Писатели и читатели

Из дневника


16.05.2015

«Рано или поздно это следовало признать: читатель умер. Искренний, нерасчётливый и одухотворённый читатель умер в девяти случаях из десяти…Если вдуматься, смерть читателя была предсказуемой…» – так пишет в «Новой газете» некто под именем Улья Нова. Большой оригинал, судя по всему. И где их только откапывает «Новая газета»?

Такое мрачное и не соответствующее действительности предсказание выдал сей господин или госпожа. И тут же обоснование сего «скрытого трагизма природных явлений»: во всём виноват Создатель.

Одно хорошо – критик не валит всё на время, которое у многих умников во всём виноватое. Мы-то хорошие, а вот время…

«Беспорядок и бескультурье торжествуют – такой эту вселенную задумал Бог. Ему нравилось, чтобы со временем всё истончалось, утрачивалось, рассыпалось в пыль, предоставляя пространство для чего-то совсем другого…» – так небрежно, проходя мимо, свалил критик вину «прогрессивного человечества» во всемирном бардаке на совершенного Создателя Вселенной.

Да уж! У Бога везде порядок, даже в необъятном космосе – каждая звезда на своём месте и носит своё имя. Беспорядок и бескультурье – это сугубо человеческое «достижение», к которому оно (человечество) скатилось после изгнания Адама и Евы из рая.

Лёгкий подход, даже легкомысленный…

Откуда вам знать, Улья Нова, что нравится Богу, а что нет? Высоко заносит вас, падать больно будет. Ну и хрен с вами, мне вас не жалко.

Чуть ниже он (или она) находит всё же «множество позитивных сторон» в смерти читателя. Одним из положительных последствий массовой смерти читателя является радостный факт: осиротевший (без читателя) автор обретает абсолютную свободу. Ну-ка, ну-ка, вникнем в детали…

Абсолютная свобода или абсолютная правота – это фикция, иллюзия, заблуждение, свойственные несовершенному человечеству. Нет ничего абсолютного в мире людей. Только Бог, Создатель Вселенной и жизни, абсолютно возвышается над всем своим Творением, управляет им и законно решает понятия добра и зла.

В современном мире, где книга уже давно превратилась «в малотиражный, устаревший и мало что меняющий хлам (или макулатуру-А.К.), писатель может вытворять всё, что душе угодно».

Да, вытворяют, и такое вытворяют…

В самом деле, нет границ и нет правил для написания книги, кроме представления автора о прекрасном…Кроме желания писателя рассказать свою историю, которую он считает самой интересной на свете…Кроме потребности автора увековечить свою боль, свою любовь, своё отчая-ние…Кроме попыток растревожить и растормошить мерт-веца (т.е. читателя) всеми мыслимыми и немыслимыми приёмами.

Удивительно, но именно такие попытки оказывались и оказываются иногда обречёнными на успех.

Что есть, то есть. Но читателей, а это мыслящие люди, по-прежнему маловато. Пожалуй, писателей больше будет. К тому же наблюдается устойчивая тенденция к сокращению первых и росту числа вторых.

Нормальный ход – если читателю есть что сказать, то он переходит в писатели. У нас на глазах рождается новая российская общность разно мыслящих и творчески действующих людей, и здесь Интернет сделал своё полезное дело – свёл их на общем поле и вбросил шайбу – играйте ребята, а мы будем вас судить, поощрять или наказывать за нарушения правил.

Кто платит, тот поднимается выше…Рейтинги, конкурсы, рецензии, Союз писателей и вознёсшиеся амбиции…

И уже можно и приятно, представляясь кому-то, сказать:
    – Сидоров-Сидорелли – член Союза…писателей…


17.05.15

Заглянул в «Википедию», прочитал:
«Евразийство – философско-политическая концепция, утверждающая самобытность и обособленность Третьего континента – «Евразийской цивилизации», при этом органически сочетающая в себе культурные, духовные и мировоззренческие начала как Западного, так и Восточного миров».

Почему российскую общественность так тянет в азиатском направлении? Об этом кое-что сказал современный писатель Евгений Чижов:
«…человеческая жизнь в Азии действительно почти ничего не стоит. Там в приоритете род, череда предков, традиции, передающиеся из поколения в поколение, но отнюдь не судьба отдельно взятого мужчины или женщины».

Это нам подходит…Верно заметил Чижов. Испокон веку, с тех пор, как научились писать и начали летописи вести, на Руси процветала междоусобица. За триста лет до татаро-монгольского нашествия жизнь человеческая ни черта не ценилась. А наши некоторые историки и писатели (и даже уважаемый мною М. Веллер) валят на татар жестокость российских взаимоотношений: дескать, деспотизм власти на Руси у нас от татар, азиатов проклятых. А до их пришествия у нас было всё благородно и справедливо…мы были такие хорошие.
Хрен там…

Зато «Евразийская концепция» удобно объясняет нашу невозможность вписаться в Европейскую цивилизацию по той простой причине, что там слишком носятся с правами отдельно взятого мужчины или женщины, и даже ребёнка. У нас права только у господствующей элиты, религии, силовых структур и прислуживающих им интеллигентов.

Ну и хрен с ними. Пусть господствуют, служат и прислуживают…Жизнь у них беспокойная, о положении своём пекутся неустанно, конкуренция, подсиживание, взаимные пакости…

Приведу ещё одно высказывание Е. Чижова, которое так и просится для цитирования:
«…писатель или поэт…эгоцентричен и, в отличие от того же переводчика или критика, работает в первую очередь для себя…Поэт – это лирическое амплуа. Он хочет, чтобы любили в первую очередь не его произведения, а его самого. Ему всегда недостаёт признания, он ощущает свою избранность…».

Что есть, то есть.


Рецензии
По поводу последнего. "Не его произведения, а его самого." Настоящий писатель хочет, чтобы любили его произведения. В первую очередь. В этом суть творчества. Я растворяется. ))) Очень интересно у Вас. Спасибо. Вдохновения.

Ирен Бертрам   18.11.2016 12:34     Заявить о нарушении
Спасибо, Ирен!
Вы уловили важную для вас деталь.
Сам такой - 10 страниц мимо прошелестят, а одну интересную строку заметишь...
Нормально.

С уважением - АК.

Александр Квиток   18.11.2016 17:11   Заявить о нарушении