Рассказ монтера или ошибка Милгрэма
Я, конечно, согласился. Привел он меня к психологу, сказал, что здоровее и устойчивее личности трудно себе представить: бессонницей не страдаю, ем селедку с луком, запиваю молоком и меня после этого не проносит. Психолог, невидный такой мужчина с плешью на голове, стал объяснять мне смысл эксперимента. Ему, видишь ли, необходимо было понять, как влияет на человеческую память боль: улучшает, ухудшает, или никак не влияет. А что тут выяснять, думаю, всем известно – как. Меня однажды стукнуло током так, что руку прожгло, я от боли вообще не мог вспомнить, зачем на столб полез. Короче, плохо влияет. Но я, конечно, не стал возражать, слушаю дальше. Психолог говорит: один волонтер будет «учеником», другой – «учителем». Ученика привяжут к стулу и соединят проводами с генератором тока (?!) е...елки–палки! (я как приехал в Америку, дал себе слово не выражаться). А он продолжает: ученик получит задание – запомнить несколько парных слов, потом его будут проверять. Если он ошибется, учитель накажет его током в 15V (это, положим, мелочь), а дальше с каждой ошибкой будет увеличивать силу тока (для этого на табло имеется 30 кнопок ) и доведет, если надо, до максимальной: 450V! Ну и работка, прямо скажу – ужас! (на языке вертится другое слово). Я сказал, что не буду учеником за пять долларов, пусть даже и не мечтают, минимум семь. Психолог сказал, что согласен, а кем я буду, решит жребий.
Мне выпало быть учителем. Учеником стал другой доброволец, довольно хилый на вид мужчина, который сообщил, что у него больное сердце, и он недавно выписался из больницы. Вот те на, говорю, ничего получше не могли отыскать? Его же убьет током! Не убьет, говорит психолог, мы на больном шимпанзе проверяли, а только причинит ему боль без долговременного повреждения тканей (!) Тьфу ты, думаю, куда я попал, это же клуб сумасшедших! Психолог точно псих, и этот больной ученик тоже хорош, совсем мозги потерял, рискует жизнью из-за пяти долларов. И вообще, где их хваленые гуманизм с демократией? Если бы у нас в Воронеже такое придумали, психологу бы башку оторвали! И почему это я должен нажимать на кнопки?
– Почему сами не жмете, – спрашиваю, – а меня для этого наняли?
Психолог немного замялся и говорит, что так надо для чистоты эксперимента, потом он мне все объяснит, а теперь, говорит, приступим к делу. В общем, вижу, что дело нечистое, но виду не подаю, думаю, ладно, начнем эксперимент, там разберемся. Начали. Сижу за пультом, рядом психолог, в другой комнате ученик, привязанный к стулу. Я его вижу и слышу через окошко.
Ученик сразу ошибся (еще бы, если человека подключить к генератору!) Но я тоже разволновался (как-никак первый в жизни научный эксперимент) и вместо крайней левой кнопки (15V), нажал на крайнюю правую, где было написано: ХХХ – опасно для жизни! Мать родная! В тот же миг вспыхнула лампочка, реле щелкнуло, господи, думаю, что я, дурак, наделал – убил человека! Смотрю, а человек-то сидит себе, ухо чешет. Это при ударе 450V! Хеллоу! Меня, положим, и 1000V било, но я-то здоровый мужик, у меня большое сопротивление организма, а у этого слабака с его сердцем какое сопротивление? Ну хоть заорать-то он должен, зараза, а он чешется! Эге, говорю я психологу, у вас, как я посмотрю, неполадки с электричеством. А психолог-то весь покраснел, сконфузился, но сумел выкрутиться: это мы, говорит, пробный эксперимент устроили, разомкнули цепь на всякий случай, теперь сомкнем, так что будьте внимательны. И дает указание своему помощнику. Я, конечно, сильно засомневался, но пока молчу, присматриваюсь.
Далее все идет по плану: ученик ошибается, я нажимаю на кнопку, он ошибается, я нажимаю... Дошли до 150V. Здесь он стал жаловаться на сердце, просит, чтобы эксперимент прекратили. Я смотрю на психолога, тот говорит: «Эксперимент необходимо продолжить. Продолжайте, пожалуйста». Так и говорит, не моргнув глазом! Тут я, конечно, допер, что они блефуют, и никого там не бьет током, и вообще, глаза мои открылись. А-а, думаю, это они меня, гады, испытывают, а не «ученика» того дохлого (мать его!), и не память они изучают (какого черта!), а что именно, х...хто его знает! Ладно, думаю, сейчас устрою им шоу, то бишь комедию Шекспира, будут помнить!
