Рассказ монтера или ошибка Милгрэма

Честно скажу, никогда в жизни не видел психологов, даже не знал, что они существуют, пока не приехал в Америку (случилось такое счастье – выиграл Green card). Всю жизнь работал монтером в Воронеже. A приехав сюда, начал мыть посуду, потом устроился разносчиком пиццы. Ну и попал в психологический эксперимент. Меня втянул в это дело студент, с которым я снимал бейсмент. Студент изучал психологию. Он сказал, что его шеф, известный психолог, собирается повторить опыт другого известного психолога, можно сказать гения, и ему нужны для этого здоровые, психически устойчивые личности. Плата $5. Деньги, конечно, смешные, я за пиццу получал $7 в час, но все же дополнительный заработок, глупо отказываться, тем более, что и делать-то особенно нечего, как сказал студент, сиди себе и нажимай на кнопки.

Я, конечно, согласился. Привел он меня к психологу, сказал, что здоровее и устойчивее личности трудно себе представить: бессонницей не страдаю, ем селедку с луком, запиваю молоком и меня после этого не проносит. Психолог, невидный такой мужик с плешью на голове, стал объяснять мне смысл эксперимента. Ему, видите ли, необходимо было понять, как влияет на человеческую память боль: улучшает, ухудшает, или вообще не влияет. А что тут выяснять, думаю, всем известно – как. Меня однажды стукнуло током, аж руку прожгло, я от боли вообще не мог вспомнить, зачем на столб полез. Короче, плохо влияет. Но я, конечно, не стал возражать, слушаю дальше. Психолог говорит: один доброволец будет «учеником», другой – «учителем». Ученика привяжут к стулу и соединят проводами с генератором тока (?!) е...елки–палки! (я как приехал в Америку, дал себе слово не выражаться). А он продолжает: ученику дадут задание – запомнить слова парами, потом будут его проверять. Если он ошибется, учитель накажет его током в 15V (это, положим, мелочь), а дальше с каждой ошибкой будет увеличивать силу тока (для этого на табло имеется 30 кнопок ) и доведет, если надо, до максимальной: 450V! Ну и метод, прямо скажу – ужас! (на языке вертится другое слово). Я сказал, что не буду учеником за пять долларов, пусть даже и не мечтают, минимум семь. Психолог сказал, что согласен, а кем я буду, решит жребий. 

По жребию мне выпало быть учителем. Учеником стал другой доброволец, довольно  хилый на вид, который заявил, что у него больное сердце, и он недавно вышел из больницы. Вот те на, говорю, ничего получше не могли найти? Его же убьет током! Не убьет, говорит психолог, мы на больном шимпанзе проверяли, а только причинит ему боль без долговременного повреждения тканей (!) Тьфу ты, думаю, куда я попал, это же сборище сумасшедших! Психолог точно псих, и этот больной ученик тоже хорош, совсем мозги потерял, рискует жизнью ради пяти долларов. И вообще, где их гуманизм с демократией? Если бы у нас в Воронеже такое придумали, психологу бы башку оторвали! И почему это я должен нажимать на кнопки?
– Почему сами не нажимаете, – спрашиваю, – а меня для этого наняли?
Психолог немного замялся и говорит, что так надо для чистоты эксперимента, потом он мне все объяснит, а теперь, говорит, приступим к делу. В общем, вижу, что дело нечисто, но виду не подаю, думаю, ладно, начнем эксперимент, там разберемся. Начали. Сижу за пультом, рядом психолог, в другой комнате ученик, привязанный к стулу. Я его вижу и слышу через окошко.

