Русский Бонна. А. А Харламов

Алексей Харламов. Юные цветочницы. 1885.Картина продана на аукционе
Sotheby’s в Нью-Йорке в 2007 году  за $3 176 000.

          Алексей Алексеевич Харламов(1840- 1925гг) настоящее имя - Харитон Платонов - русский художник, мастер портрета.Часто его называют салонным художником, который при жизни пользовался большим успехом.

       Русский Бонна называли его парижане.Позднее он оказался почти забытым, но в последние годы интерес к его произведениям, прежде всего за рубежом, заметно возрос: на крупнейших мировых аукционах его картины продаются за рекордно большие суммы. В России же до сих пор его имя известно главным образом искусствоведам и коллекционерам.

        Алексей Харламов родился в многодетной семье крепостного крестьянина. У родителей он был седьмым ребенком. Вскоре после его рождения хозяева решили продать его родителей другой помещице, оставив при этом детей себе.

         Маленькому Алеше повезло — из-за младенческого возраста он не мог быть отлучен от матери и потому был продан вместе с родителями. В 1850 году родители Алексея вместе с ним и ещё двумя младшими детьми получили свободу. Вскоре семья переехала в Санкт-Петербург.

     В Санкт-Петербурге Алексей в 12 лет начинает брать уроки рисования у вольнослушателя Академии художествВ.Я Афанасьева. Он очень старается в учебе и в 1854-м году поступает в Императорскую Академию художеств, где становится учеником профессора А. Т. Маркова, представителя позднего классицизма.

            За успехи в рисовании и живописи Алексей Алексеевич 1857 и 1862 гг. получает две Малые серебряные медали, а в1863 году — две Большие серебряные. В 1866 году Харламов получает Малую золотую медаль за картину «Крещение киевлян», а в 1868 году — Большую золотую медаль за полотно «Возвращение блудного сына в родительский дом..В 1869 году Харламов в числе лучших выпускников Академии получает право на пенсионную поездку за границу.

   Осенью 1872 года Харламов возвратился во Францию и окончательно обосновался в Париже. Вероятно, в это время он и стал учеником популярного тогда салонного художника Л.-Ж.-Ф. Бонна, который был директором Школы изящных искусств. Ему принадлежала решающая роль в становлении Харламова-живописца. Занятия с Бонна помогли Харламову найти свою тему в искусстве.

      Творческие интересы Бонна и Харламова нередко почти или полностью совпадали во времени. Харламовские «Итальянки», которых художник начал писать уже в 1870 году, прямо продолжают «Итальянок» Бонна.
 

      Связь между работами Бонна и Харламова наблюдается также и в технике исполнения, прежде всего, в щедром использовании асфальтосодержащих красок и кроющих лаков.

       В 1874 году художник стал академиком Санкт-Петербургской Академии художеств. Это звание присудили за работы «Итальянская девочка с цветами», «Девочка-швея», «Головка итальянки», «Бедный музыкант», «Мордовская девушка»

      «Мордовская девушка», без сомнения, одна из лучших его «головок». Вероятно, сам мотив был навеян или воспоминаниями о детстве, о родном доме в Саратовской губернии, или о какой-то более поздней поездке в Саратов, где всегда жило много представителей этой народности. Это одна из редких «головок» художника, имеющая если не русский, то «российский» оттенок.

       Художник этнографически точен в передаче мордовского костюма одной из этнической групп мордвы – эрзя. Однако модель (несомненно, найденная в Париже) по внешности напоминает другую этническую группу мордвы - мокша. Отличает от большинства харламовских «головок» «Мордовскую девушку» и то, что в ней почти нет налета слащавости.

   Успеху Харламова в 1870-е годы немало способствовала его принадлежность к кругу, сложившемуся вокруг И. С. Тургенева и певицы Полины Виардо-Гарсиа (1821 – 1910). Художник стал завсегдатаем их дома. А в январе 1875 года начал работать над портретом И.С.Тургенева.

     Тургенев ценил Харламова как портретиста, отмечал его дар колориста и общую высокую культуру харламовской живописи. Близость Харламова Тургеневу подтверждается частыми упоминаниями его имени в тургеневских письмах, харламовским циклом иллюстраций к «Дворянскому гнезду» и, в конце-концов, тем, что о смерти Тургенева из всех знакомых ему сообщили первому.

    С 1870-х годов в творчестве Харламова появляется линия, которая впоследствии станет ведущей - так называемые «головки» и близкие к ним жанровые композиции. По поводу «головок» один из рецензентов справедливо полагал, что все они «суть не что иное как «незаказанные» портреты.

    Но при всём при этом «головки» составляют большую часть творческого наследия Харламова. Несомненно, не последнюю роль в их создании играл и коммерческий успех. Видимо, к их созданию в первые годы пенсионерства Харламова подтолкнула нелёгкое положение в финансовом отношении - денег, высылаемых Академией своим пенсионерам, едва хватало на самый скромный образ жизни.
   
        В 1872 же году Харламов вступает в Товарищество передвижных художественных выставок . В конце 1875 года после окончания срока пенсионерства Харламов приехал в Россию, однако уже осенью следующего года он навсегда возвращается во Францию.

         Произошло это, по мнению известного журналиста того времени Н. Н. Брешко-Брешковского потому, что в 1870-е годы в России «от картин не только большая публика, но даже и сами художники требовали гражданского служения, а не технические достоинства». И поэтому Харламов «рисковал остаться неоцененным». Другой причиной эмиграции Харламова было и то, что Алексей Алексеевич, как писал И. Е. Репин, «ужасно любит Париж» и желал бы там остаться навсегда.

        По возвращении в Париж Харламов снимает мастерскую в доме на Пляс Пигаль, и превратил ее в модное ателье. Позднее Харламов купил дом в Веле. Этот город был любим художником. В дар городку он передал многие свои работы. В Веле же Алексей Алексеевич познакомился с юной Фанни Шютц (Фелией Литвин), ставшей впоследствии знаменитой певицей.

       Их дружба будет продолжаться вплоть до смерти художника. Последние годы жизни Алексей Харламов провел в бедности и одиночестве. Единственным человеком, скрашивающим его старость, была Фелия Литвин, любившая Алексея Алексеевича как своего отца. Умер Алексей Алексеевич Харламов весной 1925 года в Париже. Похоронен 13 апреля того же года на кладбище Пер-Лашез.

      
   Алексей Харламов  не был художником, определяющим пути развития русского искусства второй половины XIX века, но и он внес свой вклад в утверждение престижа русской живописи в Европе.
     В начале XXI века интерес к произведениям художника возрос.Самые дорогие картины Харламова,проданные на аукционах.

 Маленькая швея
Bonhams, Лондон, 27.11.2006
    $1 173 846

 Девочка, выдувающая пузыри
    Bonhams, Лондон, 09.06.2008
    $1 114 201

 Девушка, составляющая букет
    Christie’s, Лондон, 26.11.2008
    $1 067 739

Текст с иллюстрациями других работ художника.http://maxpark.com/community/6782/content/2082137


Рецензии