отцом, потому что и ей звезды предсказали излишнюю влюбчивость) передала Ахмеду через голубя свой миниатюрный портрет. Кто бы сомневался, что, пройдя много препятствий, влюбленные обретут друг друга! Только голубя жалко - он погиб, принеся царевичу портрет...

Однако я не буду пересказывать вам все легенды, рассказанные Ирвингу местными жителями, предоставлю вам радость открывания чего-то нового... Скажу только, что путешествовал по Испании американец с русским дипломатом - князем Долгоруковым, наверное, через него и попала книга об Альгамбре в русские гостиные. Потому что "Сказка о золотом петушке" Александра Сергеевича Пушкина, похоже, написана под впечатлением от этой книги, в которой есть легенда о престарелом правителе и еще более древнем чернокнижнике-звездочете, которые никак не могли поделить прекрасную христианскую царевну, играющую на волшебной серебряной лире...

Когда мавров изгнали из Испании и Альгамбру покинул ее последний правитель Боабдил, ворота в Семиярусной башне, через которые он уходил, по его просьбе замуровали. На самой высокой башне Альгамбры установили серебряный крест, мечеть превратили в капеллу, а король Карл V решил построить величественный дворец, утверждающий свое господство на отвоеванной территории. Но строительство, начатое в 1527 году, завершили лишь в 1927-м. ("При всем массивном великолепии и изяществе дворца Карла V он показался нам высокомерным и непрошенным гостем...")

Несмотря на то, что в Альгамбре останавливались король Фердинанд с королевой Изабеллой – они даже принимали в Зале послов Христофора Колумба, католические короли Альгамбру не любили. Она постепенно приходила в упадок. В 1812 году французские войска взорвали несколько башен, позже, в 1821 году, землетрясение оставило свой след…

В 1870 году Альгамбра получила статус национального памятника, и с этого времени началось ее возрождение. Сейчас Альгамбра по праву считается шедевром архитектуры и привлекает туристов со всех концов света.
Когда-то мавры полагали, что рай находится прямо над Альгамброй – может быть, именно в этом и кроется секрет ее очарования?


Рецензии