Ученик сразу ошибся (еще бы, если человека подключить к генератору!) Но я тоже разволновался (как-никак первый в жизни научный эксперимент) и вместо крайней левой кнопки (15V), нажал на крайнюю правую, где было написано: ХХХ - опасно для жизни! Мать родная! В тот же миг вспыхнула лампочка, реле щелкнуло, ну, думаю, что я, подлец, наделал – убил человека! Смотрю, а человек-то сидит себе, ухо чешет. Это при ударе 450V! Хеллоу! Меня, положим, и 1000 било, но я-то здоровый мужик, у меня большое сопротивление организма, а у этого чувака с его сердцем какое сопротивление? Ну хоть заорать-то он должен, зараза, а он чешется! Эге, говорю я психологу, у вас, я смотрю, неполадки с электричеством. А психолог весь покраснел, сконфузился, однако сумел выкрутиться. Это мы, говорит, пробный эксперимент устроили, разомкнули цепь на всякий случай, теперь сомкнем, так что будьте внимательны. И дает указание своему помощнику. Я, конечно, сильно засомневался, но пока молчу, присматриваюсь.

Далее все идет по плану: ученик ошибается, я нажимаю на кнопку, он ошибается, я нажимаю... Дошли до 150V. Здесь он стал жаловаться на сердце, просит, чтобы эксперимент прекратили. Я смотрю на психолога, он говорит: «Эксперимент необходимо продолжить. Продолжайте, пожалуйста». Так и говорит, не моргнув глазом! Тут я, конечно, допер, что они блефуют, и никого там не бьет током, и вообще, глаза мои открылись. А-а, думаю, это они меня, гады, испытывают, а не «ученика» того, хилого (мать его!), и не память они изучают (какого черта!), а что именно, х...хто его знает! Ладно, думаю, сейчас устрою им шоу, то бишь комедию Шекспира, будут помнить!

– Что ж, продолжим! – говорю я и нажимаю на кнопку, а сам гляжу на психолога, у того рожа довольная, сидит, потирает руки – придурок! И дальше пошло-поехало, ученик ошибается – я нажимаю, он кричит, изображает страдания, но я-то знаю, что он прикидывается, и знай себе налегаю на кнопки. Он уже прямо орет, чтобы эксперимент прекратили, а психолог мне говорит: продолжайте! Я на миг замираю, как бы борясь с собой (закатываю для виду глаза), и продолжаю. На 300V ученик заявляет, что отказывается участвовать в эксперименте, не будет давать ответы, и орет истошно. Психолог говорит: продолжайте! (вот осел!) Я изображаю душевные муки, угрызения совести – и продолжаю. После 345V ученик перестает, наконец, кричать и подавать признаки жизни. Все, откинул копыта. Тут я хватаюсь за голову и начинаю мычать, изображая отчаяние, а сам краем глаза наблюдаю за психологом. А он весь сияет, чувствуется, что очень доволен экспериментом. Ну держись, сукин сын, ты у меня получишь! Я быстро поворачиваюсь к нему, на лице моем улыбка, я смотрю ему прямо в глаза и говорю: в жизни не видел такого дурацкого шоу!

Что с ним было! Глаза на лоб полезли, весь затрясся, потом еле выдавил:
– Почему вы так думаете?
– Очень просто, – говорю, – объясняю на доступном вам english, за три года, слава богу, набрал vocabulary. Вы говорите, что этим садистстким способом изучаете влияние боли на память, хотя тут и смотреть-то нечего, и так все ясно. Причем изучаете на больном человеке, сердечнике, связав его и хватив током 350V, несмотря на его вопли, – да кто же в это поверит, последний дурак и тот усомнится! Поехали дальше, вы платите человеку пять баксов за то, чтобы он тыкал в кнопки, хотя и сами это можете сделать. Человек, если он не дебил, сразу смекнет, что тут что-то не то. Но самая главная ваша ошибка, которая прямо режет глаз, вернее слух, и не оставляет сомнений, что все это блеф, – тут я сделал эффектную паузу.
– Какая ошибка, какая ошибка?! – завыл психолог. 
– А вот какая. Я, как русский эмигрант, к тому же бывший монтер, хорошо знаю, что говорит человек, которого стукнуло током, если он в состоянии говорить, сам бывал в такой ситуации и других видел. Соображаете, ну?
– F..k! – буркнул психолог.
– Вот именно, а то и похлеще, в зависимости от силы разряда. А ваш Гамлет что мелет? «Пожалуйста, прекратите, у меня больное сердце, умоляю...», – и тому подобную муть. Вы так весь свой эксперимент загубите, уважаемый коллега, вам никто не поверит с таким смешным текстом. И вообще, между нами, психологами, что вы на самом деле пытались уяснить своим, мягко говоря, необдуманным и честно сказать, б... бредовым экспериментом?