– Что ж, продолжим! – говорю я и нажимаю на кнопку, а сам гляжу на психолога, у того рожа довольная, сидит, потирая руки – придурок! И дальше пошло-поехало, ученик ошибается – я нажимаю, он кричит, изображает страдание, но я-то знаю, что он дурачится, и знай себе налегаю на кнопки. А он уже кричит, чтобы эксперимент прекратили, а психолог требует: продолжайте! Я на миг замираю, как бы борясь с собой (при этом закатываю глаза), и продолжаю. На 300V ученик заявляет, что отказывается участвовать в эксперименте, не будет давать ответы, и при этом орет истошно. Психолог твердит: продолжайте! (вот мудак!) Я изображаю душевные муки, терзания совести – и продолжаю. После 345V ученик перестает, наконец, кричать и подавать признаки жизни. Все, откинул копыта. Тут я хватаюсь за голову и начинаю стонать, изображая отчаяние, а сам краем глаза наблюдаю за психологом. А он весь сияет, видно, что страшно доволен экспериментом. Ну держись, сукин сын, ты у меня получишь! Я быстро поворачиваюсь к нему, глядя ему прямо в глаза, и говорю с улыбкой: в жизни не видел такого дурацкого шоу!
Что с ним стало – не могу описать! Он весь затрясся, глаза на лоб полезли, потом еле выдавил:
– Почему вы так думаете?
– Очень просто, объясню на доступном вам english, за три года, слава богу, набрал vocabulary. Вы говорите, что этим варварским способом изучаете влияние боли на память, хотя тут и смотреть-то нечего, и так все ясно. К тому же изучаете на больном человеке, сердечнике, связав его и хватив током 350V, несмотря на его вопли, – да кто же в это поверит, последний дурак и тот усомнится! Поехали дальше: вы платите человеку пять баксов за то, чтобы он тыкал в кнопки, хотя сами могли тыкать даром. Человек, если он не осёл, сразу смекнет, что тут что-то не так. Но самая главная ваша ошибка, которая прямо режет глаз, вернее слух, и не оставляет сомнений, что все это блеф, – тут я сделал эффектную паузу.
– Какая ошибка, какая ошибка?! – стонал психолог.
– А вот какая. Я, как русский эмигрант, к тому же бывший монтер, знаю, что говорит человек, которого стукнуло током, если он в состоянии говорить, сам бывал в таком переплете и других видел. Смекнули, ну?
– F..k! – шепнул психолог.
– Вот именно, а то и похлеще, в зависимости от силы разряда. А ваш Гамлет что мелет? «Пожалуйста, прекратите, у меня слабое сердце, умоляю...», – и тому подобную муть. Вы так весь свой эксперимент загубите, уважаемый коллега, вам никто не поверит с таким смешным текстом. И вообще, между нами, психологами, что вы на самом деле пытались уяснить своим, мягко говоря, необдуманным и честно говоря, б... бредовым экспериментом?
Я прямо добил его. Он сидел, не дыша, как если бы его стукнуло 5000V. Ничего не сказал, только рукой махнул, мол, вы свободны. Я попрощался с ним вежливо, попросил расчет и пошел к выходу. В коридоре я нарочно замедлил шаг и прислушался. Психолог, выйдя из шока, говорил своим ассистентам:
– Этот тип испортил мне все настроение, сорвав гениальный эксперимент Милгрэма*, который мы с вами решили повторить, дабы еще раз доказать миру его гениальность. Прошу, чтобы впредь все подопытные личности тщательно проверялись. Русских, в особенности монтеров, в опыт не вовлекать! Брать только средних американцев, которые мыслят и действуют согласно инструкции, иначе психологии – хана! (тут он ввернул другое слово, не буду его повторять).
Но изменения в текст он все-таки ввел. Мне студент рассказал. Теперь ученик после 150V начинает крыть учителя матом. Учитель, конечно, тоже в долгу не остается и не скупится на выражения, во всю налегая на кнопки. В общем, эксперименты теперь проходят в теплой дружеской обстановке, с такими диалогами, что у экспериментаторов уши вянут. А мне, конечно, приятно. Я, признаться, горжусь, что внес свой скромный вклад в развитие сложной и весьма любопытной науки – человеческой психологии. Хотя до сих пор непонятно, что всё-таки они старались изучить? Студент обещал рассказать, когда они всё изучат. Вот я и жду...
* Стэнли Милгрэм, американский психолог, который на основании экспериментов пришел к выводу, что 65% обычных граждан способны замучить других людей, подчиняясь указаниям авторитета. Ему также принадлежит «теория шести рукопожатий».
Свидетельство о публикации №215052001563
Эгрант 23.12.2015 17:22 Заявить о нарушении
Спасибо за отклик!
Маро Сайрян 24.12.2015 01:50 Заявить о нарушении
Эгрант 24.12.2015 09:00 Заявить о нарушении
Маро Сайрян 24.12.2015 16:45 Заявить о нарушении
Эгрант 24.12.2015 19:42 Заявить о нарушении
Маро Сайрян 24.12.2015 20:01 Заявить о нарушении