Я прямо добил его. Он сидел, не дыша, как если бы его стукнуло 5000V. Ничего не сказал, только рукой махнул, мол, вы свободны. Я попрощался с ним вежливо, попросил расчет и пошел к выходу. В коридоре я нарочно замедлил шаг и прислушался. Психолог, выйдя из шока, говорил своим ассистентам:

– Этот тип испортил мне все настроение, сорвав гениальный эксперимент Милгрэма*, который мы с вами решили повторить, дабы еще раз доказать миру его гениальность. Прошу, чтобы впредь все подопытные личности тщательно проверялись. Русских, в особенности монтеров, в опыт не вовлекать! Брать только средних американцев, которые мыслят и действуют строго по инструкции, иначе психологии – хана! (тут он ввернул другое слово, не буду его повторять).

Но изменения в текст он все-таки ввел. Мне студент рассказал. Теперь ученик после 150V начинает крыть учителя матом. Учитель, конечно, тоже в долгу не остается и не скупится на выражения, во всю налегая на кнопки. В общем, эксперименты теперь проходят в теплой дружеской обстановке, с такими диалогами, что у экспериментаторов уши вянут. А мне, конечно, приятно. Я, можно сказать, горжусь тем, что вложил свой скромный труд в развитие сложной и весьма любопытной науки – человеческой психологии. Хотя до сих пор мне не ясно, что же все-таки они изучали. Студент обещал мне сказать, когда они все до конца изучат. Вот я и жду... 


* Стэнли Милгрэм, американский психолог, который на основании экспериментов пришел к выводу, что 65% обычных граждан способны замучить других людей, подчиняясь указаниям авторитета. Ему также принадлежит «теория шести рукопожатий».


Рецензии
Интересно было читать до самого конца. Интригу ждал в конце. Это интересно,когда читатель находится в напряжении. Спасибо! Но,поскольку я зануда, то есть мааааааааалюююююююсенькое замечание к следующему предложению:"Психолог помялся...." У меня первая догадка была,что поменялся человек психолок, но Вы,Маро, явно имели в виду, что всё тот же психолог и он; ИЗМЕНИЛСЯ В ЛИЦЕ. ПОМЕНЯЛ ТАКТИКУ СВОЕГО ПОВЕДЕНИЯ. Ведь так же? Но это в общем ерунда.Рассказ хороший.Спасибо ещё раз!

Эгрант   23.12.2015 17:22     Заявить о нарушении
"Помялся" или "замялся" в смысле "нерешительно", и никак не в смысле "поменялся" или " изменился в лице". Но для Вас лично добавила в текст "немного помялся", чтобы было понятнее. ))
Спасибо за отклик!


Маро Сайрян   24.12.2015 01:50   Заявить о нарушении
Ой! Маро извини,я рассказ твой читал первый раз в телефоне, там мелко и я не правильно прочёл слово. Я слово ПОМЯЛСЯ, прочёл как ПОМЕНЯЛСЯ. По этой причине и возникло моё замечание. В принципе ты права. И всё нормально и замечательно! Спасибо.Впредь буду читать внимательней. Рассказ замечательный. Ещё раз извиниМаро.Был не прав я.(Чувствую ,что обиделись.А зря)

Эгрант   24.12.2015 09:00   Заявить о нарушении
Да ради бога, не стоит извиняться, все нормально, Вы по натуре, мне кажется, перфекционист и это очень хорошее качество. ))

Маро Сайрян   24.12.2015 16:45   Заявить о нарушении
Отнють! Просто очень хочется видеть в людях то,чего сам лишён начисто!(Смущённо, "глядя искоса,низко голову наклоня", улыбаюсь)

Эгрант   24.12.2015 19:42   Заявить о нарушении
Не знаю, чего Вы лишены, но точно не чувства юмора, к счастью. ))

Маро Сайрян   24.12.2015 20:01   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.